Докладчику Европарламента по Южному Кавказу удалось разгневать и армян, и азербайджанцев: Нагорный Карабах за неделю
День Победы. Бишкекскому договору 10 лет. Заявление Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. Перу Гартону удалось разгневать и армян, и азербайджанцев. Пути решения карабахской проблемы.
День Победы
В Нагорном Карабахе (НК) отметили одновременно три праздника - День Победы, Армии обороны Нагорного Карабаха и освобождения г. Шуши. Для участия в торжествах в Нагорный Карабах прибыла официальная делегация Армении во главе с президентом Робертом Кочаряном. Представители высшего руководства Нагорного Карабаха во главе с президентом Аркадием Гукасяном, а также официальная делегация Армении возложили цветы к памятникам легендарному герою Карабахской войны Ашоту Гуляну и маршалу Советского Союза Ованнесу Баграмяну. Представители руководства обеих республик посетили Мемориальный комплекс столицы, где возложили венки и цветы к подножию памятника героям Великой Отечественной войны и к могилам павших в Карабахской войне. Официальные лица обеих республик возложили цветы к подножию установленного на подступах к городу Шуши памятника-танка, к памятникам дважды героя Советского Союза Нельсону Степаняну и трагически погибшему премьер-министру Армении Вазгену Саркисяну. Подразделениями Армии обороны Нагорного Карабаха была проведена инсценировка операции по освобождению Шуши. На центральной площади Возрождения столицы Нагорного Карабаха состоялись показательные тренировки подразделений Армии обороны Нагорного Карабаха, а также концерты с участием местных и приглашенных из Армении артистов. Завершились торжества праздничным фейерверком. ("АРКА").
Накануне Дня Победы с обращением к народу Нагорного Карабаха выступил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, сообщает степанакертская газета "Азат Арцах". В обращении, в частности, говорится: "Дорогие арцахцы! Завтра на нашей земле большой праздник - День 9 мая. Этот день всегда был почитаем нашим народом. В недавнем прошлом все мы 9 мая праздновали победу нашей некогда общей родины в Отечественной войне с фашистской Германией - войне, на которой погиб каждый второй ушедший на фронт арцахец. Однако 12 лет назад день 9 мая обрел для нас особую значимость, став воистину судьбоносным для армянства Арцаха. В этот день был освобожден Шуши, который вновь стал армянским, как и подобает ему быть. Его освободила изумившая весь мир своей отвагой и боевым мастерством Армия обороны НКР, которая отмечает свой день рождения также 9 мая... Нынешние майские праздники совпадают еще с одним важным событием - заключением 10 лет назад Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией соглашения о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан был вынужден тогда признать Нагорный Карабах стороной конфликта и заключить с ним перемирие исключительно благодаря успехам нашей армии. И если режим прекращения огня продолжает сохраняться по сей день, то заслуга в этом в первую очередь принадлежит силе и мощи стоящей на страже нашей родины Армии обороны НКР. Вот почему наша армия является также одним из действенных гарантов сохранения мирного процесса по урегулированию конфликта с Азербайджаном. Хочу заверить вас, что руководство НКР по-прежнему привержено мирному урегулированию, считая его безальтернативным в разрешении проблемы Нагорного Карабаха. С наступающим праздником вас, дорогие арцахцы! С Днем нашей общей победы! Желаю всем нам мира, благополучия и счастья!"
Окончание Второй мировой войны и установление мира имели для Армении и армянского народа судьбоносное значение, заявил президент Армении Роберт Кочарян в своем послании по случаю праздника Победы и мира. "С 1992 года 9 Мая стало для нашего народа двойным праздником. С освобождением Шуши он приобрел новую значимость. Этот праздник символизирует непотопляемую волю нашего народа в деле защиты своих прав, обеспечения безопасности и свободного развития всех своих регионов", говорится в послании. По словам президента Армении, символично, что именно в эти дни исполняется 10-я годовщина заключения перемирия в нагорно-карабахском конфликте. "Мы осознаем всю важность этого и впредь будем верны принципу мирного урегулирования карабахской проблемы", говорится в послании. (PanARMENIAN.Net).
"Я очень горд тем, что в те годы вместе с вами участвовал в операции по освобождению города Шуши, и считаю этот день одним из самых важных дней моей биографии. Примечательно, что освобождение Шуши совпало с еще одним очень важным и святым праздником - победой в Великой отечественной войне. С победой, в которой очень большой вклад имели наши отцы и деды. И наверное, потому этот праздник в Карабахе самый любимый", - заявил в Степанакерте президент Армении Роберт Кочарян, принимавший участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню победы в Великой отечественной войне, создания Армии обороны Нагорн6орго Карабаха, 12-летию освобождения города Шуши. (ИА REGNUM).
