Латвия: местный рынок после вступления в ЕС. Организатора ЕС-торжества назначили без конкурса. В Латвии наступил кризис идей. Евросоюз сделает рубежи полупрозрачными. Латвия поможет США бороться с "русской мафией". Экс-премьер Эйнар Репше выдвигает собственную версию своей отставки. Нарушения в Рижском свободном порту. Латвия может остаться без поездов

Латвия: местный рынок после вступления в ЕС

Жители Латвии с тревогой ожидают 1 мая 2004 - дня вступления в Европейский Союз. Ситуацию с возможным изменением цен и налогов анализирует еженедельник "Вести". Все жители Латвии уже успели прочувствовать рост цен в последние месяцы. Чем ближе дата вступления в Европейский союз, тем стремительнее дорожают практически все товары и услуги. Люди стремятся приобрести заранее предметы первой необходимости, продукты с длительным сроком хранения, стройматериалы, детские вещи... Из-за потребительского ажиотажа, вызванного, в том числе недостатком информации о ценах после 1 мая, оборот соли в латвийских магазинах увеличился на 500% (!). Однако, специалисты утверждают: резкого скачка цен не будет - стоимость товаров и услуг увеличится на 30-50% в течение двух лет, пока не достигнет европейского уровня.

Новый красный день в календаре Латвии

1 мая 2004 года Латвия станет полноправным членом ЕС. 1 января 2005 года должен быть сделан первый шаг к введению единой европейской валюты - Латвия присоединится ко 2-му механизму валютного курса. Фактически это означает, что осуществится привязка лата к евро (сегодня национальная валюта Латвии привязана к корзине SDR, в которую входят несколько свободно конвертируемых валют). В последующие два года Латвия будет находиться под пристальным надзором европейских структур. Если за это время Латвия станет соответствовать Маастрихтским критериям, то сможет рассчитывать на получение позитивной оценки в течение 2007 года. Для этого нужно добиться, чтобы бюджетный дефицит не превышал 3%., госдолг - 60% от ВВП, уровень инфляции был не более 1,5% от среднего показателя трех стран ЕС с самой низкой инфляцией. Планируется, что с 1 января 2008 года Латвия станет участницей экономического и монетарного сообщества и полностью перейдет на евро. Введение европейской валюты неизбежно, поскольку Латвия взяла на себя такие обязательства, вступая в ЕС.

Как показывает практика, в абсолютном большинстве стран Евросоюза при вступлении в "семью" и переходе на евро наблюдалось резкое увеличение цен одновременно с округлением зарплат в меньшую сторону. Latvijas Banka (Банк Латвии) заверяет, что никаких скачков в Латвии не будет. "Согласно закону, сейчас лат как национальная валюта является единственным законным платежным средством в стране," - говорит руководитель отделения общественных отношений Банка Латвии Кристап Отерсонс. - (...) По меньшей мере за год до введения евро в Латвии стоимость товаров и услуг будет указываться как в латах, так и в евро, чтобы люди привыкли к ценам в новой валюте, и тем самым уменьшилась возможность повышения цен в результате округления в переходный момент". Однако в то, что цены не сделают очередного скачка вверх после округления, верится с трудом. Еще менее вероятно, что производители и торговцы поменяют цены в меньшую сторону, а зарплаты округлятся "наверх".

Комментарий Иманта Киртовскиса, профессора экономики Балтийского русского института, экс-директора Института экономики Латвии:

"Вступление в ЕС - это потеря экономической независимости Латвии, главными критериями которой являются собственная валюта и местный Центральный банк - Банк Латвии. Присоединение к ЕС предполагает ликвидацию и того, и другого. Фактически с первого мая Латвия будет подчиняться Центробанку ЕС. Что касается общего индекса цен, то за несколько лет Латвии придется повысить стоимость товаров и услуг практически в два раза, поскольку сейчас наши цены составляют лишь 50-60% от среднеевропейских. То есть к моменту перехода на евро, цены должны быть выравнены. Иначе нас обвинят в торговле по демпинговым ценам. Кроме того, Латвия будет подчинена налогам по "евростандарту"". Те, кто прогнозируют низкие показатели инфляции, просто пытаются успокоить людей, сгладить их негативный настрой, уверен г-н Киртовскис. "Дело в том, что инфляция, как известно, исчисляется по показателям потребительской корзины, в которую входят только 12 наименований товаров и услуг, а не с учетом всех цен. Помимо этого, официальный показатель инфляции сильно усреднен: цены на одни товары вырастут существенно, на другие - не так заметно. Интересно, что если цены в Латвии будут на одном уровне с европейскими, то либо наш уровень жизни очень упадет, либо правительству придется повышать заработную плату. Если уровень оплаты труда в стране будет низким, то произойдет массовый отток работников за границу. С другой стороны, повышение зарплат означает увеличение издержек, а это грозит разорением для многих фирм (преимущественно малых и средних)".

Цены будут расти

Сегодня услуги обходятся жителям Латвии гораздо дешевле, чем европейцам. Цены будут расти, но, по мнению специалистов Банка Латвии, только с увеличением покупательной способности населения. В 2004-2005 годах прогнозируется рост оплаты труда (около 5% в год). В связи с этим "повышение цен в целом не должно отразиться на покупательной способности". Пока же доходы жителей Латвии остаются на прежнем уровне, а от роста цен на большинство услуг никуда не деться. Парикмахеры предупреждают о почти 50-процентном увеличение цен на свои услуги, стоматологи собираются поднять расценки как минимум на 18%, что составляет величину нового налога на медицинское оборудование, который будет введен с 1 мая этого года. В январе поднялись цены на электроэнергию на 15,4 %. (по сравнению с декабрем 2003), расценки на водоснабжение увеличились на 2,9%, канализацию - на 4,2%, аренду - на 2,8%.

"Продуктовый" прогноз для Латвии

Рыба - цены повысятся на 3-5% и будут зависеть от квот на вылов.

Хлеб - сегодня стоит в среднем 0, 67 евро/кг. По прогнозам, в течение 5-6 лет его цена достигнет уровня ЕС (1,20-5,50 евро /кг). В первую очередь подорожают сухарики, хлеб с отрубями, семечками, орешками. Стоимость батонов и "кирпичиков" останется пока на прежнем уровне.

Говядина - ожидается существенное подорожание мяса из-за субсидий и установления минимальных закупочных цен для всех членов ЕС.

Свинина - конкуренция в этом секторе возрастет в связи с насыщением мирового рынка и уменьшением госдотаций отрасли. Значительно увеличится импорт из Дании и Голландии.

Яйца - рост цен не прогнозируется, так как стоимость продукта напрямую зависит от международных цен на корм для птиц.

Сахар - по сравнению с январем спрос на сахарный песок вырос на 104%. Цена вырастет незначительно и будет зависеть от закупочных цен на сахарную свеклу, которые устанавливает государство.

Кондитерские изделия - будут стоить дороже на 3-5% за счет увеличения стоимости сахара. Увеличится количество импортной продукции.

Овощи и фрукты - цены сохранятся на прежнем уровне, конкурентоспособность местных продуктов может снизиться, поскольку, по сравнению с Венгрией и Испанией, у нас менее благоприятные погодные условия. Подорожают орехи и сухофрукты. Ожидается сезонная отмена ввозных таможенных пошлин на помидоры, огурцы, клубнику и яблоки. Ввозные пошлины на картофель, кукурузу, салат, цветную капусту и мороженые овощи будут отменены вообще.

Латвия и НДС

Со вступлением Латвии в ЕС изменятся налоги на большинство товаров и услуг. Перекроить налоговую сферу заставила очередная директива ЕС, в которой перечислены те товары и услуги, которые страны-участники должны освободить от уплаты НДС или применять к ним пониженную ставку налога. В соответствии с европейским стандартом пониженная ставка будет равняться 5%. Но поскольку директива носит рекомендательный характер, Латвия подошла к проблеме творчески, решив применить эту ставку НДС в основном к тем товарам и услугам, которые до сих пор вообще были освобождены от налога, что противоречит требованиям Брюсселя. Министерство финансов Латвии публикует изменения в ставках НДС на товары и услуги с 1 мая 2004 года:

5%

Ветеринарные медикаменты, товары и услуги ветеринарной медицины; Посещение спортивных мероприятий и кинотеатров; Канализация; Книги; Похоронные услуги; Сбор, перевозка и захоронение бытовых отходов; Средства массовой информации (без эротического содержания); Товары для младенцев; Туристические услуги; Централизованное водоснабжение;

18%

Внутренние пассажирские перевозки; Продукты и ингредиенты (кроме спиртных напитков); Выплата гонораров артистам, писателям, композиторам; Реконструкция домов (как часть социальных расходов); Товары и услуги для нужд сельского хозяйства; Использование спортивных сооружений.

Организатора ЕС-торжества назначили без конкурса

Проведение мероприятий в Риге в честь вступления Латвии в ЕС Министерство иностранных дел без конкурса доверило продюсеру фирмы BDG Koncerts Бригите Розенбрике. Ее проект предусматривает бюджет в размере 126 616 латов (400.000 $). На МИД Латвии была подана жалоба компанией IMI Sovs, в которой говорится о непредставлении равных возможностей, так как IMI Sovs, по словам руководителя компании Иманта Ванзовича, была также готова принять участие в организации мероприятии. Ванзович указал, что в объявлении, опубликованном на сайте Бюро по надзору за закупками (БНЗ), отсутствовала информация о том, какие именно мероприятия пройдут в рамках торжеств, кроме того, до подачи предложения оставалось примерно три дня. Тем не менее, IMI Sovs в сжатые сроки подготовила всю программу, в том числе и ночное шоу на воде, и подала ее в МИД. "Я понимаю, что ни один нежелательный человек к этим проектам не допускается и отшивается всеми доступными средствами", - сказал И.Ванзович, добавив, что, видимо, для Латвии эксклюзивной является не предложенная программа, а конкретный человек.

Пресс-секретарь МИД Ретс Плесумс пояснил, что конкурс на проведение мероприятий в честь вступления в ЕС не проводился за недостатком времени. "Если бы мы устраивали конкурс, процесс выбора продюсера затянулся бы до июля", - сказал представитель ведомства. Закон "О закупках на нужды государства и самоуправлений" предусматривает, что заказчик может выбрать процедуру переговоров, если сложилась ситуация, когда из-за временных ограничений невозможно провести открытый или закрытый конкурс. Процедура переговоров с Розенбрикой была начата 6 февраля, а решение принято 23 февраля. Причины запоздания не смог объяснить ни один представитель МИД.

По словам Плесумса, продюсера выбирала специальная комиссия, в которую вошли представители не только МИД, но и других министерств, а также Рижской думы. Розенбрика была выбрана благодаря ее опыту, организаторским и художественным способностям. Она работала с такими крупными проектами, как Riga-800 и "Евровидение". Пресс-секретарь МИД подчеркнул, что выборы кандидата проходили в соответствии с законом и под руководством БНЗ. Бюро подтвердило информационному агентству LETA, что для выбора продюсера была применена процедура переговоров, которая протекала в соответствии с законом о закупках. По словам Розенбрики, на выделенные средства будет организован вечером 30 апреля большой концерт на набережной 11 ноября, поднятие флага ЕС 1 мая и мероприятия на Домской площади, которые продлятся в этот день с 11.30 до 21.10. Более подробно о празднике будет рассказываться на пресс-конференции, которая состоится на будущей неделе (по материалам Diena и LETA).

