Иностранцем, внушившим молодому Петру Первому идею европейской модернизации России, переворота в стране, был Франц Лефорт. Серией хорошо продуманных действий, вроде знакомства царя в Немецкой слободе с Анной Монс, ставшей любовницей Петра, погружением государя в фантасмагорический мир Немецкой слободы, строительством потешного флота в Переяславле-Залесском, он добился полного доверия царя. Назначен главой Великого посольства в Европу 1696 году, во время которого окончательно сформировалась программа петровской «революции сверху». Во время путешествия умело организовал знакомство царя с передовыми техническими новинками Европы. Познакомил царя с идеями меркантилизма, которыми Петр впоследствии руководствовался.

Франц Ленфорт. Гравюра XVIII с рисунка Шенка

Лефорт проник в Россию через Архангельск, обстоятельства посещения Архангельска в свите Петра свидетельствуют, что кораблестроительная программа России находилась под контролем Лефорта.

Необъяснимое влияние на царя вело к легендам, в которых Лефорт назывался отцом царя или чуть ли не его любовником.

Портрет Франца Лефорта работы М. фон Мюсхера. 1698 год

Лефорт проникает в Россию в Архангельске

Ирина Гузевич, историк: «Лефорт Франсуа <…> (2/12.1.1656, Женева — 2/12.3.1699. Немецкая слобода под Москвой…), русский государственный и военный деятель, дипломат, полный генерал (…1693 г.) и адмирал (дек.1695 или янв.1696) …восьмой ребенок в семье из девяти.

Женился в июле 1678 г. в Немецкой слободе на католичке Элизабет Суэ. От этого брака — сын Андрей Лефорт <…> а также 10 детей (6 дочерей и четыре сына), умерших во младенчестве или в очень юном возрасте…

Был равен ростом Петру, но шире его в плечах и такой же физической силы <…> Был прекрасным наездником, хорошо владел стрельбой из лука, побеждал в соревнованиях и «в Киеве имел честь быть царем всех аматеров» <…> один из первых создателей поведенческой модели «командир полка — отец солдатам» <…> Лефорт, будучи устроителем многочисленных пиров, по свидетельствам современников всегда сохранял над собой контроль и не давал «вину одолеть себя».

Родные предназначали его карьере коммерсанта <…> вступил волонтером в Курляндский полк <…> участвовал в баталии при Уденарде <…> в осаде г. Граве на Маасе <…> во время затишья в военных действиях на него обратил внимание полковник голландской службы Яков фан Фростен, якобы по воле царя Московии, а в действительности по собственной инициативе набиравший офицеров на службу. Лефорту был обещан офицерский патент.

21/31 июля 1675 г. группа из 14 штаб‑ и обер-офицеров, пять «прусских» капитанов <…> в числе которых оказался и Лефорт, давший о себе ложные сведения <…> погрузились в Амстердаме на корабль, который, выдержав в море жестокий шторм, 4/14 сентября 1675 г. прибыл в Архангельск, где их никто не ждал. Объявились в съезжей избе.

Из выписки, сделанной в Посольском приказе, ясно, что осенью воевода Федор Полуэхтович Нарышкин писал в Москву с Двины о приезде иноземцев, в числе которых был капитан «Фрянс Лефорт» вместе с четырьмя капитанами «родом сказали Пруския ж земли города Дансика…» Ко времени приезда, помимо французского, Лефорт владел голландским и итальянским языками. Последнее позволило ему войти в контакт с итальянским коммерсантом Франческо Гуаскони, приехавшим в Архангельск из Немецкой слободы в Москве. Несмотря на конфессиональные различия (Гуаскони был одним из столпов католической общины в Немецкой слободе), тот снабдил Лефорта деньгами (60 талеров) в ожидании ответа на запрос воеводы о судьбе приезжих.

В ноябре 1675 г. Алексей Михайлович отказал в приеме на службу всем приехавшим, потребовав их выслать на том же самом корабле. Однако, получив челобитную всех офицеров, направленную непосредственно ему, дал согласие на их приезд в Москву, но исключительно за свой счет. По утверждению Посельта, ссылавшемуся на донесение дьяка Зыкова Посольскому приказу, вся группа 19/29 января 1676 г. выехала в Москву.

Однако из выписки, сделанной в Посольском приказе, следует, что они явились в Москве в этот же приказ уже 20/30 декабря 1675 г. 30.3/9.4. 1676 г. офицеров принимал уже новый царь Федор Алексеевич, однако через пять дней, 4/14 апреля 1676 г. он отказал им в зачислении на службу и потребовал их возвращения, хотя вскоре смилостивился: «И апреля в 4 день в Посольском приказе, сшед сверху, Артемон Матвеев выезжим иноземцам сказал, что они великого государя в службу ненадобны, а ехали б в свою землю или куды похотят за море». Но «капитану Францу Лефорту отпуску с Моквы не сыскано» (1).