В связи с праздником Победы, католикос всех армян Гарегин Второй направил поздравительное послание президенту Нагорн6орго Карабаха Аркадию Гукасяну, в котором, в частности, говорится: "От всей души поздравляем Вас и сынов свободолюбивого народа Арцаха с Днем победы. Наш народ за многовековую историю сумел выжить благодаря своему незавоеванному духу свободолюбия и своей вере в светлое будущее. Освобождение Шуши является важнейшим этапом в армянской истории, которым сыны армянского народа познали радость героических побед своих предков. В глубине души мы молимся, чтобы Господь благословил сынов нашего народа в Армении, в Арцахе и Диаспоре, даруя им все новые победы и успехи, во славу Господа и процветания Родины". ("Ноян Тапан").
Бывший начальник и основатель артиллерии Армии обороны Нагорного Карабаха генерал-майор Жора Гаспарян назвал "несколько факторов, предопределивших победу Нагорн6орго Карабаха в развязанной Азербайджаном войне". "Во-первых, эта война для нас была справедливой - мы боролись за свою землю. В советские годы Баку вел хитрую целенаправленную политику - заселить азербайджанцами территории, где проживают армяне, чтобы постепенно выжить их оттуда, как это произошло в Нахичевани. Все армянское для Азербайджана было неродным, чужеродным, хотя на словах много говорилось о дружбе и братстве. Вскоре нас заставили почувствовать неродными на своей же земле, и мы выразили справедливое возмущение по этому поводу". Следующим фактором успеха карабахской армии, по его словам, является любовь к родине и готовность защищать ее любой ценой. "Третий фактор - хорошая школа, пройденная в советской армии: в отличие от азербайджанцев, солдаты армянской национальности не стремились в тыл, а в основном занимали командирские должности, обучались по специальности. Большинство азербайджанцев все время искало причину, чтобы не брать в руки автомат. Иными словами, профессионального развития у них не было, они недостаточно были обучены военному делу", - отметил генерал. (ИА REGNUM).
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил командующий силами самообороны Нагорного Карабаха в 1992 году генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян (Командос).
Освобождение Шуши, годовщину которого мы отмечаем, является самым большим достижением новейшей истории армянского народа. Считаю, что освобождение Шуши явилось большим шагом в борьбе за восстановление справедливости. Этим мы доказали нашему вековому врагу, что больше не потерпим таких трагедий, которые вписались в нашу историю в конце 19-го века, начале 20-го и того, что произошло в самом Шуши в 1920 году.
Что можете сказать о военном и политическом значении этого события?
Я могу сказать только о военном значении. Во-первых, освобождением Шуши удалось нейтрализовать расположившийся в самом сердце Арцаха на превосходящих позициях мощный опорный пункт врага, избавив тем самым Степанакерт от ежедневных бомбардировок. Второе: действия по освобождению Шуши доказали необходимость создания регулярной армии, ее преимущество перед добровольческим, фидаинским движением. По-моему, освобождение Шуши ознаменовало конец фидаинского движения и начало формирования регулярной армии. А перед этим те же добровольческие отряды провели ряд блистательных военных операций по освобождению Тоха, Малибейли, Ходжалу, уничтожили ряд других опорных пунктов противника. Приобретенный боевой опыт показал, что войну необходимо вести по определенным канонам - в соответствии с требованиями военной науки.
Однако есть мнение, что освобождение Шуши было осуществлено вопреки всем законам военной науки. Некоторые утверждают даже, что противник и не сопротивлялся?
Да, разные версии приводятся. О некоторых слышал и я. Но истина заключается в том, что противник яростно защищался. А у нас, несмотря на скудные запасы боеприпасов, техники, горючего и питания, другого выхода, кроме освобождения Шуши, не было. Силы действительно были неравными. Противник имел перевес и позиционный, и численный. Сам город оборонялся азербайджанским подразделением из 1200 человек. Они принимали участие и в обороне 30-километрового участка линии фронта, где численность солдат противника достигала 2500. Наша численность составляла 2800 бойцов. По канонам военной науки, соотношение числа атакующих к числу обороняющихся должно составлять минимум 3:1, а в горных условиях - 4:1. То есть, согласно канонам, мы должны были иметь от 7500 до 10000 бойцов. Но. Решающую роль в освобождении Шуши сыграли такие факторы, как единство нации, высокий моральный дух и, конечно же, боевой опыт. То есть не чудом это было, а закономерностью, основанной на высоком духе, борьбе, единении и упорстве. С военной точки зрения Шуши имел еще одно важное значение - этим мы перебили хребет военной машине противника. Правда, через некоторое время они смогли достичь определенных успехов в Мартакерте, но, тем не менее, нам удалось выстоять и отбиться, и в течение оставшегося хода войны они терпели одно поражение за другим. Пока они не запросили мира через Ельцина и Назарбаева. ("Айоц Ашхар").
