"Русская партия Евросоюза - не утопия": Интервью Татьяны Жданок ИА REGNUM
Недавно в Риге произошло неординарное событие: руководители политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) и представители Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ) подписали манифест "За единство русских в единой Европе!" В этом манифесте определена масштабная и весьма амбициозная цель - создание Русской партии Европейского Союза. Насколько данная цель реальна? Для чего необходима такая партия? На эти вопросы отвечает сопредседатель объединения ЗаПЧЕЛ Татьяна Жданок
Учтем: еще в "старом" ЕС до его расширения проживали миллионы русскоязычных. А сейчас, после вступления в Евросоюз стран Балтии, число его жителей, для которых русский - язык семейного общения, превысит численность населения многих европейских стран. Русских и русскоязычных в Евросоюзе окажется значительно больше, нежели, скажем, словаков, финнов или граждан Ирландии. Всего русские Евросоюза превзойдут по количеству титульные нации более десяти стран ЕС. Многие миллионы людей, объединенные общим языком и культурой, имеют право на то, чтобы заявить о своих интересах и защищать их. Но ни одна политическая сила европейского уровня не взяла на себя миссию представлять интересы русского и русскоязычного населения Европы в институциях Европейского Союза.
Сам Евросоюз находится в процессе болезненных перемен. И для русских Балтии немаловажно, будет ли обеспечен приоритет прав граждан ЕС над национальным эгоизмом государств. Мы надеемся, что ЕС переживает переходный этап на пути к более справедливому устройству: от союза государств и политических элит - к союзу народов и культур. В будущей объединенной Европе должно быть обеспечено прямое представительство меньшинств и регионов в институциях власти ЕС.
Русская партия Европы может обеспечить представительство русских жителей ЕС в органах власти на европейском, национальном и местном уровне, способствовать солидарности русских общин, защищать их право на сохранение и развитие родного языка и культуры. Очень важная задача - содействовать интеграции России и ЕС для создания в перспективе единого евразийского пространства от Лиссабона до Владивостока.
Сегодня в Латвии, как и во многих других европейских странах, живет уже несколько поколений русских, для которых Россия не является географической родиной. Стратеги построения мононационального государства нам внушают: русским в Латвии надо ассимилироваться, как они сделали это во Франции или в Англии. Главным орудием ассимиляции является реформа образования: перевод обучения на латышский язык. Только на нем уже происходит обучение в государственных вузах. Сейчас готовится перевод среднего образования на обучение преимущественно на латышском языке. Мотивируется это тем, что школьников надо готовить к обучению в вузах на госязыке. Если нынешняя реформа удастся, то следущим шагом станет перевод на латышский основного образования с мотивацией: ведь в средних школах учатся на госязыке. Сопротивление политики ассимиляции, набравшее сейчас второе дыхание в Латвии, дает надежду, что эти планы не реализуются.
Думаю, русские за пределами России начинают осозновать себя как единую общину, желающую сохранить свой язык и культуру, передать это богатство детям и внукам. В то же время, несмотря на наличие этой одинаковой цели для всей русской диаспоры, очень сильно различаются методы ее достижения, используемые русскими общинами в странах СНГ и в странах Балтии. Первые действуют в основном через национально-культурные общества, отказываясь от политических и парламентских методов, активно практикуемых вторыми. С другой стороны, интересы, лежащие в области права, у этих общин и вовсе не совпадают. Будучи членом Совета соотечественников при Государственной думе РФ, объединяющего представителей стран СНГ и стран Балтии, я не единожды сталкивалась с полным отсутствием у представителей стран СНГ интереса к тем проблемам, которые поднимаем в этом Совете мы: визы, приглашения, регистрация пребывания в России и т.п. Для них больными являются проблемы получения российского гражданства и вопросы репатриации. Еще более будут расходиться эти интересы после 1 мая, когда страны Балтии станут полноправными членами расширенного Евросоюза. И, наоборот, все больше проявляются общие интересы русскоязычных жителей "старого света" и стран - новых членов ЕС. Эти интересы нуждаются в грамотном их озвучивании и лоббировании.
