Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 20 мая 2004
"Бермудский треугольник в центре России".
("Сегодняшняя газета", 20.05.04)
Заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков проводит консультации по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в 2004-2005 гг.
Об этом сообщает газета "Ведомости". Министерство финансов уже предложило правительству внести поправки в Бюджетный кодекс, по которым при объединении регионов им в течение трех лет будет гарантирована федеральная поддержка в прежних объемах.
Дата референдума по объединению пока не назначена. Ростислав Туровский из Центра политических технологий напоминает, что успех референдумов по объединению в Пермской области и Коми-Пермяцком округе объясняется тем, что они были совмещены с выборами в Госдуму. "В Красноярском крае и его округах референдумы необходимо совмещать хотя бы с краевыми выборами (ближайшие - в Законодательное Собрание), иначе обеспечить явку вряд ли получится", - полагает эксперт.
По словам чиновника краевой администрации, губернатор Александр Хлопонин пока не уверен, что сможет обеспечить явку на краевой референдум. Например, на президентских выборах явка в крае была самой низкой по стране (51,1%), а за Владимира Путина проголосовало только 60,3% избирателей (при общероссийском результате 71,3% ).
"Про пожары и новоселья...".
("Красноярский рабочий", 20.05.04, Геннадий Айвазов)
По дороге, ведущей на Север, проехала на днях группа краевых чиновников во главе с губернатором Александром Хлопониным. Конечной остановкой в однодневном путешествии по районам стало село Казачинское, с которым, по словам самого губернатора, его связывает многое. И большая беда, случившаяся почти год назад, и масштабное строительство нового жилья, и дружба, проверенная состраданием и совместными трудами, и новые обязательства и обещания казачинцам.
- Приехать я сюда решил по нескольким причинам, - рассказывал губернатор. - Хотелось самому посмотреть, как перезимовали построенные год назад жилые дома. Строили их в авральном режиме, по очень напряженному графику. И, что уж скрывать, есть недостатки. Но все дома по-прежнему находятся на гарантии, и строители сегодня подтвердили, что все недоделки будут устранены в ближайшее время. По большому счету, люди довольны новым жильем.
Повстречался губернатор и с теми, для кого старались краевая власть и строители. В одном доме гостей ждал новый житель села, появившийся на свет уже после новоселья. Самая расхожая шутка теперь в Казачинском - про то, сколько ребятишек появилось и еще появится в селе в результате ударной трудовой деятельности прошлым летом многочисленного строительного интернационала. И жизнерадостное утверждение самих строителей, что новую жизнь надо приветствовать в любом ее проявлении. Тем более что это перекликается с обязательством губернатора, которое он вновь подтвердил, повысить рождаемость в Красноярском крае. А на небольшом митинге возле стелы в память о пожаре 2003 года Хлопонину вручили памятную ленту и удостоверение почетного жителя села Казачинского.
- И еще потому я здесь, - продолжал губернатор общаться с журналистами на ступенях районного Дома культуры, также пострадавшего от пожара несколькими годами раньше,- что обещал восстановить вот это здание, так необходимое казачинцам. Здесь ровно через год будет новый, современный культурный комплекс, в котором под одной крышей будут и библиотека, и концертный зал, и помещения для всевозможного творчества.
- Я знаю большое количество проблем в крае, - ответил Александр Хлопонин на вопрос о завершении строительства школы в соседнем с Казачинским селе Галанино, - и особенно по сельским школам. Решать будем все проблемы. Но начнем с приоритетных задач.
"Локомотивы края".
("Городские новости", 20.05.04, Михаил Леверальский)
Значит ли это, что иного "транспорта" не предусмотрено?
В своей программной речи на инвестиционном форуме регионального развития Александр Хлопонин большое внимание уделил принципам новой региональной политики, противопоставив действующей стратегии выравнивания региональных различий концепцию регионов-локомотивов. Очевидно, однако, что в крае в миниатюре повторяется российская ситуация, причем диспропорции между районами края больше, чем между регионами РФ.