"Уже к весне 1994 года стало очевидным, что азербайджанская армия выдохлась, исчерпала свой человеческий и морально-психологический ресурс. Вот пример: где-то в апреле 94, заняв позиции вдоль канала близ города Мартакерт, мы с удивлением увидели множество трупов азербайджанских солдат, которые лежали штабелями. В каждом из них было 30-40 трупов. Это были в основном юнцы 18-лет, по всей видимости, согнанные на фронт насильно сразу же после присяги и без подготовки. Эти расположенные на равном расстоянии друг от друга "кучи-малы" внушили нам серьезные подозрения относительно того, что молодые солдаты были расстреляны самими же азербайджанскими заградотрядами. Панические настроения в стане противника особенно усилились к концу весны...", - рассказывает бывший командир артиллерийского подразделения Михаил Саркисян. (ИА REGNUM).
"К маю 1994 года Армия обороны НКР в основном выполнила свою военно-политическую задачу. Боевые действия были перенесены на территорию противника. Вокруг Нагорного Карабаха почти повсеместно была создана зона безопасности, которая позволяла приступить к налаживанию мирной жизни на территории самой республики. Полагаю, предложение посредников о заключении договоренности о прекращении огня было необходимо и для Азербайджана. В то время азербайджанская армия, дела которой на карабахском фронте складывались не лучшим образом, нуждалась в передышке", - утверждает министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян. (ИА REGNUM).
8 мая в связи с Днем Победы, создания Армии обороны Нагорного Карабаха и освобождения города Шуши президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал ряд указов о награждении орденами и медалями. За исключительное мужество и личную отвагу, проявленные в деле защиты родины, орденом "Боевой крест" I степени награждены Вячеслав Уснунц и Артур Оганян (посмертно), орденом "Боевой крест" II степени - Арам Арушанян и Меружан Арутюнян. Медалью "За отвагу" награждены 52 человека, 25 из которых - посмертно, медалью "За боевые заслуги" - 8 человек (2 посмертно), а медалью "За освобождение города Шуши" - 37 человек (3 посмертно). ("Голос Армении").
Бишкекскому договору 10 лет
В мае 2004 года исполняется 10 лет со дня установления в зоне нагорно-карабахского конфликта режима прекращения огня, договор о чем был подписан в Бишкеке в 1994 году представителями Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Миротворческий процесс в те годы осуществлялся параллельно - со стороны Российской Федерации и СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), ныне ОБСЕ. В начале 90-х годов активную миротворческую миссию пыталась проводить и Межпарламентская Ассамблея СНГ. В начале мая в Бишкек были приглашены делегации непосредственных участников карабахского конфликта - Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Делегация Нагорного Карабаха во главе с руководителем парламента Кареном Бабуряном, в состав которой входили министр иностранных дел Аркадий Гукасян, председатель парламентской комиссии Валерий Балаян, советник главы парламента Василий Атаджанян, 2 мая прибыла в Бишкек. В состав делегации РА вошли руководство и депутаты парламента Армении во главе со спикером Бабкеном Араркцяном. Азербайджанская делегация была представлена вице-спикером Аффиатдином Джалиловым, а также рядом депутатов и экспертов. В результате долгих переговоров стороны выработали единый текст, который был 5 мая представлен для подписания руководителями делегаций и подписан 8 мая. Подписание протокола всеми сторонами нагорно-карабахского конфликта послужило основанием для оформления при российском посредничестве договоренности о перемирии, которая уже с 12 мая вступила в силу на карабахско-азербайджанском фронте. 16 мая того же года в Москве руководители военных ведомств трех сторон конфликта - Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха - подтвердили готовность своих стран поддержать режим прекращения огня, который действует и поныне. Приверженность поддержанию мира была подтверждена также в июле 1994 года, когда была достигнута договоренность о том, что с достижением окончательного мира в регионе соглашение о перемирии трансформируется в мирный договор. ("АРКА").
