Украина сегодня: рабство Ющенко, рабство Порошенко или русской истории?
Бывший президент Украины Виктор Ющенко в интервью одному из украинских телеканалов заявил, что «россияне по натуре как народ не любят свободу — они любят рабство, они хотят царя, они не стремятся к демократии». Эта провокационная фраза пошла гулять по российской сети, повышая градус неприязни ко всему украинскому…
Казалось бы, зачем обсуждать, что сказал Виктор Ющенко? По-хорошему, незачем: он никто и звать его в политическом смысле сегодня никак. Да, он нанёс и украинскому, и русскому народу много вреда, но это не значит, что его оценки культурно-исторического свойства, тем более касающиеся граждан России, имеют значение. Это оценки хама, причём в прямом, библейском, смысле этого слова.
Его броский тезис, однако, как я уже отметил, широко распространили российские СМИ. Причём стали ещё и ретранслировать его совершенно безграмотные рассуждения по поводу неких слов некоего «Алексея Толстого» о том, что существуют в истории некие «две Руси». Нет таких слов ни у Алексея Николаевича Толстого, ни у Алексея Константиновича Толстого (культурный человек, кстати говоря, должен о них говорить, только употребляя имя и отчество); всё попытки что-то за них договорить — от лукавого. Ну, а привязывать Алексея Константиновича Толстого, глубоко православного человека, хотя и не лишённого веяний XIX века, к рассуждениям о вредоносности желания «иметь царя» — это вообще верх бескультурья.
Одним словом, прежде чем распространять это высказывание Виктора Ющенко, надо было хорошо подумать. Тем не менее, раз уж распространили, ответить ему необходимо.
Начнём с того, что подчиняться своему господину, тем более царю, для христианина (а именно таким себя объявляет Виктор Ющенко) — нормально. Об этом немало говорится в Библии. Вот для наглядности несколько цитат на это счёт из посланий апостола Павла.
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1Тим.6:1).
Соответственно, в нашей стране, основывающейся преимущественно на православной традиции, попытки опровергнуть Ющенко возгласами типа «мы не рабы», «царь нам не нужен» или «мы самые что ни на есть сторонники демократии», выглядят по меньшей мере поверхностно, несерьёзно.
Мы, конечно, не рабы в том смысле, что рабство как признанная социально-экономическая категория в современном мире отсутствует. Но мы, безусловно, нуждаемся в уважаемом правителе при том понимании, что и он живёт по принципу: «Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол.4:1).
«Господь на небесах» перестал быть непререкаемым постулатом в России ещё в XVIII веке, должное и справедливое вообще мало когда простому народу у нас «оказывалось», — нечего удивляться, что люди в итоге обратили свои надежды к народовластию.
Советская система, правда, тоже показалась им нехороша; теперь в демократии разочаровываемся, понимая, что это — лучшая система только в качестве прикрытия правления спайки чиновничества и капиталистов… Так чем же плохо наличие у русского человека надежды, пусть и несбыточной в современной России, на условного «царя»?
Надежда, между тем, — надеждой, а своё достоинство, право на лучшую жизнь будем защищать наличными политическими средствами, но «с царем в голове». Главное, чтобы этот «царь» был не иностранный, как на современной Украине, как у Виктора Ющенко, а свой, отечественный.
Это и есть самое главное, что стоит сказать по поводу рассуждений бывшего президента Украины. Человек, навязавший своей стране и своему народу целый сонм иностранный господ; человек, повинующийся им именно как раб без разбора, делают они должное и справедливое народу его страны или не делают; человек, сотворивший себе из Запада кумира и продолжающий навязывать этого кумира всем жителям Украины, — этот человек пытается учить нас должному в нашем культурно-историческом выборе. Ну не абсурд?!