Самолеты, такси и наружная реклама: Санкт-Петербург сегодня, 26 апреля
"Пулково" в выигрыше. Город борется с льготами по аренде. Таксистов выводят из тени. Рынку наружной рекламы грозит гибель.
Событием прошлой недели стало одобрение межведомственной комиссией плана объединения ФГУАП "Пулково" и ГТК "Россия", на котором настаивала администрация города. Согласно решению комиссии, планируется присоединить коммерческую часть авиапарка "России" к "Пулково", а принадлежащий сейчас петербургским авиаторам аэропорт передать городу. Объединенная авиакомпания будет зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Всего "России" принадлежит около 35 самолетов, из них пять обеспечивают перевозки высших лиц государства. Они останутся в ведении администрации Президента РФ. Половина из 30 коммерческих лайнеров соответствуют требованиям европейских стран по уровню шума. Однако большинство самолетов "России", включая новейшие "Ту-214", передано в аренду ОАО "Аэрофлот" и летает под его флагом. Пока неясно, будут ли переданы эти лайнеры "Пулково" в процессе объединения. Но присоединение даже части авиапарка "России" к "Пулково" сможет существенно укрепить позиции петербургской компании на рынке авиаперевозок. В последнее время "Пулково" неоднократно объявляло о планах по увеличению количества рейсов и объему перевозок, однако реализации этих намерений мешали недостаточный авиапарк и малое количество самолетов (19 лайнеров), по техническим характеристикам способных летать в Европу. Об этом сообщает "Деловой Петербург".
Правительство Санкт-Петербурга внесло в Законодательное собрание законопроект "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург". Сформулированные в нем предложения продиктованы популярной ныне задачей увеличения доходов от использования городской недвижимости и являют колоритный пример бессистемного подхода власти к реформам. Для решения главной для администрации проблемы - льгот по арендной плате - выбран простейший, по сути - фискальный путь. Основная интрига связана с изменением системы предоставления льгот, направленным, в итоге, на сокращение объема "выпадающих доходов". По данным КУГИ, за прошлый год город недополучил из-за льгот по аренде около 2,5 млрд. рублей (всего заключено 5 394 льготных договора на нежилые помещения, на их долю приходится 46% арендуемого нежилого фонда, т.е. около 1,3 млн. м2). При этом среди льготников, которые должны платить лишь 5 или 10% от рыночной ставки арендной платы, масса должников. Известна и другая проблема: помещения, полученные на льготных условиях, порой сдаются в субаренду без должного оформления и превращаются в "кормушку". Новый подход подразумевает, что в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год будет закладываться лимит средств, которые город готов выделить на льготы по аренде. Таким образом, вместо расчета арендных ставок с помощью коэффициентов социальной значимости планируется давать арендаторам-льготникам прямые дотации. Новые же договоры будут заключаться уже без каких-либо льгот, хотя при этом предусматривается возможность получить дотацию в рамках бюджетного лимита "выпадающих доходов". В принципе, стремление администрации повысить эффективность использования городской недвижимости возражений не вызывает. Однако при решении такой задачи нужно действовать последовательно. Прежде всего, город должен пересмотреть концепцию управления государственной собственностью - необходимо поставить во главу угла регулирующий подход, а не фискальный. Это отвечало бы идеологии правительства Санкт-Петербурга, да и послания губернатора, которое готовится сейчас в КЭРППиТ. Следствием же непродуманной политики может стать, в частности, прекращение деятельности многих необходимых обществу организаций в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения. Об этом сообщает "Эксперт Северо-Запад".
Правительство Ленинградской области займется инвентаризацией земельных участков вместо федеральной структуры в области. Это ускорит работу по составлению земельного кадастра. На прошлой неделе региональные власти одобрили изменения в программе по созданию государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2003-2007 годы. Тендеры на выполнение работ, которые будет курировать КУГИ, пройдут независимо от того, как долго поправки будут рассматриваться в областном парламенте. Об этом сообщает "Деловой Петербург".
На прошлой неделе подписано соглашение о реформировании ОАО "Ленэнерго". Некоторые положения договора для руководства "Ленэнерго" стали неожиданностью. Еще в пятницу вечером чиновники городской администрации пытались вносить поправки, сокращая свои обязательства за счет РАО "ЕЭС" и ОАО "Ленэнерго". Спорили по поводу того, кто больше будет платить за модернизацию городских сетей - "Ленэнерго" или город. В итоге стороны даже написали протокол разногласий. Городу же удалось настоять на том, чтобы в проекте итогового документа появилось положение о создании управляющей компании, которой отдадут все тепловые сети (ранее предполагалось, что тепловые сети будут находиться в ведении генерирующей компании). Об этом сообщает "Деловой Петербург".
От Северо-Западной ТЭЦ к городу построят тепломагистраль. Это решение зафиксировано на совещании "Надежность функционирования ОАО РАО "ЕЭС России" в период реформирования энергетики и задачи на 2004 год" трехсторонним соглашением между городом, РАО и Внешторгбанком. Теплотрасса должна появиться к отопительному сезону 2006-2007 гг., стоимость проекта может составить 35 миллионов евро. Об этом сообщает "Смена".
