Помимо торговой войны с Китаем, администрация президента США Дональда Трампа также ведёт двусторонние торговые переговоры с Японией. Тем не менее, чего бы Трамп ни надеялся достигнуть в рамках переговоров с Японией, результат всё равно окажется менее впечатляющим по сравнению с возможностями Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), из которого США вышли в начале 2017 года, пишет Энн Крюгер в статье для издания Project Syndicate.

U.S. Air Force
Флаг США

Читайте также: Bloomberg: Против КНР нужны средства поэффективнее пошлин

Во время предвыборной кампании 2016 года Трамп пообещал гражданам США, что он будет вести столь многочисленные торговые переговоры, что они просто «устанут от побед». Теперь, когда из-за торговых пошлин в отношении китайского импорта американские фермеры, потребители и экономика США в целом столкнулись с серьёзным ущербом, граждане США, вероятно, действительно уже устали.

Gage Skidmore
Дональд Трамп

Выход США из ТТП — это канонический пример безрассудства в торговой политике. Подписанное в 2016 году Соединёнными Штатами и 11 другими странами Тихоокеанского региона соглашение позволило бы регулировать около 40% всей торговли, охватываемой правилами Всемирной торговой организации (ВТО). ТТП назвали «соглашением XXI века», которое включало в себя не только снижение торговых пошлин, но и положение о либерализации розничной торговли, сферы коммуникаций и финансовых услуг. Это соглашение позволило бы укрепить трудовые и экологические стандарты, создало бы новый механизм разрешения споров и основу для управления электронной коммерцией, кибербезопасностью, правами в сфере интеллектуальной собственности и многое другое.

Когда США вышли из ТТП, многие полагали, что соглашение потерпит крах. Однако остальные участники соглашения во главе с премьер-министром Японии Синдзо Абэ быстро заключили соглашение о Всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнёрстве (ВПТТП), которое включило в себя 200 из 220 с лишним положений ТТП. При этом в ВПТТП не вошли 20 положений, которые отстаивали США, однако они могут быть восстановлены, если Вашингтон пожелает вновь присоединиться к торговому партнёрству.

Теперь, когда ВПТТП вступил в силу, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам получили преференциальный доступ к рынкам друг друга. С другой стороны, Япония сохранила торговые пошлины на американскую говядину на уровне 38,5%, а для участников ВПТТП эти пошлины упали до 27,5% и в конечном итоге должны будут достигнуть 9%. Получается, что американская говядина и пшеница, поступающая в Японию или любую другую страну, подписавшую ВПТТП, столкнутся с гораздо более высокими пошлинами, чем говядина и пшеница из Австралии, Канады или Новой Зеландии.

Тем не менее Абэ приложил все усилия для того, чтобы сохранить хорошие отношения с США. За это ему пришлось столкнуться с рядом политических трудностей внутри Японии. Япония была одним из немногих торговых партнёров США, которые не стали вводить ответные пошлины, когда администрация Трампа установила пошлины на импорт стали и алюминия. Несмотря на то, что Абэ всегда предпочитал многосторонние региональные договорённости, он всё же согласился на двусторонние переговоры с США, которые, вероятно, продлятся как минимум до конца года. Япония уже выиграла от того, что заключила соглашение о свободной торговле с Европейским союзом. По состоянию на февраль 2019 года более 90% (скоро будет 97%) экспорта ЕС в Японию освободили от пошлин. Планируется также поэтапный отказ от пошлин в отношении 85% сельскохозяйственных продуктов. Экспорт американского вина в Японию сталкивается с 15-процентными пошлинами, а экспорт вина из ЕС и стран, подписавших ВПТТП, освобождён от пошлин. Пошлины были также отменены в отношении импортных европейских автомобилей. Недаром Абэ преподнёс соглашение о свободной торговле с ЕС как доказательство «непоколебимой политической воли Японии и ЕС возглавить мир в качестве поборников свободной торговли на фоне наступающего протекционизма».

En.kremlin.ru
Синдзо Абэ

Читайте также: Project Syndicate: О чём умалчивают макроэкономические показатели США?

Со своей стороны, администрация Трампа хочет, чтобы Япония сняла барьеры для экспорта сельскохозяйственной и автомобильной продукции из США и сократила двусторонний торговый профицит, который составил $58 млрд в 2018 году. Трамп жалуется на то, что американские товары сталкиваются с торговой дискриминацией в Японии, однако винить в этом он должен исключительно самого себя. Вполне естественно, что американские экспортёры столкнулись с риском уступить долю в японском рынке своим европейским конкурентам и странам, подписавшим ВПТТП. Теперь дефицит торгового баланса США с Японией, вероятно, станет ещё больше.

Здесь стоит вспомнить, что ТТП не предусматривало участие Китая, который мог бы столкнуться с крупным торговым блоком в Азии, возглавляемым США. Никакое соглашение между США и Японией, не сможет компенсировать то, что США потеряли, покинув ТТП. В лучшем случае США могут подписать с Японией соглашение, включающее в себя все положения ТТП, но это соглашение будет предусматривать участие лишь одной Японии, а не всех 11 стран, которые первоначально подписали ТТП.

Американские производители и потребители уже столкнулись с серьёзным ущербом. Вопрос заключается только в том, сколько ещё «побед» они смогут вытерпеть?