В Латвии наступил кризис идей

Созданная при президенте Латвии Комиссия по стратегическому анализу планирует определить новые цели и интересы Латвии после вступления в ЕС и НАТО. 8 апреля после утверждения состава комиссии президент Вайра Вике-Фрейберга заявила журналистам, что с достижением двух главных целей - членства в ЕС и НАТО - "пришло время творчески и критически обдумать свои возможности, способности, сильные и слабые стороны". Президент подчеркнула, что в выдвижении новых целей необходимо "аналитическое и критическое мышление" и привлечение интеллигенции. Новообразованная комиссия станет местом, где ученые и представители интеллигенции смогут выразить свое мнение и "зажечь искры творчества", считает она. Комиссию по стратегическому анализу возглавила политолог Жанета Озолиня. Комиссия пригласит к разговору ученых, проведет различные исследования. Одной из ее главных задач будет определение интересов Латвии в политической, экономической, социальной и других сферах. Комиссия намерена также провести "своеобразный аудит демократии" - оценить предыдущий опыт и перспективы будущего. При необходимости она будет давать рекомендации политикам и чиновникам. Планируется также проведение публичных дебатов по различным актуальным вопросам, создание подкомиссий в определенных сферах, например, в экономике и социальной сфере. (BNS).

На страницах еженедельника "Вести" новые национальные идеи предлагали депутаты Сейма от различных фракций.

Леопольд Озолиньш, Союз "зеленых" и крестьян: Теперь, наконец, самое время заняться деколонизацией и деоккупацией. Мы должны помочь уехать из страны тем, кто не хочет здесь жить, соблюдать наши законы и понять последствия советского тоталитарного режима. Нужно честно сказать, что тысячи оставленных в Латвии военных пенсионеров и офицеров в отставке нам очень мешают создать процветающее, стабильное государство. Мы обязаны проанализировать все последствия той эпохи, причем мы должны обратиться к странам ЕС, которые тоже несут ответственность за все эти Ялтинские и Потсдамские соглашения. Теперь, когда мы в ЕС, нам нечего бояться предъявлять претензии всем, кто виновен в трагической судьбе Латвии и ее народа...

Раймондс Паулс, Народная партия: Нам сейчас не до новых приоритетов. Сейчас выдержать бы реализацию старого приоритета - вступление в ЕС. Я с тревогой жду первого мая. Уже сегодня цены растут в арифметической прогрессии: заходишь в магазин или кафе - и глаза округляются от новых цен. А что будет дальше? Как простые жители Латвии смогут выжить в этом Евросоюзе? (...) А еще нам всем нужно понять: никакой Брюссель или Вашингтон за нас работать не будут. Давайте не будем кривить душой и честно скажем: многие жители нашей страны уже разучились работать и окончательно впали в депрессию. Сегодня у нас в Латвии просто жуткий голод на профессионалов во всех сферах, элементарно не хватает рабочих рук...

Юрий Соколовский, объединение "За права человека в единой Латвии": Я уже знаю, чем сейчас будет заниматься наша элита. С новыми силами будет искать врагов латышского народа - как внутри страны, так и за ее пределами. Кто будет объявлен врагом - вы прекрасно знаете. Правда, этот образ врага за последние 15 лет уже несколько поблек и истрепался. (...) Конечно, когда враг у порога, уже не нужно думать ни о чем - ни о растущих ценах на продукты и коммунальные услуги, ни о разворовывании государства. Какие продукты, какие пенсии, когда идет война!

Янис Шмитс, вице-спикер Сейма, Первая партия: У нас должен быть один приоритет - человек. Мы должны создать такое общество, которое бы базировалось на христианских ценностях. Ведь в основе всего европейского сообщества - именно христианская идеология. Если мы будем ее проводить, то наша страна станет более гуманной, а общество станет ближе к человеку.

Эйнар Репше, экс-премьер, "Новое время": Если у г-на Эмсиса идейный кризис, то чем я могу ему помочь... Только остается выразить сожаление. На самом же деле у нас масса проблем, которая требует решения и которые необходимо объявить приоритетными. Прежде всего, это демографическая проблема. Мы вымираем - в прямом смысле этого слова! И все усилия правительства должны быть направлены на улучшение демографического положения. Необходимо повышать благосостояние всего народа, а не только своих друганов, как это делает премьер. ЕС и НАТО может помочь Латвии, но работать-то придется самим! Самим рожать и воспитывать детей, самим кормить свой народ. Так что у г-на Эмсиса - широкий фронт работ!