По мнению главного редактора ИА "Де-Факто" Карена Захаряна, главным в этом историческом событии следует считать запоздалую мудрость двух народов, некогда живших рядом друг с другом, но по воле исторических катаклизм оказавшихся друг против друга. По ту и другую сторону той самой линии противостояния, которая на дипломатическом языке именуется линией соприкосновения. Однако, считает автор, в мудрость народа не всегда вписывается действующая политика государства, управляющего этим народом в соответствии с доктринальными разработками находящихся у власти политиков. "Отсюда и все остальное, что происходит по обе стороны линии соприкосновения, охраняемой плановыми мониторингами весьма известной и уважаемой международной организации". По словам К.Захаряна, и в Армении и Нагорном Карабахе "есть и довольно достаточно" политиков радикального толка, жаждущих продвинуть еще более вглубь от себя эту самую линию соприкосновения.. "Сегодня их не так уж много для того, чтобы изменить курс правительств обоих армянских государств, занятых больше изучением и прогнозированием социально-экономических показателей, нежели военно-стратегических, однако достаточно, чтобы в соответствующих условиях поменять местами их приоритетность". Вместе с тем, редактор отмечает, что "очень бы хотелось нечто подобное о своих политиках и соотношении между ними, определяющем приоритетность государственного курса соседней республики, услышать и от азербайджанских авторов затронутой темы". "Однако реальность выше желания - почти все азербайджанские авторы, пишущие на тему азербайджано-армянских отношений, мало чем отличаются от своих же политиков, не желающих ни в какую считаться с историческими, а также правовыми на сегодняшний день реалиями создавшегося статус-кво по той самой линии, соприкосновение с которой при здравом смысле и оказываемой посреднической миссией помощи могло бы закрепить достигнутое в Бишкеке перемирие и трансформировать его в полноценный мир". Редактор "Де-Факто" выражает свое сожаление в связи с тем, что "оголтелая пропаганда реваншистского толка, при этом замешанная на более сфальсифицированных, нежели ошибочных посылках историко-правового характера, не позволяют официальным представителям азербайджанского истеблишмента, а заодно с ними и азербайджанским служителям прессы трезво и непредвзято взглянуть правде в лицо и не дурачить собственный народ, который также как и армянский не хочет войны и мир воспринимает таким, каков он есть на самом деле". По мнению автора, перемирие - хороший зонтик, но плохая крыша, и, тем не менее, оно "при постоянном совершенствовании боеспособности Армии обороны НКР вселяет уверенность в сохранении мира в регионе и впредь". "До тех пор, когда плохая крыша над всем регионом неотрегулированного до конца конфликта будет заменена на две добротные самостоятельные крыши. Вот тогда и наступит долгожданный для всех мир".
Благодаря чему установилось и сохраняется по сей день перемирие, не таит ли в себе хрупкий мир новую эскалацию военных действий, как поведут себя стороны в том случае, если, не дай бог, возобновится война? Эти, отнюдь не риторические вопросы, волнуют людей по обе стороны баррикады, утверждает ИА REGNUM. "Ясно одно - все эти 10 лет перемирие соблюдается без поддержки международного миротворческого контингента и главным образом благодаря сложившемуся балансу сил".
Перемирие в карабахском конфликте, заключенное 12 мая 1994 года, было очень важным достижением, однако оно не привело к заключению договора о мире, в то время как лишь в условиях утверждения полноценного мира можно говорить о политической, экономической, гуманитарной региональной интеграции. Такое мнение высказали участники обсуждения на тему "10 лет перемирия в зоне конфликта", организованного Центром политологических и правовых исследований "Согласие". Давид Шахназарян, который в период заключения перемирия являлся послом по особым поручениям президента РА, заметил, что перемирие сохранено исключительно усилиями конфликтующих сторон, если и были нарушения, то, в основном, по вине азербайджанской стороны. По словам Шахназаряна, со стороны международной общественности не было сделано ни одного существенного шага ни для укрепления хрупкого перемирия, ни для создания гарантий. По словам бывшего в то время помощником президента РА Левона Зурабяна, "мы объявили реалистичные политические цели, получили содействие международной общественности в этом вопросе, достигли понятных достижений". А достижения, отметил Зурабян, следующие: было заключено перемирие с благоприятными основами, был принят принцип "сначала мир, а затем решение вопроса статуса НК", Карабах был признан полноправной стороной конфликта и участвовал в переговорах, во всех международных документах было исключено закрепление принципа территориальной целостности Азербайджана". "Военная необходимость привела к территориальным приобретениям, которые имели цель обеспечить независимость Нагорного Карабаха, а также стали средством оказания давления на Азербайджана в направлении прекращения военных действий и утверждения мира. Территории будут возвращены в обмен на мир, и об этом первым заявил Роберт Кочарян, который в то время был председателем Государственного комитета обороны НКР". По словам бывшего в то время министром иностранных дел Вагана Папазяна, с 1998 года в политике Армении произошли концептуальные изменения, что не улучшило позиции Армении и возможности достижения мира. Утверждение перемирия - это колоссальный прогресс, однако этого недостаточно, надо сделать все, чтобы перемирие переросло в постоянный мир. По словам Папазяна, не видно, чтобы власти Армении и, особенно, Азербайджана пытались настроить свое общество на мир и взаимные уступки. ("Ноян Тапан").