Рисунок Архангельска из голландского атласа. 1765 год

Лефорт — фаворит царя

Ирина Гузевич, историк: «(Лефорт) через Гуаскони познакомился с полковниками шотландцами Полом (Павлом) Менезием и Патриком Горлоном <…> Лефорт с трудом адаптировался к русскому климату: зимой 1677 г. шесть недель болел «горячкою», и врачи опасались за его жизнь… Брак с Елизаветой Суэ в июле 1678 г., означавший, что Лефорт остается в Московии, сильно упрочил его положение… 10.8.1678 г. Лефорт был действительно принят на русскую службу капитаном… Осенью был назначен командиром роты, входившей в состав гарнизона Киева… Он пробыл на юге два с половиной года… в походах против турок и крымских татар, отражая их набеги на Левобережную Украину.

Во время конфликта Петра I с царевной Софьей Алексеевной вместе с другими иноземными офицерами перешел на сторону Петра <…> Именно эта акция окончательно решила дело в пользу Петра, а Лефорта подбросила в его карьере <…> 16/26 февраля 1690 г. Лефорт был произведен в генерал майоры <…> Первое посещение Петром его дома и обед у него зафиксированы лишь 3−13 сентября 1690 г. <…> Но с тех пор царь стал бывать у него все чаще и чаще, иногда оставаясь ночевать. С этой эпохи начинается дружба Лефорта и Петра <…> но петровским фаворитом он стал только во второй половине 1691 г. <…> С сентября 1691 г. произведен в генерал-лейтенанты.

В конце 1691 г. сопровождал Петра, ездившего в поисках озера, более обширного, чем Переяславское (Полещеево), для постройки судов (побывали на Кубенском озере). В первой половине 1692 г. быстро и эффективно обеспечил поставку материалов и снаряжения, необходимого для постройки флота: пушек, пороха, якорей, канатов, парусины, железных вещей, лодок <…> смог присутствовать в Переяславле на маневрах <…> командуя 30-пушечным кораблем «Марс» <…>

Осенью 1692 г. встал вопрос о расширении дома Лефорта, который оказался мал для балов и танцевальных вечеров <…> Пир по случаю открытия залы, совмещенный с прощальным пиром при отъезде Петра в Архангельск, продолжался четыре дня <…> Лефорт, будучи устроителем многочисленных пиров, по свидетельствам современников, всегда сохранял над собой контроль и не давал «вину одолеть себя». На следующий день Петр в сопровождении Лефорта и свиты выехал из Москвы <…> 29.4/9.5.1694 Лефорт дал в новой зале прощальный пир по поводу отъезда в Архангельск. Отъезжали в несколько групп (29 и 30 апреля). Петр выехал 1/11 мая, а Лефорт на следующий день» (2).

Лефорт везет царя в Архангельск

«Письмо Лефорта от 12 мая, в котором царский фаворит писал своему брату Ами в Женеву: «4 июля мы с его царским величеством едем в Архангельск. Большинство первых князей и вельмож будут нам сопутствовать, что же до иностранцев, то я не беру никого, помимо одного майора и двух капитанов да нескольких слуг. Его царское величество отправляется туда развлекаться, и там велено даже построить несколько барок и большое судно» (3). 102
Юрий Беспятых, историк
«С 4/14.7.1693 по 1/11.10.1693 Лефорт участвовал в поездке Петра в Архангельск. В день именин Петра, 29.6/9.7.1693 г. он получил чин полного генерала <…> прибыли в Архангельск 18/28 мая. С 14/24 по 21/31 августа Лефорт участвовал в морском походе до Святого носа на царском (голландском) фрегате («адмиральском корабле»), где шкипером был Петр I. Обратная дорога — сухим путем с 26.8−5.9 по 5−15.9.1694» (4).
Ирина Гузевич, историк
Рабочий колет Петра Первого из лосиной кожи, в котором он работал на строительстве кораблей. Экспозиция Центрального военно-морского музея

Лефорт контролирует кораблестроение России

Еще на Плещеевом озере Лефорт обеспечил строительство потешного флота, который был совсем не потешным по количеству пушек на кораблях и их размерам и был оснащен всем необходимым. Когда встал вопрос о флоте, имеющем выход в море, об Архангельске, в ручном режиме контролировать постройку судов стало невозможно. Надо было отправиться туда самому или отправить доверенного человека. Таким человеком стал купец Елизарий Избрандт, с которым Лефорт породнился через брак племянника на сестре Избрандта. Елизария Лефорт знал и ранее и даже вел его торговые дела во время его путешествия в Китай.

