Реформа системы местного самоуправления в Марий Эл, итоги развития республики в первом квартале года, социально - экономическое положение Марий Эл - таковы были ключевые темы пресс-конференции главы республики Леонида Маркелова, состоявшейся 15 апреля в Йошкар-Оле. В ходе встречи с журналистами президент дал комментарий и по ряду громких и скандальных событий, произошедших в республике. Комментарии Маркелова по некоторым событиям, освещавшимся ИА REGNUM-МариNews, приводит наш корреспондент.

Взяточничество.

"...В России взятки берут, брали и будут брать. Это - менталитет русского человека. Я думаю, что бороться со взятками в России бесполезно. Когда чиновник, выдающий лицензии, получает несколько тысяч рублей зарплаты, у него всегда велико искушение взять взятку. Сегодня это большая проблема - найти человека, который будет честно работать за низкую заработную плату. Когда чиновнику, распределяющего большие суммы или выдающего лицензии, платят невысокую зарплату, государство должно понимать, что он будет искать другие, не всегда честные пути обогатиться. Отсюда и взятки. А если начнут борьбу путем разных арестов - их просто будут еще искушеннее брать.

Взятки и при Иване Грозном на Руси брали, и при Сталине... И мне сейчас смешно слушать о том, что вот, мол, где-то поймали двух взяточников. Двух поймали, а еще 50 осталось! Я считаю, что самый эффективный способ борьбы со взятками - платить чиновнику высокую зарплату. И не в тюрьму нужно направлять человека, а лишать его возможности занимать государственные должности. Пусть идет улицы мести. А тюрьма мало кого исправляет. На мой взгляд, законодательство должно учитывать следующее - если действия такого чиновника причинили вред государству, ему нужно предъявлять иск в порядке гражданского производства и взыскивать с него ущерб. Такая практика распространена в некоторых европейских странах. Этот подход, считаю, будет эффективен.

По моему убеждению, на территории региона должен быть человек, который отвечает за все - глава субъекта федерации. Как я считаю, все главы местных министерств и ведомств и высшие чиновники должны назначаться по согласованию с ним. Нам на земле-то лучше видно, как они работают. А сейчас существует иной принцип - многих чиновников назначают из Москвы, с нами не советуясь, что это за человек. И потом, когда его ловят на взятке, заявляют, что вот, мол, в Марий Эл - одни взяточники. Намного легче было бы произвести назначение по согласованию с губернатором, ведь работать-то все равно вместе. Я понимаю, что федеральный центр боится чрезмерной концентрации полномочий в руках глав субъектов. Но назначенный из Москвы чиновник все равно в итоге сталкивается с проблемами, которые он без помощи местной власти решить не может. Так уж пусть он изначально работает с местной властью и не исключен из экономических интересов региона и будет поднадзорен. А так - над назначенным из центра чиновником надзора на месте никакого нет, вот он и берет взятки...".

Дело Госкоммолодежи.

"...Алексей Никитин - абсолютно чист по той информации, которая есть у правительства. Никаких обвинений ему не предъявлено, и более того, по имеющейся у меня информации, в его отношении будет прекращено дело за отсутствием в его действиях состава преступления. Я действительно отстранил Алексей Никитина, потому что он доложил мне, что он был вызван в ФСБ (с которым, как он говорит, сотрудничал давно), и там к нему были предъявлены некие претензии. Так же он написал заявление, что он якобы причастен к хищению денег. Потом Никитин сообщил мне, что он себя оговорил, и делал это под воздействием людей, которые его пригласили и жестко с ним поговорили. Он этого не ожидал.

Я считаю, что если есть какое-то подозрение на республиканского чиновника, он не может работать в органах власти, и я его отстранил от должности, тем более, что было принято решение о слиянии Госкоммолодежи республики с Министерством образования. Разговор был такой - если следственные органы признают вину Никитина, он будет отвечать по закону. Если он будет оправдан - мы его трудоустроим, поскольку он пострадал ни за что. Насколько я знаю, сейчас никаких обвинений и подозрений в совершении преступления Никитину не предъявлено, и его дело будет прекращено. Значит, Никитин чист. У него есть право обжалования действий сотрудников ФСБ, которые с ним беседовали. Захочет он это делать или нет - его право. А у нас нет оснований лишать его возможности продолжать работу. Поэтому он будет трудоустроен...".

Сбербанк.

"...Я хочу отметить, что сегодня по этим вопросам высказываю свое мнение как глава субъекта федерации. Я, как глава субъекта федерации, заинтересован в стабильной работе Сбербанка. Стабильная работа - это кредитные ресурсы, это выделение инвестиций в республику. Если здесь будет какое-то недоверие к руководству банка, то денег в республику никто не даст. Значит, не поступят кредитные ресурсы, а без них экономике республики не подняться. Поэтому я заинтересован в стабильной ситуации со Сбербанком и буду делать все, чтобы он комфортно работал в республике.

Действительно, был факт воздействия ФСБ на руководство банка. Думаю, что его управляющий Валентин Цивильский в соответствии с законом вправе обжаловать действия данных лиц в прокуратуру республики. Если в их действиях есть вина, они будут привлечены к ответственности. Что касается заявлений бывшего руководителя марийского отделения Сбербанка Клещёва. Суд его оправдал. Следовательно, могу сделать вывод, что с подачи органов ФСБ было незаконно возбуждено дело, незаконно его обвиняли, и потом Верховный суд России его оправдал. Значит, он чист перед законом. Я могу сказать, что он пострадал незаконно. Оценку органам УФСБ я давать не собираюсь, т.к. это не моя компетенция. Оценку даст их руководство...".

Взаимоотношения с силовыми структурами.

"...Силовые структуры в Марий Эл - разные. Например, начальник милиции общественной безопасности назначается с согласия главы субъекта федерации. Остальные силовики назначаются указами из Москвы. Я не могу бороться с преступностью, если человек, руководящий силовым ведомством, назначается без моего согласия. Я могу ему помогать, создавать условия для работы. Например, есть Управление Госнаркоконтроля РФ по Марий Эл. Оно нам не подчиняется, но базируется на нашей матбазе. Здание, котором оно находится, принадлежит республики. Но вмешиваться в деятельность этого силового органа, давать указания - я права не имею. Но большинство жителей-то не понимает, что существует такое разделение властей. Народ привык, что за все отвечает власть. Раньше, например, вся ответственность за регион лежала на первом секретаре обкома КПСС. Сейчас, конечно, такого нет. Исполнительная власть в регионе отвечает за выплату зарплаты, детских пособий, за разбитые дороги и т.д., а действия силовиков мы вмешиваться не можем.

Что касается взаимоотношений с УФСБ. Это - структура. И там есть разные люди. Я знаю многих чекистов, которые пользуются мои глубоким уважением. Например, бывший руководитель республиканского УФСБ Петр Кондратов. Или Борис Яровиков, который сейчас руководит службой Госнаркоконтроля в Марий Эл. В свое время он руководил крупным подразделением в ФСБ. Он - профессионал. Потому что, когда он работал начальником налоговой полиции республики, собираемость налогов в бюджет достигала 97%. Так что, говоря об ФСБ, не надо кивать на систему. Это, прежде всего - люди. И очень разные...".