Руководитель армянской делегации на Бишкекской встрече, обеспечившей режим прекращения огня, Бабкен Араркцян, подчеркнув, что в результате этой встречи Нагорный Карабах был признан как отдельный субъект и был заключен жизненно необходимый для сторон договор о режиме прекращения огня, выразил сожаление по поводу того, что за Бишкекской встречей не последовал тот правовой документ, который закрепил бы достигнутое соглашение. ("Азг").
Занимающий в те годы пост председателя Национального Собрания (НС) Армении Бабкен Араркцян напомнил, что политическое руководство тех лет большое значение придавало участию представителей Нагорного Карабаха в переговорном процессе и достигло того, что руководитель НК Роберт Кочарян принимал участие во встречах с тогдашним президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Араркцян отметил, что проблема Нагорного Карабаха, рассматриваемая до смены власти 1998 года в качестве права населения НК на самоопределение, в дальнейшем трансформировалась в территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. В результате хозяином достигнутого в 1994 году перемирия стал Азербайджан, который без конца говорит о том, что Армения оккупировала его территории, а он в любой момент может их отобрать. Для исключения подобного сценария, по мнению Араркцяна, необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос Карабаха - подписать окончательное мирное соглашение. Бабкен Араркцян считает, что необходимо решить вопрос в рамках имеющихся сегодня возможностей, "а если через 70 или 100 лет возникнут более благоприятные условия - тогда и оставшееся довести до конца". ("Айкакан жаманак").
Пока угрозы войны нет, и разговоры о том, что мир слишком хрупок, не соответствуют действительности, заявил министр обороны РА Серж Саркисян, отвечая на вопрос, касающийся 10-й годовщины перемирия в зоне карабахского противостояния. В то же время министр не исключает возможности возобновления военных действий вообще. По его словам, гарантией их невозобновления могут служить двусторонние переговоры, боеспособность армянской армии и посредническая деятельность международных организаций. Подчеркивая, что армянские вооруженные силы в ходе карабахской войны действовали героически, Серж Саркисян заявил, что в настоящее время армия еще более мощна: "Мы никогда не сидели сложа руки, и считаю, что сегодняшняя армия своей огневой мощью, своими возможностями существенно отличается от той армии, которую мы имели в 1994 году". Коснувшись перспектив урегулирования карабахской проблемы, Серж Саркисян отметил, что в течение прошедших лет было много обсуждений вариантов, устраивающих Армению. "Сегодняшние подходы Азербайджана пусть вас не особенно разочаровывают. Я считаю, что мнение нынешнего руководства со временем станет более реалистичным", - подчеркнул министр. Он отметил, что подходы бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева к урегулированию противостояния также подверглись существенным изменениям после 1994 года. Что касается перемирия, то оно, по словам министра, можно оценивать только положительно, так как "перемирие значит снижение числа жертв и разрушений, если не полное их исключение". Серж Саркисян не смог уточнить численность человеческих потерь в ходе перемирия, сказав только, что их было много. ("Ноян Тапан").
За истекшие 10 лет после установления перемирия в Арцахской войне серьезных позиционных изменений на армяно-азербайджанской границе не происходило, заявил на встрече с журналистами министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян. По его словам, были зарегистрированы лишь отдельные случаи вторжения диверсионно-разведывательных групп, которые после 2000 года прекратились. Однако позиционные перестрелки продолжались. В последние годы они опять стали сопровождаться определенной активизацией диверсионных групп, которые уничтожались армянскими пограничниками. Касаясь вероятности возобновления военных действий, о чем не перестают говорить в Азербайджане, глава оборонного ведомства Нагорного Карабаха сказал: "Не думаю, что Азербайджан сегодня готов к военным действиям, тем более, что нам удается сохранять паритет. К тому же боеспособность нашей армии такова, что мы в состоянии не только защищаться, но и наносить достойные удары по противнику. Кроме того, в последние годы мы вели серьезную работу по укреплению связи армия-народ. А если общество и армия едины, то победить их нельзя". ("Еркир").
Заявление Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха
12 мая 1994 г. вступило в силу соглашение о прекращении огня, заключенное Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией при посредничестве Российской Федерации.
Подписание данного соглашения Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха расценивает как одно из ощутимых достижений в процессе нагорно-карабахского урегулирования. Оформление перемирия и сохранение его режима в течение десяти лет стало возможным благодаря тому, что ответственность за прекращение военных действий в равной мере взяли на себя все три стороны конфликта. Сохранению стабильности на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана способствует также регулярное наблюдение за режимом прекращения огня со стороны миссии ОБСЕ.