Интенсивное формирование отраслей специализации региона при значительном расширении состава производств происходило в 60-80-е годы. Масштабы и темпы его определялись в связи и в соответствии с реализацией крупных отраслевых, межотраслевых и территориальных проектов государственного значения (в первую очередь создание крупнейшего резервного энергетического потенциала и базы энергоемких производств в масштабе страны). В результате в регионе был накоплен мощный потенциал - база будущего развития его производительных сил. Именно он позволил краю и в кризисный период сохранить такую социально-экономическую среду, которая в определенной степени способствовала смягчению общероссийского кризиса на уровне региона.
Однако другим результатом стали огромные диспропорции размещения производств, отрицательные последствия которых сглаживались (в необходимой для каждого периода времени мере) методами административно-командной системы управления. Эти диспропорции в конечном итоге привели к тому, что сужающаяся промышленная база сосредоточилась в двух регионах края - Норильском и Центральном (преимущественно в Красноярске). С началом эпохи реформирования усилилась асимметрия районов края по социально-экономическому развитию, а многие из них утратили базу не только для перспективного развития, но и для решения текущих проблем, связанных, в первую очередь, с обеспечением нормальных условий жизни населения. Таким образом, выделились "внутренние" доноры и реципиенты. Часть районов перешла в разряд депрессивных территорий. Надо сказать, что даже города края можно распределить не менее чем по семи категориям: "старопромышленные" многопрофильные города (Красноярск); крупные специализированные промышленные центры (Норильск, Ачинск и Лесосибирск); промышленные центры с узкой специализацией (Канск, Назарово); города, специализирующиеся на обслуживании водного транспорта (Дудинка, Игарка); города, возникшие в связи с созданием единичных крупных промышленных объектов (Дивногорск, Железногорск, Зеленогорск, Сосновоборск, Бородино); города - историко-культурные центры (Енисейск, Минусинск); города, возникшие в процессе не завершенной еще реализации крупных инвестиционных проектов (Кодинск, Шарыпово). Некоторые из городов являются центрами районов с развитым АПК и переработкой сельскохозяйственной продукции на предприятиях легкой и пищевои промышленности (Минусинск, Назарове).
Если применить логику высказываний губернатора к внутренней территориальной политике, то очевидно, что и внутри региона должны выделиться "локомотивы".
С началом освоения Ванкорского месторождения начнет формироваться Норильско-Туруханский индустриальный район, специализирующийся на цветной металлургии, добыче нефти и газа. Район ориентирован на широкое использование транспортной системы "Енисей - Северный морской путь (СМП)". С развитием нефтегазовой отрасли здесь потребуется реструктуризация уже сложившегося Норильского промышленного района; формирование системы новых промышленных центров, связанных с освоением Туруханской группы месторождений углеводородного сырья, транспортом и переработкой нефти; возрождение города Игарки и поселка Диксон в связи с появлением новых задач, обусловленных изменением геополитического положения края: освоением кроссполярных воздушных трасс, увеличением роли западного сектора Северного морского пути в поставках нефти районов Крайнего Севера России на мировой рынок.
Другой "точкой роста", очевидно, станет территория Нижнего Приангарья. Отнюдь не зря была в свое время принята федеральная программа. Нижнее Приангарье - своего рода "узел возможностей". Здесь сосредоточены основные ресурсы енисейского леса. Чрезвычайно перспективны запасы углеводородного сырья. Несмотря на невысокую геолого-геофизическую изученность территории и ограниченный объем глубокого бурения, в зоне Ангарских складок уже открыты три газовых месторождения - Имбинское, Агалеевское и Берямбинское, что подтверждает высокие перспективы газоносности этого региона. Разработка газовых месторождений Нижнего Приангарья становится особенно актуальной в связи с растущим интересом Китая и стран АТР к импорту энергоносителей, в первую очередь - природного газа. Характерной особенностью природного газа Восточной Сибири является его низкая сернистость и высокое содержание гелия (в 3-10 раз выше промышленного). Здесь же, недалеко от Кодинска, - пресловутое ниобиевое месторождение. После завершения строительства Богучанской ГЭС будет создан "энергетический каркас" для развития цветной металлургии, в частности, производства алюминия. О перспективах на золото и говорить не приходится. Возможны переработка углеводородного сырья южных районов Эвенкии и создание терминалов авиационного, водного и железнодорожного транспорта. Связи района ориентированы на использование транспортных систем - Транссибирской магистрали (Транссиб) и "Енисей-СМП".
