Справка: Автоматизация Государственного регистра Армении при содействии USAID позволила поместить всю информацию о юридических лицах Армении, а также о порядке прохождения регистрации на сайте www.stateregistry.am

Г-н Мукучян, какая основная задача программы автоматизации государственного регистра юридических лиц Армении, в частности, помещение этих данных в интернет?

Основная задача создания данной программы - не только помещение данных в интернет. Вообще, данные - лишь малая часть проделанной работы. Мы задались целью придать публичность и прозрачность всем процессам, протекающим в госрегистре. Известно, что первый шаг любого предпринимателя - это государственная регистрация. Насколько либеральна регистрационная система страны, тем благоприятнее поле для иностранных инвестиций, а также формирования новых организаций. Первые шаги в направлении упрощения регистрационной системы были сделаны еще в 1998 -1999 гг. В 1999 году сроки регистрации юридических лиц были сокращены от 30 до 2-3 дней. В 2001 году был принят новый закон о регистрации, призванный максимально упростить эту систему. В дальнейшем перед нами встал вопрос создания современной информационной базы, а также обеспечения электронной связью Центра с региональными подразделениями, которые также осуществляют регистрацию юридических лиц. Раньше путь передачи информации из подразделений в центральный орган регистра был бумажный, что отнимало много времени и средств. Благодаря содействию Агентства развития США (USAID) стало возможным осуществить программу разработки, хранения и ввода в действие информационной базы юридических лицах и частных предпринимателей, которых сегодня насчитывается около 130 тыс.

Вторая задача, которую решила программа - наличие поисковых возможностей по самым разным параметрам. Программы, которые использовались в регистре в 1994 - 1995 гг., когда эта структура только сформировалась, были морально устаревшими. Третьим этапом работы стало создание веб-сайта, где на армянском и английском языках представлена вся законодательная база, касающаяся регистрации и лицензирования.

Здесь можно найти и подстраницу - своеобразный компас, доступно представляющий порядок регистрации в соответствии с требованиями закона, дающий все координаты центрального органа и подразделений, номера телефонов, электронные почты и имена ответственных руководителей. Сегодня мы осуществляем также регистрацию ликвидированных организаций. Юридическое лицо публикует информацию о своей ликвидации в СМИ, а следить за этим процессом в газетах очень неэффективно, поскольку информация может быть опубликована и в региональной газете. Сегодня информация о ликвидации юридических лиц страны печатается в газете "Республика Армения", мы же, в свою очередь, размещаем ее на нашем сайте. За это никакой дополнительной платы не взимается, это бесплатная информация, цель которого - проинформировать всех кредиторов того или иного ликвидируемого субъекта.

Кроме того, программа позволяет осуществлять регистрацию в системе он-лайн. Однако здесь должны быть решены ряд вопросов, касающихся взымания государственных пошлин, предоставления документов юридическим лицом, передачи ему удостоверения и электронной подписи. Отмечу, что 3 июня правительство Армении одобрило законопроект об электронном документе и электронной цифровой подписи. Необходимо тщательно изучить международный опыт и по возможности привести его в соответствие с армянским законодательством. Вся информационная база о юридических лицах открыта. Сегодня, каждый субъект, может обратиться в госрегистр и, заплатив 1000 драм (менее $2) государственной пошлины за одного субъекта, получить информацию о данном субъекте. Это очень важно, поскольку зачастую для защиты человек должен быть хорошо информирован.

На странице размещена также обобщенная информация в цифрах за месяц (сколько организаций зарегистрировалось, сколько ликвидировано). Все это способствует развитию предпринимательства, потому что чем меньше препятствий, тем больше это поле становится доступным. Я считаю большой реформой то, что в 2001 году госрегистр перешел под юрисдикцию министерства юстиции и стал органом, осуществляющим исключительно юридические функции, а не статистические.

На какие средства была разработана данная программа?

Программа, в основном, реализована на грантовые средства USAID. По итогам переговоров, между Арменией в лице министерства юстиции и руководством USAID был подписан Меморандум о взаимопонимании. Организация выделила около $300 тыс., а министерство тут являлось заказчиком. Решение вопросов технического характера также легло на американскую сторону. 4 человека были 2 раза направлены на курсы переподготовки в Москву, а остальные работники прошли соответствующие курсы в Армении.

Преследует ли программа антикоррупционные цели?

Конечно, поскольку важнейшей задачей антикоррупционной стратегии - прозрачность, что и обеспечивается. Целью номер один этой программы - не только разработка законодательных пакетов и представление на рассмотрение парламента, но и антикоррупционная стратегия. Параллельно с информированностью повышается и общественный контроль. Волокита регистрационных процессов сокращена примерно на 60%. Чем меньше связь субъекта с госчиновником, тем эффективнее борьба с коррупцией. Так что, информированность - лучшая борьба против коррупции.

Что получает хозяйствующий субъект от инновационной программы?

Экономия времени, полноценный общественный контроль, информированность о ликвидированных организациях, полноценная информация о зарегистрированных в Армении юридических лицах, ежедневное ознакомление с законодательством о юридических лицах. Ведь не секрет, что информация о партнере от третьего лица наиболее достоверна.