Соблюдение режима прекращения огня без участия международного миротворческого контингента свидетельствует о наличии у сторон потенциала, необходимого для трансформации перемирия в окончательный мир. В то же время Министерство считает, что режим прекращения огня прежде всего обусловлен сложившимся в зоне конфликта военно-политическим балансом сил сторон. В связи с этим мы обращаем внимание всех заинтересованных государств и организаций на то обстоятельство, что любая несбалансированная поддержка стран региона чревата нарушением установившегося равновесия и может привести к серьезной дестабилизации обстановки на всем Южном Кавказе.
Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха в очередной раз подтверждает приверженность властей республики режиму прекращения огня и готовность урегулировать конфликт с Азербайджаном исключительно мирными средствами.
В связи с 10-летием перемирия МИД Нагорного Карабаха призывает руководство Армении и Азербайджана вновь подтвердить свою приверженность сохранению режима прекращения огня вплоть до подписания мирного договора, приняв соответствующую трехстороннюю декларацию. Одновременно мы предлагаем Сопредседателям Минской группы ОБСЕ оказать всемерное содействие оформлению нового документа, что станет серьезным шагом на пути установления атмосферы доверия между сторонами конфликта как необходимого условия достижения мира и всесторонней интеграции нашего региона.
Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха выражает надежду, что это предложение получит поддержку всех заинтересованных сторон, которая продемонстрирует народам региона искреннее желание их политических лидеров достичь стабильного мира и безопасности на Южном Кавказе.
Перу Гартону удалось разгневать и армян, и азербайджанцев
"Армения должны быть готова частично вывести свои войска из НКР взамен на открытие железной дороги Армения - Азербайджан", - заявил в Ереване докладчик Европарламента по Южному Кавказу Пер Гартон. Как сообщает "А1+", "его довольно оригинальные заявления в связи с карабахской проблемой вызвали возмущение присутствовавших". В частности, вице-спикер НС Тигран Торосян был вынужден напомнить Гартону, что у Армении нет войск в Нагорном Карабахе: "Когда вооруженные силы НКР еще не были сформированы, Карабах постоянно подвергался нападениям и обстрелу. Самозащита также является одним из европейских прав". Во время своего пребывания в Нагорном Карабахе Пер Гартон сделал и другие "открытия". По его словам, "нужно воздержаться от армянизации захваченных территорий". Он уверяет, что не понимает армянского языка, однако отличает армянские буквы "от кириллицы или латиницы" и видел в Нагорном Карабахе, что все вывески и таблички написаны армянскими буквами. "Это не разрешено международным правом и в будущем создаст проблемы", - говорит он. Политолог Сурен Золян посоветовал г-ну Гартону на пути в Нагорный Карабах в следующий раз свернуть у Лачина на несколько километров и посетить монастырь 5 века Цицернаванк, считающийся армянским культурно-историческим памятником. В завершение своего выступления г-н Гартон признался: "Вы не единственные виноватые в вопросе конфликта. Сегодня я здесь, и потому делаю замечания вам. В Азербайджане я буду делать те же замечания им".
По мнению докладчика Европарламента по странам Южного Кавказа Пера Гартона, Нагорный Карабах не может быть подчинен официальному Баку. По его словам, не суть важно, частью какой страны официально является Карабах, если он "обеспечивает себя продовольствием и ведет автономную жизнь". Гартон признал, что Нагорный Карабах был частью Азербайджана, но, по его мнению, существующую ныне проблему между ними можно урегулировать, "открыв границу с Арменией и установив с ней торговые отношения с тем, чтобы было возможно свободное передвижение по территории Карабаха и Армении". "В этом случае открываются возможности для марафонских переговоров. Ведь решение - не в провозглашении независимости, а в установлении мирных отношений между странами, открытии границ и самодостаточности во внутренней политике страны", - отметил Гартон. По его словам, для мирного урегулирования карабахского конфликта в первую очередь необходимо желание вовлеченных в него стран. Это станет возможным при дальнейшем сохранении ситуации перемирия, открытии границ, отсутствии разграничения людей по гражданству. Так поступили в странах Скандинавии и в Европе, когда при открытых границах вопрос принадлежности той или иной стране отошел на второй план, отметил Гартон. (PanARMENIAN.Net)