Центральный район, включающий, разумеется, краевой центр, занимает несколько особое положение. Его развитие будет зависеть и от "транспортной составляющей", и оттого, насколько эффективно сработают мультипликаторы Норильско-Туруханского и Нижнеангарского регионов. Проще говоря, придут ли заказы на машиностроительные предприятия Красноярска. Прогнозный мультипликатор, скажем, для Ангарского "кластера" - от 1,75 до 2,2. Иначе говоря, при оптимистичном варианте доходы от машиностроительной и транспортной составляющей, от развития мощностей глубокой переработки могут вдвое превысить доходы от "сырьевой компоненты".
В инвестиционном аспекте рассматривается и ряд объектов, являющихся "осколками КАТЭКа". В частности, Березовская ГРЭС. Однако здесь речь идет не столько о реанимации последнего "проекта века" на территории края, сколько о завершении начатых строительством объектов.
Однако остается вопрос: что ожидает те районы, которые на роль локомотивов не тянут? Очевидно, что в зависимости от сложившейся в них ситуации возможны варианты.
Для более стабильных районов это сохранение имеющегося хозяйственного комплекса при условии модернизации предприятий и диверсификации структуры производства. Основная задача для этих районов - дальнейшее развитие уже созданных производств при условии совершенствования как используемых технологий, так и структуры выпускаемой продукции.
В рамках заявленной стратегии продовольственной политики края в ряде районов возможна реструктуризация хозяйственного комплекса и создание производств новых отраслей специализации. Речь идет о крупных предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. Правда, пока не очень хорошо просматриваются источники инвестиций.
Что же касается депрессионных территорий, то необходимым условием вывода их из кризиса является поиск дополнительных источников для вовлечения в хозяйственный оборот недоиспользованного потенциала районов.
"Акция единения".
("Известия-Красноярск", 20.05.04, Сергей Свиридов)
Краевой бизнес потерял контроль над прибыльными заводами.
Поставлена точка в споре за Красноярский алюминиевый завод: на днях холдинг Олега Дерипаски выкупил у Анатолия Быкова принадлежавшие ему 4 процента акций предприятия, а также подтвержденные судом требования к КрАЗу на общую сумму в 107 миллионов долларов. Как сообщает интернет-сайт "Красноярского финансового вестника", тем самым завершен пятилетний конфликт между известным краевым предпринимателем и федеральным бизнесом - "Русский алюминий", в частности, долго пытался лишить Быкова контроля над одним из самых выгодных предприятий края. Это событие подводит некую черту под сложными отношениями крупных ФПГ и регионального капитала, которому сейчас остаются менее прибыльные виды бизнеса. Например, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, чем, кстати, Быков намеревался заняться после освобождения из московской тюрьмы. Сегодня уже не приходится сомневаться в том, что Анатолий Петрович, скорее всего, знал - ценные бумаги КрАЗа ему не оставят.
В пресс-службе Красноярского алюминиевого завода "Известиям" сообщили, что факты и детали сделки, уже опубликованные в некоторых масс-медиа, под сомнение не ставятся. Однако собственных комментариев как выразились на КрАЗе, не будет: "купили и купили, о чем тут еще разговаривать!".