Евросоюз сделает рубежи полупрозрачными

1 мая 2004, с момента присоединения Латвии к Евросоюзу, автоматически произойдет смена порядка пересечения как внешних, так и внутренних границ альянса. Причем ряд нововведений коснется не только паспортного режима для путешественников, но и таможенного контроля. Насколько ужесточится или упростится проверка документов и багажа для граждан, неграждан и иностранцев? Сколько и каких товаров можно провезти беспрепятственно, а за какие придется уплатить пошлину? На эти и другие вопросы отвечает газета "Бизнес & Балтия".

1. Будут ли жителям Латвии после 1 мая по-прежнему необходимы визы, чтобы путешествовать по миру? На следующий день после вступления в ЕС порядок въезда ни в одно из государств не изменится. Гражданам Латвии, как и сейчас, не понадобится виза во все страны ЕС, Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. В свою очередь неграждане Латвии смогут путешествовать по территории ЕС без визы после присоединения страны к Шенгенскому договору, пока же им придется смириться со свободным доступом лишь в Данию, Литву и Эстонию. Визовый режим с другими странами регулируется двусторонними договорами Латвии. Например, односторонний визовый режим с США позволяет американским гражданам въезжать в Латвию без визы, в то время как гражданам Латвии виза на въезд в США необходима.

2. Где иностранцы в будущем смогут получить визы для въезда в Латвию? Иностранные граждане могут оформить визу в посольствах или консульствах. Но, исходя из гуманных соображений и интересов государства, ее выдают и на границе. У супругов и родственников граждан ЕС, а также моряков будет возможность, предъявив удостоверяющий этот факт документ, получить визу единого образца ЕС в аэропорту "Рига", крупных портах, на контрольно-пропускных пунктах по всей стране.

3. Можно ли будет с 1 мая 2004 года пересекать границы Латвии и других стран Евросоюза, имея на руках только паспорт? Гражданам Евросоюза, в том числе Латвии, Литвы и Эстонии, а также гражданам Европейской экономической зоны (в настоящее время - 15 стран ЕС + Исландия, Люксембург, Норвегия) можно пересекать границу по предъявлении либо идентификационной карты, либо паспорта. Поскольку ID-карты в нашей республике пока не введены, остается лишь второй вариант.

4. Нужно ли будет и в дальнейшем, чтобы выехать из Латвии на своей машине или другом транспортном средстве, в обязательном порядке приобретать так называемую "Зеленую карту"? Начиная с 1 мая, это требование останется в прошлом. С оформленным в Латвии полисом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев (OCTA) можно путешествовать по всему Евросоюзу, не покупая "Зеленую карту" или страховку OCTA другого государства. Полис на транспортные средства, зарегистрированные в ЕС, не проверяется. У автоводителей из Латвии и третьих стран его наличие проконтролируют в любом случае.

5. Будут ли в паспорта по-прежнему ставить отметки о пересечении границы? Государственная погранохрана Латвии уже с 1 мая будет использовать новые штампы образца стран зоны Шенгенского договора. Печати ставятся в паспорт граждан третьих стран, в том числе и живущих в государствах ЕС и Европейской экономической зоны. Гражданам ЕС, Европейской экономической зоны, Швейцарии, Андорры, Монако, Сан-Марино и негражданам Латвийской Республики документы проштамповывать не станут.

6. Разрешается ли пересекать границу с Эстонией и Литвой в любом месте с момента вступления всех трех стран Балтийского региона в европейское сообщество? Нет. Государственные рубежи, как и прежде, можно будет пересекать только в специальныx местах - пограничных КПП и переходных пунктах.

7. Будет ли проводиться контроль на внутренних границах альянса? После присоединения Латвии к Евросоюзу проверки останутся как на внешних рубежах (с Россией, Белоруссией, в аэропортах и портах), так и на "временно внутренних границах ЕС" - с соседями по Балтии. Погранконтроль частных лиц и их транспортных средств в последнем случае сохранится вплоть до вступления нашего государства в зону действия Шенгенского договора, а произойдет это не раньше 2007-2008 года.