Как сообщает ИА REGNUM, экс-глава секретариата президента АР Эльдар Намазов заявил, что он предпочел бы получить перепроверенную информацию о высказываниях П.Гартона. "Армянская пропаганда очень часто искажает высказывания представителей различных международных организаций. Честно говоря, я очень сомневаюсь в правдивости того, что такое заявление прозвучало из уст представителя Европарламента. Но если информация все же подтвердится, азербайджанской стороне надо будет незамедлительно и очень жестко отреагировать на это по дипломатическим каналам". "Честно говоря, мысль о том, что Нагорный Карабах не сможет жить под одной крышей с официальным Баку, является испытанным приемом в пропаганде армянского лобби", - подчеркнул Э.Намазов. Он выразил сожаление о том, что все еще существуют европолитики, которые озвучивают ошибочные заявления. Экс-госсоветник Вафа Гулузаде подверг жесткой критике заявление Гартона, назвав последнего "нечистоплотным человеком, которому хорошо приплатило армянское лобби". "Этот докладчик Европарламента является абсолютно безграмотным человеком, которому нельзя доверять пост и не только в Европарламенте, потому что он не имеет представления о том, что такое территориальная целостность государства, что такое агрессия... Он не знает, что же происходит на Южном Кавказе, не знает, что Россия под прикрытием Армении оккупировала азербайджанские земли. Он не знает также, что Нагорный Карабах не имеет никакого права на автономию, так как все армяне самоопределились в Армянской республике. Автономным Карабах сделала Россия в двадцатые годы прошлого века. Но этого факта больше не существует. Все, на что могут претендовать армяне - это культурные права и права человека. Если они не хотят жить в этих условиях, то могут убираться". "Пер Гартон куплен армянами. Это ведь давно известно, что работники, международные чиновники европейских организаций - взяточники. Во всяком случае, именно так о них и говорят. В Грузии они пытались поддержать Абашидзе (бывший лидер Аджарии - прим. ИА REGNUM), и в других регионах они пытались что-то сделать. Армяне ему хорошо заплатили, потому что такое заявление может сделать только взяточник и коррумпированный чиновник", - подчеркнул В.Гулузаде.
Пути решения карабахской проблемы
12 мая в Страсбурге начала работу 114-я сессия Комитета министров Совета Европы, в которой участвует и делегация Армении под руководством министра иностранных дел РА Вардана Осканяна. До открытия сессии министр Осканян встретился с генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером, председателем ПАСЕ Питером Шредером и генеральным секретарем ПАСЕ Брунтом Халером. После заседания Комитета министров СЕ состоялась встреча сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта с участием министров иностранных дел Армении и Азербайджана. ("А1+").
Как сообщает бакинская газета "Эхо", одной из основных тем встречи должно стать освобождение семи оккупированных районов Азербайджана в обмен на открытие коммуникаций с Арменией. "Сам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Азербайджан является сторонником всех вариантов поэтапного урегулирования конфликта". Газета напоминает, что такого рода модель предусматривает возвращение беженцев в свои дома независимо от того, каким будет статус Нагорного Карабаха в будущем. Как отмечает "Эхо", российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что переговоры по карабахскому вопросу пройдут "с открытой повесткой". То есть стороны конфликта и сопредседатели смогут в ходе встречи выступить с любыми предложениями. По словам Мерзлякова, посредники хотят найти компромиссный вариант между так называемыми пакетным и поэтапным вариантами урегулирования конфликта.
Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, отвечая на вопросы журналистов, выразил свое несогласие с предложением руководства Азербайджана вернуть ряд территорий в обмен на открытие железнодорожного сообщения, не расматривая при этом статус Нагорного Карабаха. "Со стороны Армении, Нагорного Карабаха и международного сообщества разработана четкая позиция - есть политическая проблема, связанная со статусом Карабаха. Вот в чем суть. А территории - результат войны. Когда война начиналась, проблем, связанных с территориями, не было. Естественно, что если решится вопрос статуса Карабаха, то все остальные вопросы с легкостью будут решены. Сегодняшний подход руководства Азербайджана считаю нелогичным, неконструктивным и бесперспективным". ("Айоц Ашхар").
Как сообщает ИА REGNUM, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в своем выступлении подчеркнул, что сегодня Нагорный Карабах своими состоявшимися государственными структурами, проведенными законным путем выборами и нацеленной на мир внешней политикой является одним из главнейших факторов региональной стабильности. "Народ Нагорного Карабаха живет нормальной жизнью и столь же озабочен угрозами терроризма, проблемой торговли наркотиками и организованной преступностью, как и народы присутствующих на этом форуме стран", - заявил глава МИД Армении. Согласно сообщению пресс-службы МИД РА, переговоры в Страсбурге по урегулированию нагорно-карабахского конфликта прошли в несколько этапов: имели место встречи при участии сопредседателей МГ, а также беседа тет-а-тет глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. Были обсуждены вопросы, связанные с перспективами урегулирования конфликта.
