"На Западе давно извлекают прибыль из искусства": Интервью Элизабет Хереш ИА REGNUM
Элизабет Хереш. Публицист. Эксперт по России. Родилась и выросла в Австрии. Закончила институт славистики и романистики в г. Граце. Говорит на пяти языках, в том числе по-русски. Считает русский язык одним из самых богатых в мире. За последние десять лет объехала все страны распавшегося Советского Союза. Написала несколько книг о падении российской монархии. Уверена, что в 1917 году Россию погубили, а сейчас неровными путями идет процесс возрождения русской культуры. Представляет в России интересы немецкой фирмы "Махольд редкие скрипки".
Элизабет Хереш ответила на вопросы корреспондента ИА REGNUM:
Госпожа Хереш, известно, что одной из Ваших задач в России является презентация скрипки работы Антонио Страдивари "Императрица России".
Эта скрипка была изготовлена в 1708 году по заказу российского императорского двора. Она часто звучала при дворе Елизаветы Петровны, затем была передана в частные коллекции, а после революции покинула Россию. Благодаря господину Махольду в прошлом году скрипка снова звучала в Петербурге - на концерте-презентации в Екатерининском дворце. Но Дитмар Махольд уверен, что скрипка должна полностью вернуться в Россию. И он прикладывает сейчас много усилий, чтобы убедить российских бизнесменов вложить деньги в культурное наследие родной страны.
Они не соглашаются?
Мне кажется, русские бизнесмены пока не совсем понимают, как это важно для России и прибыльно для бизнеса, а также хорошо для имиджа. Хотя их коллеги в Америке и в Европе - успешные банкиры и промышленники, русские по происхождению, - уже ведут с господином Махольдом переговоры о приобретении скрипки.
На Западе вложения денег в предметы искусства считаются прибыльными?
Да. Более того, для банков или частных инвесторов эти вложения считаются наиболее стабильными и независимыми от различных рыночных обстоятельств. Ведь старинных музыкальных инструментов не становится больше, скорее, наоборот, поэтому их стоимость с каждым годом растет. Специалисты говорят, что такие вложения дают до 20 процентов прибыли в год плюс профиль спонсору. Неслучайно Австрийский национальный банк, который обязан проводить консервативную политику, приобрел коллекцию из 29 инструментов подобного класса. Это их вклад в культуру. Аналогичные операции провел Немецкий банк. В США создан банковский пул, который также приобрел уникальный старинный инструмент. А по первой программе австрийского радио прошел аукцион, в ходе которого каждый слушатель мог заплатить любую сумму по своим возможностям и стать владельцем части старинного инструмента. В результате, за несколько часов радио-концерта была собрана довольно большая сумма и все желающие стали совладельцами этого инструмента. И это было сделано ради того, чтобы инструмент остался в Австрии и был дан на использование молодому, очень обещающему музыканту.
А сколько стоит "Императрица России"?
Специалисты оценивают ее в несколько миллионов долларов. Она была создана в "золотой период" Страдивари. Но есть и менее дорогие инструменты. Насколько я знаю, для русских музыкантов важно, чтобы скрипку приобрели именно русские бизнесмены, потому что тогда появится возможность русским талантам играть на ней. В декабре прошлого года в Екатерининском дворце играли молодые очень талантливые музыканты, 25 мая в Мариинском дворце на открытии отреставрированной ротонды играют стипендиаты фестиваля "Дворцы Петербурга" - учащиеся лицея Санкт-Петербургской государственной Консерватории. Но это только два концерта, больше возможности держать в руках "Императрицу России" у них нет. Необходимо воссоздать здесь коллекцию ценных инструментов (как в Москве государственная коллекция) для вашей музыкальной элиты будущего. Хотя, безусловно, это один из элементов возрождения русской культуры.