8. Останется ли прежним порядок контроля на рубежах между новыми странами - участницами ЕС? Нет. Принципиальные изменения коснутся объема проверок. К гражданам Евросоюза, Европейской экономической зоны, Швейцарии, в том числе к гражданам Латвии, Литвы, Эстонии и негражданам нашей страны, в основном будет применяться минимальный контроль. Он означает: установление идентичности на основании предъявленного документа (сверка внешности человека с фотографией); быстрая упрощенная проверка документов (срок годности и визуальный осмотр на наличие признаков подделки); в необходимых случаях - проверка транспортного средства. К иностранцам, не являющимся гражданами ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии, в любом случае применяется полный контроль. А именно: проверка по компьютеру личности и транспортного средства с использованием баз данных правоохранительных структур; углубленное изучение документов, в том числе вида на жительство и разрешения на работу; досмотр личных вещей путешественника и т.д. Такого рода проверка существует уже сейчас и сохранится впредь - на всех границах и в любом случае.

9. Будут ли для граждан ЕС оборудованы на КПП специальные коридоры? Да. В портах и аэропортах, например, уже существуют особые проходы для граждан ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии. Они оснащены информационными обозначениями (с постоянным и изменяемым текстом) - в зависимости от характера пассажиропотока. Такие коридоры могут использовать также супруги и родственники граждан ЕС. На сухопутных КПП их создание не является обязательным требованием.

10. На каких латвийских границах сохранится таможенный контроль? Таможенного контроля в традиционном понимании на внутренних границах альянса не предусмотрено. Поэтому таможенники с латвийско-литовской и латвийско-эстонской границы переводятся на восточные рубежи. Прежняя таможенная система останется на границах с третьими странами - латвийско-российской и латвийско-белорусской.

11. Какие ограничения существуют для физических лиц при ввозе товаров из стран ЕС? Как известно, в Евросоюзе действует принцип свободного движения товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость нужно платить только при ввозе новых транспортных средств. Но для некоторых видов подакцизной продукции установлены лимиты, превысив которые, придется уплатить акцизный налог: сигареты - 800 штук, сигариллы - 400 штук, сигары - 200 штук, табак - 1 кг, вино - 90 литров, пиво - 110 литров.

12. Предусмотрены ли какие-то льготы при ввозе вещей на территорию ЕС из третьих стран? От уплаты ввозной пошлины освобождается: - личное имущество человека при переезде на постоянное жительство в одно из государств ЕС; - хозяйственные принадлежности, необходимые для оборудования жилища; - школьные принадлежности, учебные материалы для личного пользования и т.д.; - новое и бывшее в употреблении имущество при переезде на место жительства супруга в ЕС, а также свадебные подарки, общая стоимость которых не превышает 1000 евро; - награды, почетные знаки и т.п.; - горючее, находящееся в стандартном баке транспортного средства, и некоторые другие виды имущества. Льготы не распространяются на алкогольные напитки, табак и табачные изделия, изделия, применяемые при профессиональной деятельности, за исключением переносных рабочих принадлежностей, а также другие товары в отдельных случаях.

13. Распространяются ли какие-либо ограничения на личный багаж человека при въезде на территорию ЕС? Содержание личного багажа освобождается от ввозной пошлины при условии, что это товары некоммерческого характера. Исключение составляют табачные изделия, алкоголь и духи - для них существуют некоторые лимиты: 200 сигарет, 100 сигарилл, 50 сигар, 250 граммов табака, 1 литр крепкого алкоголя, 2 литра вина, 50 мл духов, 150 мл туалетной воды и т.д. Пошлина не применяется к новым вещам (в упаковке, подаркам, товарам коммерческого характера), если их общая стоимость не превышает 175 евро на одного пассажира. К личному имуществу ограничения не применяются.