Первый шаг в данном направлении мы уже сделали. 23 марта правление политического объединения "За права человека в единой Латвии" приняло обращение к депутатам Европейского парламента "За справедливую языковую политику ЕС!" В обращении говорится, что 1 мая Европа становится богаче на 200 миллионов населения, 10 государств, дюжину языков и культур, но лишь 9 языков из такого многообразия получат статус официальных в Евросоюзе. Открытым остается вопрос, справедливо ли это, соответствует ли здравому смыслу? В обращении отмечается: "Вынуждены признать нелогичным и неудобным то, что официального статуса не получат некоторые европейские языки, на каждом из которых говорят не менее 5 миллионов жителей ЕС: русский, каталонский, турецкий, арабский." Мы призвали депутатов Европейского парламента начать дискуссию о возможности кардинальной смены языковой политики ЕС.
Может ли Русская партия ЕС получить какой-либо статус в Евросоюзе?
Чтобы Русская партия ЕС была признана организацией европейского уровня и получала бы финансирование из бюджета Евросоюза, эта партия, согласно регулирующему документу ЕС, должна будет соответствовать нескольким требованиям. В частности, иметь "легальное лицо" в той стране ЕС, где находится ее штаб-квартира. Она должна быть представлена как минимум в четверти государств ЕС членами либо Европейского парламента, либо национальных парламентов, либо региональных ассамблей. Или же она должна получить в четверти государств ЕС не менее трех процентов голосов на последних выборах в Европарламент. В своей программе и деятельности такая партия должна базироваться на принципах, лежащих в основе Евросоюза: принципах свободы, демократии, уважения прав человека и верховенства закона. Эта партия должна участвовать в выборах Европарламента или же выразить свое намерение поступить так в будущем. Причем такая партия европейского уровня может быть либо альянсом политических партий (не менее двух), либо ассоциацией граждан. Регулирующий создание партий европейского уровня документ, о котором идет речь, в полном объеме вступит в силу лишь после избрания в июне 2004 года нового Европарламента. Однако, создавая Русскую партию ЕС, будем стараться двигаться по заданным правилам. Кроме трех стран Балтии, где русскоязычные граждане уже имеют своих избранных представителей, определенные возможности есть во Франции, в Германии, в Финляндии, в Польше. И, конечно же, очень важно иметь своих депутатов в Европарламенте. Предвыборный список объединения "За права человека в единой Латвии" уже зарегистрирован в Центризбиркоме. Список возглавляют: Татьяна Жданок, Мирослав Митрофанов, консультант парламентской фракции ЗаПЧЕЛ, и Юрий Соколовский, депутат Сейма. Латвия будет представлена в Европарламенте девятью депутатами, и, учитывая тот факт, что по рейтингу ЗаПЧЕЛ устойчиво находится в тройке партий-лидеров, мы имеем неплохие шансы завоевать часть этих мандатов.
До сих пор в "старых" странах ЕС никто не пытался создать политическую организацию русских Европы. Стоило ли русским Прибалтики проявлять инициативу?
Русские общины существуют в странах Балтии веками. Работающие здесь партии и правозащитные организации, представляющие интересы меньшинств, обладают наибольшим опытом и возможностями в деле защиты интересов русских.
