Новые надежды на Западный скоростной диаметр. Приватизация памятников неизбежна. "ЛУКОЙЛ" заключил невыгодную сделку. Пенсионеры получат товары со скидками. Башня мира украсит новостройки.

Правительство Санкт-Петербурга приняло решение разморозить проект Западного скоростного диаметра (ЗСД). Работа над ним была приостановлена из-за строительства кольцевой автодороги. Проектные работы могут возобновиться уже в 2004 году. ЗСД стоимостью 55 млрд. рублей станет крупнейшим в Санкт-Петербурге после строительства КАД дорожным проектом. Финансирование предполагается вести за счет городского и федерального бюджетов, а также частных инвестиций. До 15 июня все заинтересованные ведомства и организации должны представить подробное экономическое обоснование проекта, сообщает "Деловой Петербург".

Вчера Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) представил перечень из 26 федеральных и региональных памятников архитектуры, подлежащих приватизации. Механизм продажи объектов культурного наследия только разрабатывается, но чиновники уже пообещали, что инвесторы не получат здания в собственность, пока не выполнят все условия по их реставрации и охране, которые поставит им Смольный. Впервые о том, что здания-памятники нужно продавать, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила две недели назад на заседании совета по сохранению культурного наследия. По мнению губернатора, именно таким образом городу удастся привлечь частные инвестиции в реконструкцию зданий и остановить разрушение многих памятников, которые сейчас ветшают без хозяев. Вчера мысль губернатора на специальной пресс-конференции развила глава КГИОПа Вера Дементьева. Первым делом она сообщила, что "тема не нова, просто раньше приватизация была скрыта от общественности, а Валентина Ивановна сказала об этом честно". Всего же в Северной столице - свыше 7,5 тыс. памятников, в том числе федеральных - около 3,5 тыс. Уже приватизировано порядка 20 памятников архитектуры регионального значения. Но все они попали в частные руки до принятия в 2002 году закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Статья 63 этого документа запретила продажу федеральных исторических объектов и регистрацию прав собственности на местные памятники до тех пор, пока не будет принят еще один закон - о разграничении прав госсобственности на объекты культурного наследия. "Сейчас процесс приватизации приостановлен. Закон предполагает переходный период до 2010 года, а мы столько ждать не можем", - заявила В. Дементьева. По мнению чиновников Смольного, для Санкт-Петербурга необходимо сделать исключение и снять мораторий на приватизацию памятников. Эту точку зрения городская администрация намерена отстаивать 20 мая на заседании правительства РФ, посвященном проблемам объектов культурного наследия, сообщает "Коммерсантъ-СПб". Список выставленных на продажу памятников, с комментариями о том, происходило с ними в последние годы, опубликован на страницах "Делового Петербурга".

В мае Общественный совет Санкт-Петербурга и Координационный совет творческих союзов должны принять решение о дальнейшей судьбе Башни мира на Сенной площади и обелиска Победы на площади Восстания, которые предлагается перенести из исторического центра в новые районы города. Обсуждение этой идеи инициировала губернатор Валентина Матвиенко. Также до конца мая чиновникам комитета по архитектуре и КГИОПа совместно с творческими союзами предписано "проанализировать вопрос размещения памятников, скульптур и мемориальных досок, установленных с 1991 года" (их в списке около сотни), причем предложения по формированию соответствующего художественно-экспертного органа, согласно распоряжению губернатора, должны быть представлены ей к сегодняшнему дню. По мнению главного хранителя городских памятников, заместителя директора Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой, любые идеи дорогостоящего переноса памятников сегодня неактуальны, вместо этого полезнее ввести мораторий на дальнейшую монументализацию городских пространств. По ее словам, за последние два года в Санкт-Петербурге было установлено больше памятников, чем в XVIII и ХХ веке. Кстати, по данным газеты "Коммерсантъ-СПб", в комитете по градостроительству и архитектуре уже находятся проекты девяти памятников и четырех памятных знаков, намеченных для установки на 2004-2005 годы.

Состоявшийся 28 апреля аукцион по продаже двух участков для АЗС возле кольцевой автодороги показал, что цена земли напрямую зависит от ее месторасположения. Оба участка площадью 0,8 га купило ЗАО "Петербургская топливная компания", заплатив за один 21,3 млн. рублей, за второй - 1 млн. рублей. "Только открытые торги способны показать истинную стоимость земли. Уверен, что если бы 60 участков, отданные "ЛУКОЙЛу" по 300 тыс., выставили бы на торги, город выиграл бы больше", - считает Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Вместе с тем, игроки рынка считают, что компания ПТК заключила выгодную сделку. "ЛУКОЙЛ получает землю только в аренду с массой обязательств и последующих денежных вливаний; ПТК имеет возможность получить эту землю в собственность. С учетом всех выплат, 1 м2 земли, которая будет принадлежать ПТК, обойдется компании в 27 долларов за 1 м2, тогда как для "ЛУКОЙЛа" эта сумма будет 415 долларов, при отсутствии права собственности. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Паромно-пассажирский комплекс стоимостью около 220 млн. долларов планируют построить в Санкт-Петербурге к 2008 году. Комплекс разместится около гостиницы "Прибалтийская" в коридоре Западного скоростного диаметра. Проект предполагает реконструкцию морского фарватера с его углублением с 3 до 10 метров, строительство причала для приема крупных пассажирских судов длиной до 1,3 км и донного причала для обслуживания судов местного значения длиной 200 м. Будут задействованы все возможные источники, то есть федеральный, местный бюджеты и частные инвесторы. Основной объем вложений будет возвращен через портовые сборы. Ожидаемая мощность терминала - 1,2 млн. пассажиров в год, срок окупаемости проекта - 6-7 лет. Губернатор Валентина Матвиенко назвала это "проектом 22 века", сообщает "Невское время".