Латвия поможет США бороться с "русской мафией"

На первой пресс-конференции новый глава МВД Эрик Екабсонс отчитался о проделанной работе. За несколько недель в министерском кресле он провел кампанию на ТВ против поджигателей травы, договорился с европейскими коллегами о совместной борьбе с терроризмом и попросить США о введении безвизового режима для Латвии. Э. Екабсонс упомянул, что у Латвии есть такое преимущество, как знание русского языка и близость к России, однако "нашим партнерам в США и НАТО необходимо показать, что граница защищена". Защищать границу, по его мнению, надо, в первую очередь, от "грязных" российских денег, которые отмываются через латвийские банки. Именно эту тему Эрик Екабсонс активно обсуждал во время своего официального визита в США. В Вашингтоне министр встретился с директором ФБР Робертом Мюллером. Он заверил Екабсонса, что ФБР поможет Латвии в обмене специалистами и с проведением подготовительных курсов для латвийских структур безопасности. ФБР также заинтересовано в сотрудничестве в борьбе с российской оргпреступностью, принимая во внимание информированность Латвии о влиянии преступных группировок из России. Мюллер и Екабсонс договорились регулярно встречаться и проводить совещания на эту тему. По словам Екабсонса, преступная Россия использует Латвию в качестве транзитной базы, а ведь Латвия теперь - восточная граница НАТО. "В ближайшем будущем я планирую встретиться с министром внутренних дел России, чтобы обсудить общие для наших стран вопросы безопасности. Вскоре министерство подготовит наглядный материал по теме нелегальных российских капиталов в нашей стране. Надо сказать, бюджеты российских олигархов в десятки, если не в сотни раз больше, чем бюджет всех трех стран Балтии вместе взятых", - сказал Екабсонс. Кроме отмывки денег, торговли людьми и наркотиками Эрик Екабсонс обсудил со специалистом по консульским вопросам Госдепартамента США Даном Шмитом возможность освобождения жителей Латвии от виз при въезде в США или хотя бы снижения их стоимости (сейчас это 100 USD). Государственный департамент обещал "сделать все возможное, чтобы найти дополнительное финансирование на снижение стоимости виз для жителей Латвии". Однако присутствовавший на пресс-конференции посол США Брайен Карлсон не был так оптимистичен и ясно объяснил, что даже не все страны ЕС имеют безвизовый режим с Америкой, что зависит, в первую очередь, от экономического благосостояния государства и от желания его жителей нелегально переехать на постоянное место жительство в США. Сегодня американскую визу получают лишь 80% желающих. Когда количество отказов в визе снизится до 3%, у Латвии появится шанс снова поднять вопрос о безвизовом режиме. Консул США Ландон Тейлор уже заявлял, что произойдет это не ранее чем лет через десять. В качестве одного из внутренних приоритетов Екабсонс назвал расследования по делам крупных преступных синдикатов и местных "воров в законе". До сих пор в Латвии не было ни одного крупного разоблачения "олигархов". ("Телеграф").

Экс-премьер Эйнар Репше выдвигает собственную версию своей отставки.

В интервью газете "Вести сегодня" экс-премьер Эйнарс Репше заявил, что причиной падения его правительства была попытка навести порядок в Рижском свободном порту. - Мои действия по борьбе с нарушениями в порту, по сути, и были главной причиной падения правительства. Когда я только попытался выяснить ситуацию в этой структуре, меня предупредили, что это крайне опасно для моего правительства. Мне сказали, что там замешаны и криминальные интересы, фигурируют миллионные суммы, и лучше туда не лезть. Но я не послушался. Я хотел ликвидировать очаги коррупции всюду и не собирался оставлять порт вне зоны своего внимания. Противостояние было сильнейшим, причем не только со стороны Первой партии, но и со стороны "зеленых крестьян". Вы видите, что случилось с нашим законопроектом, который предусматривал передачу порта под контроль государства. Он был переделан так, что от первоначального замысла ничего не осталось. Однако мои оппоненты и в правительстве, и в сейме на этом не успокоились. Понимая, что я в борьбе с коррупцией не уступлю, они сделали все, чтобы развалить это правительство и загнать меня в оппозицию. Мы видим, что сейчас происходит и вокруг руководителя антикоррупционного бюро. Почти год назад, когда Сейм первый раз провалил кандидатуру Юты Стрике (до недавнего времени -и.о. руководителя Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК) - прим. ИА REGNUM) на посту директора Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, я понял, что парламент не хочет бороться с коррупцией. Он заинтересован в том, чтобы длительное время у главной структуры по борьбе с коррупцией не было руководителя или чтобы ее возглавил больной, неспособный, нерешительный человек. - Нынешнее правительство сегодня продолжает демонстрировать свое нежелание ликвидировать коррупцию в стране. Вероятно, эти политики сами замешаны в коррупции - в большей или меньшей степени. Конечно, они будут и дальше вставлять палки в колеса борцам с коррупцией. - Я лично ничего позитивного для Латвии от правительства Эмсиса не жду. Вынужден констатировать, что в страну вернулись старые времена, и коррупция пока победила. Это реакция старого режима. Печально, но факт: большинство населения, хоть и поддерживает мою политику и лично меня, повлиять на ситуацию никак не может. Мне трудно сказать, как долго продержится это правительство. Вероятно, все-таки не очень долго. До того момента, пока не произойдет столкновение бизнес-интересов партнеров по коалиции, и они все не переругаются. Будем ждать...