Вторым направлением создания флота могла стать постройка кораблей в Европе. Серийное строительство обошлось бы чрезвычайно дорого, но несколько разных судов, построенных на голландских верфях, стали бы образцами для строительства однотипных судов в России. И тут Лефорт был ключевым человеком, так как знал в Голландии нужных людей и его знали.

«Сенебье Филипп, (16? — не ранее 1718) женевец, полковник русской службы. Троюродный племянник Лефорта. <…> 18−29 июля 1692 года женился на Елизавете Елизарьевне Избрандт — сестре известного купца и путешественника Елизария Избрандта Идеса (1657−1708), которому Лефорт покровительствовал и дела которого вел, когда тот ездил в Китай (март 1692 — февраль 1695). На свадьбе присутствовал Петр I. Она проходила в доме Лефорта <…> В мае 1693 г. Елизавета была на последних месяцах беременности. К этому времени Сенебье, по-видимому, не без влияния дяди, остепенился, ибо ранее вел довольно разгульную жизнь и был заядлым игроком <…> Сенебье также сопровождал Петра I во второй его поездке в Архангельск в мае — сентябре 1694 г.» (5).
Ирина Гузевич, историк
«Ф. М. Апраксин неоднократно обращался к Петру с просьбой назначить в Архангельск компетентного в кораблестроении человека <…> Однако царь не мог найти подходящей кандидатуры. Лишь в 1700 году Петр назначил экипажмейстером в Архангельск <…> Елизария Елизарьевича Избрандта <…> Состоятельный купец, он еще в 1677 году начал торговать с Россией <…> В 1693 году Петр направлял его в Китай, поручив ему миссии дипломатического и торгового характера <…> Прибыв в 1700 году в Архангельск, Избрандт начал свою деятельность… В 1701 году на воду были спущены «Святой Павел», «Святой Андрей», «Эксбой», «Зеленый дракон», «Ричард Энхен» и «Меркуриос»… К 1703 году в состав верфи были включены четыре новых эллинга, судостроительная мастерская, кузница с 12 горнами <…> канатный завод со <…> смоляным сараем <…> С 1701 по 1708 год в Соломбале были построены около двух десятков торговых судов, в том числе «Св. Петр», «Св. Иоанн», «Св. Григорий», «Св. Филипп», «Св. Благовещенье» и еще другие, имена которых не оставила история» (6).
Израиль Быховский, историк

Юрий Беспятых, историк: «9 февраля 1694 г. когда новая поездка на Белое море была уже делом решенным, Лефорт сообщил своему адресату: «Я по приказу его царского величества написал бургомистру Амстердама Витсену относительно военного корабля, который был оснащен 40 пушками и всем необходимы для них»; царь уже озаботился о переводе 40 тысяч талеров в плату за него. «Кроме того, будут готовы еще два других корабля…» (7). 136

19-го царь явился к Гордону <…> все собрались на одном из Соломбальских островов (Среднем) назавтра. Около полудня царь рубил канаты топором, и фрегат, обошедшийся казне в 1462 рубля 19 алтын, очень удачно, согласно отзыву Гордона, съехал по салазкам (стапелю) в воду. Петр задал на палубе пир, продлившийся до глубокого вечера <…> Лефорт так отозвался о нем: «Второе судно, выстроенное здесь в Архангельске, — прекрасный военный корабль с двадцатью четырьмя пушками» (8). 154

«Фрегат строился в Роттердаме в 1693—1694 гг., прибыл в Архангельск к Соломбальскому острову 21/31 июля 1694 г. под бело-сине-красным триколором (который стал после этого события русским флагом) и был назван «Святое пророчество». Галера в разобранном виде прибыла к началу июля 1695 г. И по приказанию Петра была отправлена Виниусом к Москве. Послужила образцом для галер первого Азовского флота…» (9).
Ирина Гузевич, историк
«11 июля <…> второй архангельский корабль был полностью готов. С большим нетерпением царь ждал голландский фрегат. Наконец 20 июля он пришел к Двинскому устью, а 21-го в 4 часа пополудни под приветственные орудийные залпы встал на якорную стоянку в Архангельске. Корабль шел не под голландским, а под российским флагом, цвета которого <…> были заимствованы Н. Витсеном или самим Петром (с перестановкой местами белого и синего полей) у голландского национального флага <…> Еще 24 марта Витсен описал его Лефорту: «На судне находится сорок хороших матросов. Оно вооружено сорока четырьмя пушками <…> Теперь пред городом развевается флага его царского величества. Я приказал доставить на фрегат три тысячи пудов пороха <…> Судно построено из самого крепкого дерева <…> оно одно из лучших ходоков <…> плата экипажу довольно высока <…> кормовая каюта снабжена великолепной походной кроватью прекрасными матрасами <…> я приказал штурману снабдить кормовую каюту салфетками, скатертями, блюдами, посудою и всеми небходимыми <…> принадлежностями, а также сделать запас вин <…> и согласно желанию его величества взять с собою обезьян и маленьких болонок» (10). 170
Юрий Беспятых, историк
Голландская морская карта устья Двины Иоанна ван Келена. 1680 год