На наш взгляд, русские Латвии стали в определенном смысле образцом консолидации. Несмотря на серъезнейшие препятствия, нам удалось многого достичь. После разделения населения Латвии на граждан и неграждан мы добились для тех, кто не был признан гражданином, специального статуса, дающего больше прав и гарантий, чем статус иностранца. При создании Регистра населения власти не признали жителями Латвии пятую часть тех, кто не был отнесен к категории граждан, с намерением вынудить их покинуть Латвию. Но мы добились "легализации" подавляющей части этих людей. Этого удалось добиться с помощью политической деятельности и правозащитной работы. Когда огромное количество (примерно 160 тысяч) людей не были признаны жителями Латвии, группе правозащитников - юристам, депутатам Верховного Совета и Рижского горсовета, - удалось разработать эффективный план действий. Мы объясняли, как можно через суд добиться получения статуса жителя Латвии. Для координации этой огромной работы мы создали Латвийский комитет по правам человека. Первыми его сопредседателями были юрист Геннадий Котов (ныне депутат Рижской думы), Владимир Бузаев (в то время - депутат Рижского горсовета, а сейчас - депутат Сейма) и Ваша покорная слуга (в то время - депутат фракции "Равноправие" в Верховном Совете). За 11 лет к нам обратились за конкретной правовой помощью более 40 тысяч человек, причем за одним посетителем, как правила, стояли семья или коллектив. Латвийский комитет по правам человека стал одним из лидеров в большом объединении - Координационном совете общественных организаций, а весной прошлого года участвовал в создании Штаба защиты русских школ. С другой стороны, партия "Равноправие" вместе с двумя другими партиями - Партией народного Согласия и Соцпартией - создала политическое объединение "За права человека в единой Латвии). В результате мы смогли консолидировать общественные и политические организации, представляющие интересы меньшинств, добиться согласованных действий. Достаточно сказать, что на последних выборах Сейма политическое объединение ЗаПЧЕЛ получило четверть всех мест в парламенте. Такой успех всегда сулит и появление сложностей. Наши недруги добились-таки раскола объединения. После выборов Партия народного согласия, возглавляемая Янисом Юркансом, первым министром иностранных дел независимой Латвии, казавшаяся более "удобной" для властей, заявила о выходе из ЗаПЧЕЛ. Затем аналогичный шаг, как мне кажется, под большим давлением, сделала Соцпартия. В результате была поставлена под угрозу политическая составляющая уже структурированной русской общины. Критическим был момент, когда перестала существовать фракция ЗаПЧЕЛ. Но нашлись парламентарии, не согласные с выходом своих партий из объединения. В результате, вместе с депутатами "Равноправия" Владимиром Бузаевым, Юрием Соколовским и Андреем Толмачевым, фракцию составили Яков Плинер, Николай Кабанов и Андрей Алексеев. Все они работают в Штабе защиты русских школ, выполняя главную на сегодняшний день задачу, пользуются авторитетом в обществе. И я надеюсь, что в дополнение к представительству в местных самоуправлениях и в Сейме мы будем иметь своих людей в Европарламенте.
Особые возможности русских Балтии накладывают и особую ответственность. Поэтому мы обратились к русским политическим и общественным организациям стран ЕС, русским средствам массовой информации, ко всем влиятельным людям русских диаспор, к бизнесменам, опирающимся на русские корпоративные связи, к заинтересованным в экономическом взаимодействии стран ЕС и России коммерсантам. В манифесте мы предложили им принять участие в создании новой организации.
Но захотят ли люди вступать в партию, руководство которой не находится в их стране, подчиняться партийной дисциплине?
Во-первых, даже государства, объединившись в Евросоюз, тем самым отдали часть своего суверенитета единым его структурам. Во-вторых, мы убеждены, что основой Русской партии Европейского Союза может быть только равноправный союз политических организаций русской диаспоры. Будущая Русская партия ЕС ни в коем случае не должна быть этнической националистической партией. Мы мыслим новую организацию как общеевропейскую партию русской культуры. Я предлагаю такую формулу: Русская партия Европейского Союза создается для людей, живущих в странах ЕС, но считающих своим Отечеством русский язык. В нашем манифесте подчеркивается: "Русская тема должна достойно зазвучать в единой европейской симфонии!"
Манифест "За единство русских в единой Европе!" и другие материалы создаваемой партии вскоре будут размещены в интернете на сайте ruses.org. По электронному адресу ruses@ruses.org можно связаться с инициаторами создания новой организации.