Предыстория взаимоотношений местного и федерального бизнеса довольно-таки драматична. В конце девяностых Быков, владевший 28 процентами акций Красноярского алюминиевого завода, считался одним из самых влиятельных бизнесменов России: общий доход предприятия превышал один миллиард долларов в год. Он был уже на грани создания единой энергометаллургической корпорации, куда смогли бы войти ОАО "Красноярскэнерго", угольная компания, АГК, Красноярская ГЭС, КрАЗ, железная дорога и другие предприятия края. Но тем самым под угрозой серьезных финансовых потерь оказались интересы таких мощных структур, как, например, РАО "ЕЭС" и Министерство путей сообщения. Кроме того, в Хакасии быстро набирал обороты бизнес алюминиевого магната Олега Дерипаски. Он, как отмечают аналитики, сумел создать более сильную, чем у Быкова, финансовую систему по достаточно простой причине: себестоимость электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС была в два раза дешевле. Созданный Дерипаской в 2000 году "Русский алюминий", к которому отошли ГЭС, КрАЗ и Ачинский глиноземный комбинат, в чем-то и стал такой энергометаллургической корпорацией. Можно сказать даже, что федеральная власть предпочла Дерипаску Быкову. С той самой минуты и началось оттеснение красноярского предпринимателя от алюминиевого бизнеса.
В результате эмиссии 28-процентный пакет акций Анатолия Быкова был размыт - сначала до 7 процентов, а затем и до четырех. Быкова лишили не только права блокировать ключевые решения руководства завода, но и требовать созыва внеочередного собрания акционеров. Как пишет "Финансовый вестник", тем не менее, подконтрольная Быкову трейдинговая компания Aldeco сумела в августе 2002 года выиграть иск в арбитражном суде Цюриха: суд обязал КрАЗ выплатить Aldeco компенсацию за расторгнутые торговые договоры. Но, тем не менее, борьба Олега Дерипаски за полную консолидацию предприятия продолжалась: вероятно, майские события явились последней точкой в напряженной драматургии алюминиевого бизнеса Красноярского края.
Известно, что уже внесены изменения в реестр акционеров КрАЗа, и процесс оплаты акций завершается. И вскоре две компании, зарегистрированные за рубежом и близкие к красноярскому предпринимателю, окончательно расстанутся с теми самыми четырьмя процентами ценных бумаг.
По информации некоторых красноярских СМИ, Анатолий Быков намерен развернуть собственный бизнес в Канске и прилегающих районах. Вырученные от сделки средства вполне могут стать принципиально новыми инвестициями местного капитала в региональную промышленность либо сельское хозяйство: Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ) - второй по величине алюминиевый завод мира. В прошлом году завод выпустил 813 600 тонн первичного алюминия. Выручка за девять месяцев 2003 года составила $286,7 миллиона. До недавнего времени 95,7 процента акций КрАЗа принадлежали "Русскому алюминию", а еще около 4 процентов - структурам, близким к Анатолию Быкову.
"Русал" - третья в мире компания по выплавке алюминия. В 2003 году произвела почти 2,6 миллиона тонн металла, получив выручку в $4,5 миллиарда.
Перегруппировка сил
Событие, внешне не связанное с этой экономической сделкой, только что случилось в местных политических кругах. Краевой парламентарий Сергей Блинов написал заявление о выходе из блока Анатолия Быкова и сложении с себя депутатских полномочий. Блинов стал далеко не первым представителем блока Быкова, который покинул ряды объединения. Так, в городском Совете прошлого созыва из состава блока Быкова вышли главный тренер хоккейной команды "Енисей" Сергей Ломаное и глава федерации СИНАФ Георгий Лопатин. Сам Сергей Блинов свои действия пообещал прокомментировать в ближайшее время. Напомним, что именно Блинов вел избирательную кампанию блока Анатолия Быкова на выборах в Законодательное собрание и долгое время был его ближайшим соратником. Быков в то время находился в "Лефортово" и обвинялся в организации убийства красноярского предпринимателя Вилора Струганова.