Ирина Гузевич, историк: «Во время первого Азовского похода (25.4/ 5.5 — 22.11/2.12.1695) входил наряду с Петром I, П. Гордоном и А. М. Головиным в состав коллективного руководства корпусом, осаждающего крепость <…> На обратном пути, при переходе через степь в тяжелейших условиях под снегом и дождем по обледенелым пространствам, в середине или второй половине октября 1695 г. Лефорт упал с лошади и сильно ударился правым боком о камень. Полученное ранение в конечном счете послужил причиной его смерти <…>

6/16 декабря 1696 г. состоялся царский указ о снаряжении Великого посольства к европейским дворам, инициатором которого был в значительной степени Лефорт, которого царь назначил первым великим и полномочным послом (из трех) <…> как посол помогал Петру устанавливать контакты, принимал участие в тайных переговорах с другими монархами (в т. ч. с Вильгельмом III в Утрехте 1/11 сентября 1697 г.) <…> В связи с известями о стрелецком бунте Лефорт, Ф. А. Головин (второй посол) и видимо Петр 19/29 июля покинули Вену на почтовых, направляясь в Москву <…> Во время массовых казней стрельцов 17/27 октября 1698 г., когда царь заставил представителей своего окружения выполнять роль палачей, Лефорт <…> категорически отказался в этом участвовать <…> Последние три в половиной года своей жизни тяжело болел — не заживали раны <…> Умер в своем дворце в Немецкой слободе 2/12 марта 1699 г. <…> оставил после себя немного земель и огромные долги (ок. 6 тыс. рублей в т. ч. 2,5 тыс. экю за пансион своего сына в Женеве), который оплатил царь.

Согласно московскому мифу, Лефорт являлся отцом Петра I (хотя приехал в Москву через три с половиной года после рождения Петра — якобы у него и царицы Натальи одновременно родились сын и дочь и были заменены один на другую, ибо царице после рождения дочери грозила опала» (11).

Лефорта в России не сказать что чтут, но помнят. В Калиниграде есть бульвар Лефорта, в Москве — муниципальное образование Лефортово. На московской Бауманской улице стоит Лефортовский дворец, существует Лефортовский парк. На Третьем кольце в Москве построен Лефортовский тоннель, есть в столице Лефортовский мост, улица Лефортовский вал, гостиница «Лефортово» и Лефортовский мост, рынок «Лефортовский». В Москве стоит памятник Лефорту, наконец, есть Лефортовская тюрьма.

Лефорта любят изображать в исторических романах и фильмах, правда, вместо гиганта огромной физической силы, его изображают женственным аристократом, как это сделал автор исторических романов Шильдкрет, да и в фильме «Россия молодая» его внешний вид далек от описаний.

Лефорт вызывает симпатии отсутствием указаний на мздоимство, этого бича Петровской эпохи, сильным семейным инстинктом — множество родственников приехало вслед за ним в Россию — и трагическим концом.

Интересно, как выглядела бы Россия при Петре, осуществись указ царя Алексея Михайловича о выдворении Лефорта из России на том же судне, на каком он прибыл в Архангельск?

Примечания:

  1. Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Первого. Под редакцией В. С. Ржеутского и Д. Ю. Гузевича. М. 2018. С.418−419
  2. Там же. С.419−422
  3. Ю. Н. Беспятых. Архангельск накануне и в годы Северной войны 1700−1721. Пб. 2010. С.102
  4. Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Первого. Под редакцией В. С. Ржеутского и Д.Ю.Гузевича. М. 2018. С.421−422
  5. Там же. С.551−552
  6. И. А. Быховский. Архангелогородские корабелы. Архангельск. 1988. С.27−30
  7. Ю. Н. Беспятых. Архангельск накануне и в годы Северной войны 1700−1721. Пб. 2010. С.136
  8. Там же. С.154
  9. Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Первого. Под редакцией В. С. Ржеутского и Д. Ю. Гузевича. М. 2018. С.422
  10. Ю. Н. Беспятых. Архангельск накануне и в годы Северной войны 1700−1721. Пб. 2010. С.170
  11. Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Первого. Под редакцией В. С. Ржеутского и Д. Ю. Гузевича. М. 2018. С.422−423