Власть берет рынок легковых перевозок под особый контроль. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга уже прошел первое чтение закон "О перевозках пассажиров таксомоторами индивидуального пользования". В нем предусмотрено, что все организации и частные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров легковыми такси, будут обязаны заключить с Комитетом по транспорту специальный договор. Рынок легковых таксомоторных перевозок Санкт-Петербурга не имеет очевидных лидеров и делится на два лагеря: таксомоторные парки и диспетчерские службы. По данным Российской транспортной инспекции, только 2 тыс. водителей работают на законных основаниях; выдано всего около 100 лицензий. В Санкт-Петербурге пять-шесть крупных транспортных компаний, имеющих собственные автомобили; их суммарный парк достигает 500 единиц. Еще около 5-8 тыс. машин принадлежат частным лицам, но работают под брэндами различных диспетчерских служб, получая заказы по радиосвязи. "Полностью контролировать рынок мы не можем, - заявляет руководитель Санкт-Петербургского городского отделения Российской транспортной инспекции Борис Ермишко. - Транспортная инспекция не имеет права останавливать автомобили. Даже если мы поймаем за руку частника, то надо сделать это 2-3 раза, чтобы суд привлек его к ответственности". Ожидается, что 11 мая правительство Санкт-Петербурга утвердит план развития таксомоторных перевозок. Об этом сообщает "Деловой Петербург".
В пятницу гендиректор ОАО "Северо-Западный телеком" (СЗТ) Сергей Кузнецов дал свою первую пресс-конференцию в качестве главы крупнейшей телекоммуникационной компании региона. Он сразу признался, что пришел вывести предприятие из кризиса. Чтобы добиться этого, оператору придется резко снизить свои эксплуатационные расходы и радикально модернизировать крупнейший филиал - Петербургскую телефонную сеть. В настоящий момент 40% эксплуатационных затрат СЗТ составляют расходы на оплату труда. Поэтому планы компании - сократить персонал за счет модернизации сети и упрощения системы районных узлов связи - выглядят достаточно логично. Вместе с тем, новое руководство ничего не сказало о развитии интернет-услуг - единственного нерегулируемого государством и самого перспективного вида деятельности оператора. Отметим, что в настоящий момент доля интернет-услуг в выручке СЗТ составляет всего 12%, но, по прогнозу компании, до 2007 года этот показатель достигнет 15%, сообщает "Коммерсантъ-СПб". Формально в СЗТ декларируют намерения развивать так называемые "нерегулируемые услуги связи", добавляет еженедельник "Дело". Однако на той же встрече с отраслевыми аналитиками говорилось, что даже через 5 лет доля этих допуслуг в структуре общей выручки вряд ли превысит 15% (против нынешних 12%). Неудивительно, что по итогам текущего года межрегиональная компания ожидает 24%-ного прироста выручки, который будет обеспечен во многом за счет 24%-ного увеличения тарифов на услуги местной телефонной связи. Предполагается, что ежемесячная абонентская плата за телефон вырастет в середине года.
Центральным мероприятием конференции "Наружная реклама больших городов" должно было стать первое публичное выступление нового директора Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) Санкт-Петербурга Александра Кадырова. В декабре прошлого года он сменил на этом посту Андрея Шмакова, основателя и бессменного руководителя ГЦРР на протяжении 12 лет. Но А. Кадыров конференцию проигнорировал. Вместо него ситуацию на местном рынке прокомментировал его заместитель Дмитрий Знаменский. "Есть финансовый план, согласно которому ГЦРР должен в этом году перечислить в городской бюджет 450 млн. рублей (то есть 15,5 млн. долларов; в 2003 году город получил 13,3 млн. долларов). Этого можно добиться, частично изменив правила и тарифы на аренду мест под размещение рекламоносителей. Эти тарифы, скорее всего, будут привязаны не к курсу доллара, а к фиксированной условной единице - 31,5 рубля, которая применяется КУГИ. Предполагаются небольшие технические корректировки правил размещения наружной рекламы и расширение полномочий ГЦРР и Комитета по печати в этой сфере. Но еще раз подчеркну, радикальных событий не произойдет", - в частности, заявил Д. Знаменский. Полный текст интервью - на страницах "Коммерсантъ-СПб".
Однако, администрация продолжает заявлять, что недополучает средства от наружной рекламы, сообщает "Деловой Петербург". Одной из целей разрабатываемой сейчас городской программы по организации рекламоносителей является увеличение поступлений в бюджет от "наружки". "Угрозой рекламному рынку представляют три момента: непродуманное административное вмешательство, несовершенство рекламного законодательства и завышенные ожидания городских властей", - заявил Андрей Березкин, генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик". "Желание администрации увеличить бюджет за счет наружной рекламы может в итоге привести к полному уничтожению этого рынка", - добавил Игорь Ананских, генеральный директор ЗАО "Корпорация Руан".
Девелоперы, скупившие земли аграрного предприятия "Лето" под торгово-деловой центр, получили неприятный сюрприз. Администрация Санкт-Петербурга заставила их финансировать сельское хозяйство. На состоявшемся на прошлой неделе совещании с участием руководителей сельхозпредприятий губернатор Валентина Матвиенко поручила Комитету по строительству не согласовывать с собственниками любые строительные проекты до тех пор, пока предприниматели не вложат достаточно денег в развитие тепличного хозяйства ЗАО "Лето". Теплицы расположены по левую (по движению в аэропорт) сторону Пулковского шоссе. Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк настаивает на том, что инвесторы, купившие землю по правую сторону Пулковского шоссе, в прошлом году пообещали администрации инвестировать в модернизацию тепличного хозяйства несколько миллионов долларов, однако обязательств своих до сих пор не выполнили. Об этом сообщает "Деловой Петербург".