"Лед в конце-концов тронулся" - заявило руководство министерства окружающей среды Литвы после первого общего заседания комиссии по сотрудничеству Литвы и России в области окружающей среды. Двухдневное заседание состоялось в Вильнюсе в середине апреля. Объединенная комиссия по соглашению двух стран была составлена еще в 1999 году, Литва не раз призывала Россию начать работу, но все приглашения оставались без ответа. В Вильнюсе гостившей делегацией руководила заместитель министра природных ресурсов России Ирина Осакина. Вместе в комиссии работали и руководители учреждений по охране окружающей среды Калининграда, представители "ЛУКойла". На встрече решались особенно актуальные для обеих стран вопросы. Среди них - проблемы месторождения Д-6, целлюлозно-бумажных фабрик Немана и Советска, которые являются крупными загрязнителями окружающей среды. Удалось ли о чем-то конкретном в конце-концов договориться? Об этом специально для ИА REGNUM - министр окружающей среды Литвы Арунас Кундротас.

Уважаемый министр, каковы результаты первого заседания объединенной комиссии Роcсии и Литвы?

Мы рады уже тому факту, что комиссии удалось собраться, так как до сих пор 5 лет были лишь обещания или письма в одну сторону. Мы говорили на очень актуальные для нас темы: эксплуатация месторождения Д-6, целлюлозно-бумажные заводы Немана и Советска. Литва со своей стороны в области окружающей среды уже все улаживает, так как в чистящее оборудование инвестированы и деньги ЕС. Поэтому для нас очень важно, каким может быть загрязнение Немане со стороны Калининграда. Нас также интересует мониторинг Куршских вод, моря у месторождения Д-6. Решали вопрос о возмещении убытков, план ликвидации аварии.

Готова ли Россия вместе и доброжелательно решать проблемы?

Да, определенный прогресс чувствуется. К примеру, русские прeдложили отделить вопрос возмещения убытков и вопрос о ликвидации аварии. Последний можно решить быстро, так как является более ясным. План о возмещении убытков намного сложнее, он требует более длительной подготовки. Мы пока это предложение обсуждаем и вскоре ответим, подходит ли это нам. Мы также обсуждали, какую помощь можем предложить Калининграду, решая проблемы целлюлозно-бумажных фабрик - крупных загрязнителей Немана. У фабрик практически нет никакого очистного оборудования и такое положение нас не устраивает - надо строить новые очистные сооружения. Литва может быть посредником и говорить об этом с Еврокомиссией, просить о поддержке в разлисных фондах. Возможности на самом деле есть, но в первую очередь необходимо желание и конкретные решения предприятий. С другой стороны, проблему Немана и Советска надо разделить на две части - на проблему города и предприятия. Общественному сектору может помочь Еврокомиссия, а частному - Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития. Только в этом случае мы двинемся с места. Россия утверждает, что у предприятий есть планы реорганизации и они видят перспективу. Со своей стороны мы тоже рук не опускаем.

Во время совместной работы комиссии говорили ли с коллегами из России о том, что Балтийскому морю присвоили статус особо уязвимого морского района? Может, Россия изменила свою позицию?

Этот вопрос не был включен в распорядок заседания. Пока позиция остается прежней - Литва признает, а России не признает, что Балтийское море - особо уязвимый морской район. Это не двусторонний вопрос, а многосторонний, согласуемый Хельсинской конвенцией. С другой стороны, не надо обвинять Россию в том, что она не признает. По моему мнению, секретариат комиссии Хельсинской конвенции не выполнил всей надлежащей работы. И вообще эта конвенция становится беззубой. Мы утверждаем, что заботимся о Балтийском море, считаем, какое количество загрязнений попадает в море, но то, что массово растет морское судоходство, увеличиваются масштабы добычи нефти, не учитывается. Если уже есть такая организация, она в обязательном порядке должна решать именно эти проблемы. Это одна из наших задач, так как в июле этого года Литва примет председательство в Хельсинской комиссии.

Согласилась ли Литва на эксплуатацию месторождения Д-6? Там как известно, работа идет полным ходом.

Нет, мы ни в коем случае не сдаемся. Во время встречи объединенной комиссии мы еще раз выразили свою основную позицию. Есть вывод экспертов UNESCO: Россия обязана выполнить оценку влияния на окружающую среду и представить Литве документы. Мы не можем игнорировать ясное высказывание международного учреждения. Ответы России пока такие же, как и раньше - якобы они всегда предоставляют информацию. По их разумению, этого хватает, по нашему мнению, этого не хватает, поэтому разговоры и ведутся. Все-таки нам хотелось, чтобы эта проблема не была бы оставлена только для двусторонних разбирательств Литвы и России. Свое веское слово должно вынести и UNESCO и заявить, выполняет или нет Россия свои обязательства.