Донбасс в истории и культуре России
Андрей Чернов. Донбасский код: статьи и очерки. Луганск: Пресс-Экспресс, 2019
Истории регионов и провинций напоминают мировую историю. Как некогда разнообразная жизнь мира сводилась к Европе (центру), так и ныне нередко жизнь областей рассматривается сквозь призму жизни столиц.
Поэтому восстанавливаемый на страницах книги общественного деятеля и историка литературы Андрея Чернова феномен Донбасса не может не радовать.
Интересно изменение названия региона. До революции эти места в разное время назывались «Донецкий кряж», а позже «Донецкий горный кряж», «Донецкая возвышенность», «Донецкая горная страна», «Донецкий бассейн» и «Донецкий каменноугольный бассейн».
По мнению Чернова, привычный нашему уху «Донбасс» впервые появляется после революции, когда в речи и на письме стали преобладать (отчасти, как дань моде) различные сокращения и аббревиатуры. Так, в телеграмме от 22 апреля 1919 г. Владимира Ленина командующему Украинским фронтом Владимиру Антонову-Овсеенко уже присутствуют слова «Донбассфронт» и «Донбассейн». А пару недель спустя в телеграмме украинскому советскому правительству от 5 мая председатель совнаркома выражал свое неудовольствие:
Не менее интересен рассказ исследователя о заселении региона. Помимо русских и украинцев там, например, «в 1753 году на южном берегу Северского Донца, от реки Бахмут до устья реки Лугань, были размещены военные переселенцы с Балкан — главным образом сербы, влахи, молдаване, венгры. Об этом повествует знаменитый роман «Переселение» сербского писателя Милоша Црнянского. Отданная им территория образовала своеобразную административную единицу, названную Славяносербией. Она находилась в непосредственном подчинении Военной коллегии». Впрочем, в 1764 г. Славяносербия была упразднена, а ее территория вошла в состав Новороссийской губернии.
Естественно, историк литературы Андрей Чернов не может не писать о «писательском коде» Донецка. Помимо рассказов о посещении региона Владимиром Маяковским или Константином Паустовским, который первый раз оказался в «краю угля и металла» еще до революции в 1916 г., он пишет и о местных писателях. Так, несколько страниц посвящено Олегу Бишареву (1947−1997). Бишарев был незаурядным литературоведом (исследовал творчество Есенина), поэтом и автором детских сказок. В одной из них есть «маленький воробьишко, который не знал, на какой сигнал светофора — красный или зеленый — переходить улицу. И никак не мог понять, что ему, птице, не нужен никакой сигнал».
Жаль, что и мы не можем понять, что для изучения региональной культуры никакого сигнала не нужно.