Проект скоростных экспрессов, представленный группой компаний "Евросиб", вызвал большой интерес у гостей выставки-презентации в "Ленэкспо", где демонстрировались новинки предприятий Северо-Запада, выполняющих заказы железнодорожников. Скоростные экспрессы в двухэтажном исполнении способны существенно повысить провозные способности главной магистрали страны "Москва - Санкт-Петербург". При той же длине состава, количестве вагонов, что и в известных "Стреле", "Смене" или "ЭР-200", двухэтажный поезд способен перевозить вдвое больше пассажиров. В рамках проекта был дан анализ нынешнего состояния пассажирских перевозок между обоими мегаполисами. Оказывается, на фирменных поездах путешествует 54% пассажиров, дневных - 14%, остальные граждане (около 30%) предпочитают авиацию. Об этом сообщает "Невское время". Вместе с тем, ОАО "Российские железные дороги" окончательно отказалось от реализации проекта высокоскоростного пассажирского поезда "Сокол-250", который после неудачных испытаний в 2002 году заморожен. Дальнейшая разработка проекта высокоскоростного электропоезда возможна либо за счет средств завода-изготовителя и разработчика, либо привлечения иных инвестиций, сообщает "Деловой Петербург".

По соглашению с администрацией, семь торговых сетей Санкт-Петербурга будут предоставлять скидки малоимущим слоям населения. Соответствующее соглашение было подписано вчера в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Общая сумма скидок - 3,5 - 5 млн. рублей ежемесячно. В число взявших на себя социальные обязательства фирм вошли такие крупные компании, как ООО "Лента" и ООО "Агроторг". Списки льготников будут составлены Комитетом по труду и социальной защите населения, средний размер скидок составит 10%. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Неделю назад ОАО "Ленэнерго", РАО "ЕЭС России" и администрация Санкт-Петербурга подписали соглашение о реформировании регионального энергетического комплекса. Генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Лихачев возмущен тем, что изменения в соглашение вносились за день до его подписания. Из-за противоречий подписание вообще задержалось на полгода, и даже в самый последний момент стороны продолжали утрясать спорные вопросы. О своей позиции генеральный директор рассказал "Деловому Петербургу". Так, изменения касались обязательств администрации по погашению долгов бюджетных организаций за потребленную энергию и ликвидации перекрестного субсидирования через тарифное регулирование. Эти изменения не были согласованы даже с губернатором, в результате чего окончательное согласование проекта пришлось перепоручить вице-губернатору Михаилу Осеевскому. Именно благодаря этому соглашение все-таки было подписано, заявил А. Лихачев.

В городской телефонной сети появились первые абоненты с номерами, начинающимися на цифру 6. Они подключены в рамках проекта "Линия 1". Проект реализован в ЗАО "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ), входящем в холдинг "Телекоминвест". Телефонная емкость в шестой миллионной зоне, которую сейчас предлагает клиентам ПТТ, получена в июле 2003 года в соответствии с решением Министерства связи РФ. Проект функционирует в том сегменте рынка, где до настоящего времени был только один оператор - "Северо-Западный Телеком". Для частного абонента это означает улучшение качества услуг, если не учитывать тот факт, что тарифы "Линии 1" не являются регулируемыми, в отличие от тарифов СЗТ. Но теоретически у ПТС есть такая возможность, если "Линия 1" монополизирует 30% рынка, говорят эксперты. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Стремительный рост рынка аудиторских и консалтинговых услуг, отмеченный по всей России, характерен и для Санкт-Петербурга. По разным данным, в прошлом году прирост совокупной выручки петербургских аудиторско-консалтинговых компаний составил от 60 до 70%. В полной мере на Санкт-Петербург проецируются и основные тенденции общероссийского рынка. Клиентов становится больше (за счет увеличившегося числа предприятий, подлежащих обязательному аудиту), их потребности меняются. Началась агрессивная рыночная экспансия средних аудиторских компаний - они отвоевали значительную долю рынка у крупных аудиторов-консультантов. Наконец, как и на общероссийском рынке, замечено явное "ИТ-вторжение" в область управленческого консалтинга. Но есть и свои особенности. Во-первых, петербургский рынок аудита развивается в условиях крайнего насыщения (в то время как в целом по России "пространства" для аудиторов еще много). И, во-вторых, Санкт-Петербург остается "аудиторским городом": если в Москве консалтинговые услуги давно догнали по доле рынка классический аудит, то в Северной столице последний пока явно доминирует. Анализ ситуации на рынке - на страницах еженедельника "Эксперт Северо-Запад".

По поручению правительства Санкт-Петербурга возобновляет работу Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики. Совет, являющийся экспертным, консультативным органом, будет, в том числе, вырабатывать рекомендации по направлениям модернизации и развития системы профессионального образования Санкт-Петербурга. Об этом сообщает "Деловой Петербург".