В Баку только что закончилось заседание азербайджано-американской рабочей группы по экономическому сотрудничеству. Как вы оцениваете работу этой гpуппы?

Американские эксперты - члены этой группы поддерживают макроэкономический курс, проводимый правительством Азербайджана. Американская сторона выразила удовлетворение макроэкономической политикой Азербайджана, проведением бюджетной политики, управлением внешним долгом, стремлением правительства улучшить инвестиционный климат в стране. Мы на этом заседании обсудили ряд вопросов, связанных с планами правительства Азербайджана по управлению нефтяными доходами, а также вопросы инвестиционного климата, налоговой политики, состояния банковского сектора и ряд других. Одним словом, мы провели довольно полезный обмен мнениями по различным аспектам американо-азербайджанского сотрудничества.

Почему тогда США не включили Азербайджан в программу "Фонд "Вызовы тысячелетия" (Millenium Challenge Account)?

Правительство Азербайджана уже обратилось к правительству США с предложением включить Азербайджан в эту программу. Мы поставили вопрос перед правительством США о включении Азербайджана в программу Millenium Challenge Account. Я думаю, это предложение будет учтено американской стороной, и Азербайджан включат в группу стран, на которых распространяется эта программа. Азербайджан соответствует всем параметрам, предъявляемым американской стороной для участников программы. Для того чтобы попасть в список стран, которым США окажут безвозмездную помощь в рамках этой программы, нужно отвечать определенным критериям. США направят финансовую помощь в те развивающиеся страны, которые демонстрируют, что их власти придерживаются верховенства закона, правительство которых не подвержено коррупции и соблюдает политические свободы. Кроме того, программа требует от властей усилий, направленных на поддержку образования и здравоохранения, а также экономических свобод - открытого рынка, прозрачной налоговой и валютной политики, содействие частному сектору. На заседании совместной группы мы еще раз подняли этот вопрос, и думаю, что американская сторона в дальнейшем включит Азербайджан в число участников этой программы.

Как известно, в настоящее время правительство Азербайджана ведет разработку проекта госбюджета на 2005 год. Каковы прогнозы по основным параметрам бюджета на следующий год?

Как вы знаете, в последние годы правительством проведен большой объем работы по нормализации бюджетного процесса. Если проанализировать и сравнить эти работы с мероприятиями, проведенными в прошлые годы, можно заметить, что азербайджанская экономика динамично развивается. Это, в свою очередь, влияет на социальное благосостояние населения. Из года в год наши показатели бюджета являются нормальными, что отмечается международными финансовыми институтами. Ежегодный темп роста ВВП превышает 10%, доходы и расходы госбюджета увеличиваются на 15-17% в год, увеличиваются денежные доходы населения, объем вкладов населения в банках, пенсии, заработная плата, инвестиции.

В соответствии с поручением президента Азербайджана Ильхама Алиева мы приступили к разработке проекта госбюджета на 2005 год. Я считаю, что основу бюджета на следующий год составят мероприятия, которые будут проведены в 2004 году, а именно вопросы совершенствования системы налогообложения, взимания таможенных пошлин, эффективного расходования бюджетных средств. Они будут составлять основу нашей бюджетной политики. Мы будем добиваться дальнейшего обеспечения прозрачности бюджета.

Основу нашей политики в сфере расходов будет составлять дальнейшее снижение дефицита госбюджета, обеспечения своевременного финансирования предусмотренных расходов, финансирование расходов через госказначейство. Вполне возможно, что в 2005 году мы запланируем бездефицитный бюджет. В этом направлении мы проводим определенные исследования. Политика правительства позволила обеспечить сегодня удержание дефицита госбюджета на уровне 0,8-1% к ВВП, тогда как в 1993-1994 годах этот показатель составлял 10-15%, уровень инфляции регулируется государством и ее размер не превышает 2-3% в год.

В 2005 году бюджет Азербайджана обязательно будет инвестиционно направленным. Есть указы Президента, самым серьезным из которых является указ по развитию регионов. В связи с этим в бюджете будут предусмотрены средства для создания рабочих мест в регионах, в результате государством будет обеспечено создание нормальной инфраструктуры в регионах.

Каковы планы правительства по улучшению социального положения населения и какие задачи ставит перед собой кабинет министров в этом направлении на 2005 год?