Нельзя исключить, что в рядах сторонников Анатолия Быкова проходит перегруппировка сил, все же имеющая косвенное отношение к переделу собственности на краевом рынке.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Учитывая тот факт, что Быков с начала 90-х годов вел свои дела с нарастающим успехом, можно предположить - местный бизнес сейчас значительно оживится. Не стоит забывать о том, что Анатолий Петрович недавно открыл производство автомобильных дисков в Дивногорске. Итог - федеральный капитал консолидируется и даже, как сообщают аналитики, собирается переводить провинциальные заводы на единую акцию; а капитал местный переходит в разбросанные, менее прибыльные, секторы индустрии.
"На Енисее началась грузовая навигация".
("Красноярский рабочий", 20.05.04)
18 мая ОАО "Енисейское речное пароходство" начало грузовую навигацию.
В рейс на Большой Пит отправились 5 буксиров-толкачей и 14 барж, груженных щебнем. В Лесосибирском речном порту к каравану присоединят баржи с песком. В итоге сразу после освобождения реки от льда на Большой Пит зайдет 21 баржа со строительными материалами, предназначенными для ЗАО "Полюс". А сегодня из поселка Абалаково Енисейского района отправится первый танкер, груженный дизельным топливом по госзаказу администрации края. Это первая доставка грузов в этом году в рамках северного завоза. Место назначения - нефтебаза поселка Кирсантьево Мотыгинского района. Готов к отправке и флот на Подкаменную Тунгуску. Выход каравана также намечен на сегодня.
"Бобровый Лог сулит налог".
("Красноярский рабочий", 20.05.04, Эрих Пырх)
Об инвестициях нынче говорят все кому не лень. Так и мерещится - отстегнет краю дядя с тугой мошной энную сумму, и заживем мы чуточку лучше. Потом, вдохновленный примером успешного вложения капитала, пожалует к нам другой инвестор, за ним третий - а там, глядишь, и наладится жизнь в Красноярье. Сказать, что эти мечты становятся сегодня явью, значило бы погрешить против истины, но похоже, что краевая власть наконец переходит от слов к делу. За крупный инвестиционный проект взялся инвестор, связанный с ней кровными узами. Компания "Норильский никель" вознамерилась осчастливить красноярцев и гостей города современным горнолыжным комплексом в урочище Бобровый лог. Можно ли считать сей амбициозный проект социально направленным? Об этом мы беседуем с депутатом Законодательного Собрания края Юрием Абакумовым.
- Юрий Константинович, вы традиционно баллотируетесь по Свердловскому избирательному округу, поэтому проблемы правобережного района вам знакомы не понаслышке. К тому же, насколько мне известно, вы большой любитель лыжного спорта, так что можете взглянуть на этот проект с разных точек зрения. Актуален ли он в наше непростое время? Ведь есть куда более насущные нужды, настоятельно требующие финансовых вливаний.
- Давайте начнем с предыстории. Горнолыжные трассы в урочище Бобровый лог существуют уже более 25 лет. Недавно расположенной там же детско-юношеской спортивной школе по горнолыжному спорту исполнилось 30 лет. "Под нее", собственно, и были построены трассы. С тех пор воспитано несколько десятков мастеров спорта, чемпионов СССР и России. Кроме того, в последние годы в Бобровом логу развивается новый вид спорта - сноуборд, и здесь позиции красноярских спортсменов тоже достаточно сильны как в нашей стране, так и за рубежом.
Но профессиональный спорт - это лишь одна сторона медали. Не следует забывать об отдыхе и оздоровлении жителей края. Красноярцы целыми семьями приобщаются к увлекательному горнолыжному спорту. Обычно бывает так - сначала родители устраивают в спортшколу ребенка, потом проводят с ним выходные дни - в итоге получается полноценный семейный отдых. У нас в семье вышло так: сам я на горных лыжах катаюсь лет тридцать, если не больше, а теперь вот дочь, сын, внучка и невестка поочередно увлеклись этим видом спорта. Когда-то я был председателем судейской коллегии судей республиканской категории по горнолыжному спорту, входил в краевую федерацию.