Армения не принимает предложения азербайджанской стороны касательно освобождения 7 оккупированных районов в обмен на восстановление транспортных коммуникаций. Об этом, как передает азербайджанское информагентство Day.az, заявил 13 мая в Страсбурге министр иностранных дел Армении Вардан Осканян по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым о путях урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В.Осканян обосновал отказ тем, что азербайджанская сторона "нарушает право на самоопределение народа Нагорного Карабаха". Вместе с тем он сообщил, что в ходе обсуждений не рассматривались конкретные предложения, а состоялся обмен мнениями по выдвинутым с каждой стороны предложениям. Э.Мамедъяров в свою очередь не согласился с аргументацией армянского коллеги касательно отказа от предложения Азербайджана по поводу освобождения 7 оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Но он подчеркнул, что пока не готов раскрывать "суть вопроса". Оба министра заявили о том, что консультации прошли на основе взаимопонимания. Как сообщает Day.az, главы МИД Армении и Азербайджана при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ провели встречу поздно вечером 12 мая в здании Постоянного представительства Франции при Совете Европы. 13 мая утром они вновь встретились в формате "один на один". А во второй половине дня состоялась еще одна встреча с участием сопредседателей МГ ОБСЕ.
Бакинская "525-я газета" пишет, что после пражской встречи министров иностранных дел АР и РА в минувшем месяце российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил о представленных сторонам новых идеях и предложениях, однако не стал пояснять, что конкретно он имел ввиду, сославшись на договоренность о сохранении конфиденциальности переговорного процесса. По мнению главы департамента конфликтологии Института мира и демократии Азербайджана Арифа Юнуса, не исключена возможность согласия Роберта Кочаряна на вариант, при котором Карабах будет де-юре в составе Азербайджана и де-факто зависим от Армении, однако он опасается, что общественность страны выступит против. "По имеющимся у меня данным, азербайджанская сторона согласна на урегулирование конфликта на основе этого принципа, сопредседатели же стараются убедить Ереван отказаться от принципа "или независимость, или присоединение к Армении". При этом А.Юнус считает, что на предстоящей встрече Кочарян может дать согласие на этот принцип. Хотя это отнюдь не значит, что проблема будет немедленно разрешена". По словам эксперта, Кочарян, который всегда занимал по карабахской проблеме радикальную позицию, после дачи согласия должен объяснить общественности причину и убедить ее в том, что именно этот принцип - самый оптимальный.
Международные посредники по урегулированию нагорно-карабахского конфликта от США, Франции и России предлагали несколько вариантов решения проблемы, однако самым смелым из них был ки-вэстский. Об этом, как передает радио "Свобода", сообщает газета "Уолл стрит джорнал" со ссылкой на автора книги о карабахском конфликте Томаса де Вааля. Впервые приподнимая завесу таинственности над проектом урегулирования, представленным в ходе переговоров в американском городе Ки-Вэст, де Вааль отмечает, что согласно данному варианту, "Армения должна была предоставить возможность 95 процентам азербайджанских беженцев вернуться в свои дома". Кроме того, "по территории Армении должна была открыться дорога к азербайджанскому анклаву Нахичеван". Взамен этого, по словам де Вааля, "Азербайджан должен был отказаться от Карабаха, за исключением города Шуши". Цитируя второй пункт ки-уэстского документа о том, что "Карабах передается под суверенитет Армении", автор отмечает, что в этом случае "с человеческой точки зрения польза была бы большой, но также велик был политический риск для Азербайджана". Сотрудник британского Института войны и мира Томас де Вааль рассматривает также возможность возобновления военных действий. "Человеческая цена новой войны будет ужасной, даже если конфликт будет локальным. Азербайджан потеряет тысячи молодых людей только лишь на минных полях, которые тянутся по всей линии фронта. А находящаяся в середине маленькая красивая губерния - Нагорный Карабах - может вообще исчезнуть", - прогнозирует он. При этом Томас де Вааль считает карабахский конфликт разрешимым, отметив, что в этом случае "обе нации спасутся от изолированности". "Армяне и азербайджанцы между собой имеют гораздо больше общего, чем, скажем, израильтяне и палестинцы", - пишет он, подчеркнув довольно высокий процент межнациональных семейных пар. "Проблема состоит в том, что уже более десяти лет обе нации редко вступают в диалог", - считает автор. "Самое же удивительное для стороннего человека то, что Азербайджан не садится за стол переговоров с карабахскими армянами, которых он считает своими гражданами", - подытоживает автор статьи в "Уолл стрит джорнал". (PanARMENIAN.Net).