У нас есть предварительные цифры по исполнению госбюджета за первый квартал 2004 года, согласно которому доходы были исполнены на 107,2%, а рост ВВП будет на уровне 10-11%. Все структуры, от которых зависят поступления в госбюджет, в том числе министерство налогов, таможенный комитет, министерство экономического развития, выполнили свои обязательства. По сравнению с первым кварталом 2004 года, рост доходов составил около 24%. Главой государства подписаны ряд указов, предусматривающих повышение пенсий, заработных плат отдельным категориям работающих. Наличие роста в 2004 году в объеме бюджетных доходов позволяет нормально профинансировать эти расходы. В 2005 году процесс будет продолжен, мы вновь планируем рассмотреть вопрос повышения заработной платы и повышения размера пенсий.

Азербайджан в январе 2004 года присоединился к Европейской социальной хартии. Присоединение к этой хартии накладывает на страну ряд обязательств. В частности, это касается повышения размера минимальной заработной платы. Мы хотим вокруг размера минимальной зарплаты формировать наш бюджет. Процесс будет осуществляться в рамках стратегии сокращения бедности, а также политики правительства, направленной на усиление социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Какие мероприятия предусматривает ваше ведомство по контролю за финансовыми расходами и доходами?

Я считаю, что одной из основных функций Минфина является усиление государственного финансового контроля, обеспечение постоянной защиты государственных интересов. Мы, совместно с другими министерствами (налогов, экономического развития, юстиции, Счетной палатой) подготовили пакет предложений по усилению финансовой дисциплины. На основании этих предложений уже подготовлен проект специального указа Президента страны.

В первую очередь, в этом направлении предусматривается, что доходы и расходы крупных госпредприятий будут контролироваться, что позволит контролировать направления поступления и расходования средств предприятиями. Во-вторых, определенные работы должны быть проведены в коммунальном секторе и они должны быть переданы в долгосрочное управление, что приведет к повышению финансового контроля. Это касается установления счетчиков для создания дисциплины в обеспечении газом, водой, электроэнергией. Помимо этого, мы предлагаем усилить координацию между Минфином и Счетной палатой. В этом направлении мы предполагаем, что Минфин и Счетная палата должны составить график, согласно которому госпредприятия раз в два года будут подвергаться плановым проверкам, т.е. в ряде предприятий такую проверку будет проводить Минфин, а в ряде - совместно со Счетной палатой.

А как обстоит дело с ожидаемым повышением цен на энергоносители в связи с рекомендациями Международного валютного фонда? Как Вы оцениваете сегодняшний уровень сотрудничества с МВФ и Всемирным банком?

Политика правительства Азербайджана заключается в том, чтобы проводимые реформы в этом направлении не влияли на социальное благополучие населения. Это однозначно. Поэтому предложения, высказанные МВФ и Всемирным банком серьезно обсуждаются правительством. Я хочу заверить, что вопросы, относящиеся к населению, скрупулезно изучаются правительством. Такие меры, как повышение цен на энергоносители, не могут проводиться скоропалительно. В настоящее время вопрос повышения цен на бензин и керосин не стоит на повестке дня. Поэтому причин для беспокойства нет.

Что же касается уровня сотрудничества с МВФ и ВБ, я считаю, что они оказали серьезную поддержку в реформах, которые проводились и проводятся в Азербайджане. МВФ оказывало поддержку в создании благоприятного макроэкономического климата, совершенствования законодательства. ВБ также оказывало поддержку в проведении реформ путем выделения долгосрочных льготных кредитов. Поэтому я надеюсь, сотрудничество с финансовыми институтами будет продолжено и в будущем. Между правительством и названными структурами возникают определенные разногласия по ряду вопросов, но мы их решаем. Принимаются только те рекомендации, которые создают условия для повышения социального уровня населения и укрепления государственных органов.

Если не секрет, сколько составляет внешний долг Азербайджана?

Нет, конечно, не секрет. В первую очередь, мы хотим, чтобы у будущих поколений не возникало проблем по обслуживанию внешнего долга. На душу населения внешний долг Азербайджана равен $190-194, тогда как в соседних странах этот показатель в 3-4 раза выше. В отличие от многих госудаpств, Азербайджан имеет возможность полностью погасить эти долги. Размер внешнего долга страны практически совпадает с госрезервами. Внешний долг составляет около $1,6 млрд. Но мы сегодня заинтересованы в получении очень выгодных, дешевых кредитов по ставке 0,75%.