Кстати, с этим видом спорта я знаком еще и как строитель. В крае он развивался не только в Бобровом логу. В свое время в Хакасии (то был мой депутатский наказ) проложили первую горнолыжную трассу на горе Гладенькой. Тогда строительство трасс взял под свое крыло Саянский алюминиевый завод, на его деньги был сооружен первый подъемник. Сейчас там прекрасный комплекс европейского уровня. Горнолыжные трассы проложили даже в Норильске, в частности, при моем участии там была построена канатно-буксировочная дорога.
С тех пор прошли десятилетия, и то, что некогда было современным, безнадежно устарело. Техническое оснащение комплекса в Бобровом логу соответствует уровню начала 60-х годов. Обновляется только горнолыжный инвентарь. Списан даже единственный ратрак - специальная машина для подготовки снежных трасс на крутых уклонах. Что такое искусственный снег, красноярцам вообще неведомо. Назрела необходимость серьезной реконструкции комплекса. И как раз сейчас по понятным причинам горнолыжный спорт стал в нашей стране модным - как теннис при прежнем президенте. С приходом Владимира Путина он получил новый импульс к развитию, к нему приковано пристальное внимание.
- То есть губернатор Хлопонин и "Норникель" идут в ногу со временем?
- Вообще-то о реконструкции начали говорить еще в бытность губернатором Александра Лебедя. Уже тогда мы выходили на Норильский комбинат, искали формы получения оттуда денежных средств, договаривались об определенных суммах, скажем так, на латание старого технического оснащения. Но теперь "Норникель" выдвинул идею не латания дыр, а создания нового комплекса с горнолыжными трассами качественно иного уровня. Первым об этом заявил в прошлом году Александр Хлопонин, который провел презентацию проекта. Позже гендиректор "Норильского никеля" Михаил Прохоров подтвердил, что в Красноярске будет построен горнолыжный курорт европейского уровня.
- И во сколько же обойдется реализация проекта?
- Общая стоимость строительства горнолыжного комплекса со всеми сопутствующими объектами и фитнес-центром - примерно 35 миллионов долларов. Львиная доля средств - это деньги "Норникеля". Представитель инвестора фирма "Ренонс" (стопроцентная "дочка" этой компании) предложила, чтобы краевой бюджет взял на себя финансирование некоторых инфраструктурных объектов. Принципиальное согласие краевой администрации получено, в Законодательном Собрании этот вопрос будет рассмотрен на одной из ближайших сессий.
- Вот так так! Значит, сюда еще и казенные деньги вбухают? Разве нам их больше не на что тратить?
- По моему мнению, это вложение бюджетных средств выгодно. Речь идет о пяти миллионах долларов, которые планируется направить на строительство двух объектов.
Во-первых, это новая подстанция в Свердловском районе, которая будет обслуживать не только горнолыжный комплекс. По предварительным расчетам, не менее 50 процентов электроэнергии пойдет в жилой сектор района (на улицы Базайскую, Сибирскую, Лалетина и другие). Я как депутат часто получаю жалобы по поводу энергоснабжения в Свердловском районе. Как ветер налетит - туши свет в полном смысле слова. Подстанция могла бы здорово помочь в решении этой злободневной проблемы. Более того, деньги, которые горбюджет Красноярска получит в виде субвенции из краевого бюджета, вскоре вернутся - достигнута договоренность о том, что "Красэнерго" выкупит новую подстанцию после ее ввода в строй.
Во-вторых, на реке Базаихе намечено строительство дамбы и дороги по ней. Это позволит не загружать дорогу, которой пользуются жители одноименного поселка. Берегоукрепительные и строительные работы будут финансироваться через краевой бюджет, деньги пойдут напрямую строительным организациям.
- А здесь можно ожидать возврата?
