Почему «агрессор» Россия всё сильнее поддерживает «бандеровскую» Украину?
Украинский госстат признал, что товарооборот с Россией продолжает увеличиваться. И это вопреки всей антироссийской политике президента Петра Порошенко и его неоднократным «окончательным прощаниям с агрессором».
За январь-июль 2018 года самая русофобская область Украины — Львовская — импортировала из РФ разных товаров на $135 миллионов. При этом необходимо отметить, что эта сумма на 600% превышает товарооборот аналогичного периода 2017 года. А что же с экспортом области? За то же время Львовщина продала товаров в Россию на $24,1 млн. Т.о. отрицательное сальдо составило $111 млн. Впрочем, такая ситуация у Львовской области не только с РФ — она торгует всего с 76 странами мира, и её общее сальдо составляет минус $480 млн.
А как обстоит ситуация по стране в целом? Постсоветские экономические связи между Украиной и Россией всё ещё настолько сильны, что киевские политики (несмотря на все их отчаянные старания) никак не в состоянии эту тенденцию изменить. За 11 месяцев (январь-ноябрь) 2018 года импорт на Украину из РФ составил $7,4 млрд (что на 17% больше, чем за аналогичный период 2017 года). А вот объём движения товаров в обратную стороны продолжает снижаться и составил $3,3 млрд (на 7% меньше, чем годом ранее). Т.о. отрицательное торговое сальдо составило $4,1 млрд. И эта тенденция продолжает сохраняться.
Несмотря на нынешние столь «тёплые» отношения, наибольшие внешние инвестиции на Украину по-прежнему приходят из соседней северной страны. В первом полугодии 2018 года $436 млн поступило в страну от российских инвесторов, и это составило 34,6% общего объёма поступивших средств.
Ситуация, конечно, уникальная: политические отношения двух стран ухудшаются с первой космической скоростью, постоянно вводятся взаимные экономические и политические санкции, составляются и пополняются разнообразные «чёрные списки», регулярно озвучиваются предложения запретить железнодорожное и автобусное сообщение, отозвать и выслать оставшихся дипломатов, а самые горячие патриотичные головы даже договорились до предложения объявить России войну. При этом президент и премьер не устают напоминать тем, кто их ещё слушает, о том, что они уже несколько лет демонстрируют независимость, не покупая топливо у «Газпрома». При этом скромно умалчивается маленький, но существенный нюанс: газ покупается тот же самый российский, но у европейских посредников и, разумеется, гораздо дороже.
Россию жизнь заставила обходиться без западных и украинских товаров (в результате появилось импортозамещение). А вот для Украины этот вариант не подходит. Хотя и делаются попытки заменить российское ядерное топливо для АЭС американским аналогом от Westinghouse, но получается плохо: заокеанское и дороже, и плохо «дружит» с советскими атомными реакторами (и ещё «бонус»: американцы, в отличие от россиян, не утилизируют своё отработанное топливо). Есть ещё ряд российских товаров, необходимых для работы украинской промышленности, например, нефтепродукты и уголь. «За 5 лет мы так и не нашли иные энергетические источники: реверсный газ, по сути, тот же российский, хотя и значится «европейским», белорусские бензин и солярка сделаны из российской нефти. А баржи с углём из ЮАР, США или Канады, встречаемые нашими министрами под звуки гимна, не могут восполнить энергетический дефицит. Наши «элиты» многие годы активно используют свои коммерческие связи в Москве, днём надевают «вышиванки», а вечером подсчитывают прибыли от торговли российским углём или нефтепродуктами», — возмущается экономист Алексей Кущ.
Поэтому громкие требования отказаться торговать с «агрессором» являются исключительно политическими заявлениями: Евросоюз (несмотря на наличие соглашения об ассоциации) не может (да и не хочет) заменить Россию.
Вот и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко утверждает, что украинская экономика всё ещё очень сильно зависит от российской. Он напоминает, что РФ является главным поставщиком угля: 65% потребляемого Украиной «чёрного золота» поставляет «оккупант». «Россия является лидером и по поставкам нефтепродуктов — на её долю приходится 40%. Не можем мы обойтись без угля, ТВЭЛов и солярки — заменить их поставками из Европы невозможно даже теоретически. Наши политики могут говорить всё, что хотят, и даже требовать прекратить торговлю — сейчас некоторые кандидаты в президенты именно этим эпатируют. Но это полная глупость. Так что импорт из РФ непременно будет расти», — прогнозирует Охрименко.
Обращу внимание на ещё один аспект российско-украинских экономических отношений. «Укрзализница» опубликовала данные по заграничному пассажиропотоку в 2018 году. И здесь лидером является западная Украина: при всей их «ненависти» к москалям, чаще всего в Россию ездят именно они.
Поезд | В Россию | На Украину | ||
Количество мест | Продано билетов | Количество мест | Продано билетов | |
| Львов — Москва | 236 784 | 131 622 (56%) | 236 762 | 147 180 (62%) |
| Киев-Москва | 152 988 | 119 406 (78%) | 153 108 | 83 169 (54%) |
| Днепропетровск — Москва | 166 718 | 101 819 (61%) | 166 654 | 106 362 (64%) |
| Херсон — Москва | 110 596 | 83 811 (76%) | 110 596 | 77 892 (70%) |
| Харьков — Москва | 129 431 | 77 750 (60%) | 129 420 | 59 397 (46%) |
| Одесса — Москва | 124 269 | 62 675 (50%) | 124 650 | 89 042 (71%) |
| Хмельницкий — Москва | 72 420 | 43 781 (60%) | 71 935 | 31 782 (44%) |
| Киев — Санкт-Петербург | 75 720 | 34 083 (45%) | 75 704 | 32 717 (43%) |
| Всего | 654 947 | 627 541 | ||
Обратим внимание на то, что в Европу ездит на заработки гораздо меньше гастарбайтеров, нежели в РФ. И ещё нюанс: за прошлый год выехало с Украины на поездах 1 004 275 украинцев, а вернулось в страну 880 429.
Поезд | В Европу | На Украину | ||
Количество мест | Продано билетов | Количество мест | Продано билетов | |
| Киев — Перемышль | 422 710 | 289 831 (69%) | 422 710 | 208 418 (49%) |
| Ровно — Хелм | 86 620 | 37 871 (44%) | 86 620 | 10 733 (12%) |
| Киев — Варшава | 37 440 | 29 812 (80%) | 37 440 | 17 915 (48%) |
| Одесса — Перемышль | 52 612 | 25 598 (49%) | 52 612 | 9915 (19%) |
| Киев — Кошице | 18 420 | 4330 (24%) | 18 420 | 4499 (24%) |
| Киев-Минск-Вильнюс-Рига | 4372 | 1886 (43%) | 4372 | 1408 (32%) |
| Всего | 389 328 | 252 888 | ||
P.S. В сентябре 2018 «Укрзализница» запустила широко анонсированный «Поезд пяти столиц». Правда, в последний момент из него почему-то выпал Таллин (хотя в эстонском Тарту учится много украинских студентов), но вряд ли этим можно объяснить его низкую привлекательность для пассажиров.
Киев