- Два-три года - и бюджетные деньги, вложенные в дамбу и мост, вернутся в виде налоговых поступлений. Реконструкция горнолыжного комплекса в Бобровом логу означает еще и создание до двухсот новых рабочих мест, а также капитальное переоборудование СДЮШОР.
- Все это, конечно, замечательно. Но не станет ли красноярский горнолыжный курорт местом отдыха только для богатых?
- Бобровый лог будет вполне доступен и для среднего класса. Пусть человек сам выбирает, посидеть ему в кафе за бутылкой пива или прокатиться с ветерком по трассе. Что же касается материальной выгоды, то помимо налоговых поступлений от самого комплекса в Красноярск потекут деньги от многочисленных туристов. Помнится, в 80-е годы люди со всей страны приезжали по путевкам в Бобровый лог. Пусть так будет и теперь. Ведь Красноярск может предложить им многое в комплексе. Допустим, поселился человек в гостинице "Турист", днем покатался на горных лыжах, вечером сходил в театр и так далее.
Поэтому я полностью согласен с тем, что выбор разработчиков проекта пал на столицу края (обсуждалась также возможность строительства комплекса в Дивногорске). В Красноярске лучше подъездные пути и гораздо более развита инфраструктура, чем в Дивногорске. Я уж не говорю о месте паломничества туристов - наших Столбах, расположенных по соседству с Бобровым логом. К слову, для того чтобы новый курорт работал круглый год, в бесснежную пору будет организована доставка людей на Столбы через горнолыжный подъем. И еще, у реки Базаихи появится зона летнего отдыха.
Вот и судите сами, кому и какая будет польза от инвестиционной инициативы "Норильского никеля". Я считаю, что это социальный проект. А объективную оценку после его реализации пусть поставят жители нашего края.
Новый спортивно-оздоровительный комплекс "Бобровый лог" будет иметь пропускную способность до 2,5 тысячи человек в день. Бизнес-план предусматривает создание до 13 километров горнолыжных трасс различной категории сложности общей площадью около 35 гектаров, включая сноуборд-парк и зону для обучения, современные скоростные подъемники, многофункциональное сервисное здание с пунктами проката горнолыжного снаряжения, питания, медицинского обслуживания.
Создание красноярского горнолыжного курорта уже начато. На строительстве комплекса "Бобровый лог" будет ежегодно задействовано дополнительно до 350 человек. Завершить работы намечено к концу будущего года. По предварительным расчетам экономистов, благодаря новому спортивно-оздоровительному комплексу бюджет Красноярска каждый год будет пополняться примерно двадцатью миллионами рублей.
"Норильский никель" определил основные направления работы на 2004 год".
("Известия-Красноярск" 20.05.04)
Директор Заполярного филиала компании "Норильский никель" Виктор Томенко провел расширенное заседание по определению основных направлений работы в рамках решения стратегических и текущих задач на 2004 год, утвержденных правлением компании. В ходе заседания принято решение подготовить перечень замечаний, дополнений и уточнений от Заполярного филиала компании для внесения корректировок в консолидированный план реализации. Участники также обозначили необходимость разработки технологических и экономических схем для соответствующих структурных подразделений Заполярного филиала по выполнению производственных задач на 2004 год.
26 марта этого года на заседании правления ОАО "ГМК "Норильский никель" был одобрен перечень стратегических и текущих задач на 2004 год. В качестве приоритетной задачи определено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. На финансирование мероприятий по снижению выбросов планируется направить 36,3 миллиарда рублей. В 2004 году планируется внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов, а также продолжить модернизацию и реконструкцию предприятий Заполярного филиала компании. Правлением одобрены основные положения модели социально-экономического развития компании на период до 2015 года, единые корпоративные стандарты социального партнерства. Одной из важнейших задач станет повышение ответственности работников за соблюдение правил техники безопасности на производстве.
Виктор Томенко особо подчеркнул, что "своевременное и качественное решение Заполярным филиалом стратегических и текущих задач на 2004 год - залог стабильности и перспективного развития для всей группы компаний "Норильский никель".