Нарушения в Рижском свободном порту

Газета Neatkariga Rita Avize освещает нарушения, выявленные в Рижском свободном порту (РСП). Некоторые из них оказались столь существенными, что Госконтроль попросил дать им оценку Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК). Проверяя деятельность и финансовые отчеты управления РСП, Госконтроль обнаружил, что Рижская дума и министрества "забыли" указать цифры по зарплатам чиновников правления порта, а также другие детали специфики их работы. В итоге за пять лет работы РСП (с 1998 по 2003 год) на зарплаты были потрачены 2,238,915 евро без всякого юридического основания. Госконтроль пришел к выводу, что наблюдается существенный конфликт интересов, так как члены правления РСП утверждают бюджет своего ведомства, который включает и их вознаграждение. Несоответствующим закону признано также вложение свободного порта в частное а/о Rigas juras linija в размере 491 500 евро. Закон о портах гласит, что средства правления порта могут быть использованы только на нужды инфраструктуры и развития порта. Кроме того, правление РСП без всякого экономического обоснования приняло решение в 2002 году "простить" половину долга за аренду компании ООО "Рижский Центральный Терминал", а это, между прочим, 151 800 евро. С выводами Госконтроля не согласен председатель правления порта, мэр Риги Гундар Боярс, допуская, впрочем, что "метод, по которому с 1998 года определялись зарплаты членов правления РСП, не были согласованы со всеми нормативными актами". По словам Боярса, никаких нарушений нет и во вложении в а/о Rigas juras linija, так как "упомянутая линия связана с развитием порта". Списание долга центральному терминалу Боярс тоже легко оправдывает, мотивируя принятое решение тем, что "сегодня объемы перевалки угля значительно увеличились по сравнению с предыдущими годами. Долг терминала связан с изменением кадастровой стоимости земли, что и повлекло увеличение портовых издержек. Без списания долга не удалось бы увеличить объем перевалки угля". Латвия может остаться без поездов

Шокирующей назвал вице-премьер Айнар Шлесерс ситуацию с пассажирскими железнодорожными перевозками. В шок вице-премьера вогнали цифры, приведенные во время совместного заседания представителей государства, самоуправлений, руководства а/о "Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzceļs, или LDz) и железнодорожного профсоюза. Если государство не найдет денег на приобретение нового подвижного состава, через 4 года в Латвии на все внутренние пассажирские перевозки по железной дороге останется два поезда. Остальные придется списать. В 2003 году из госбюджета на нужды железнодорожной отрасли перечислено 6,5 млн. Ls (около 10 млн. евро). Из фондов ЕС до 2006 года включительно на модернизацию железнодорожной инфраструктуры были подписаны контракты по проектам на общую сумму 222 млн. евро с привлечением средств государства. Этого оказалось недостаточно: на линиях в Латвии работают 352 вагона, а на выделенные госбюджетом средства удалось отремонтировать всего 62, и для них срок эксплуатации продлен всего на 5 лет. Обновление парка поездов не представляется возможным, так как стоимость нового современного вагона составляет более 1 млн. евро, а из госбюджета в 2003 году на эти средства выделено... 734 тыс. евро. Бичом отрасли остаются перекрестные дотации - спонсирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Ежегодно таким образом из отрасли грузоперевозок перенаправляется более 15,5 млн. евро. За грузовые транзитные перевозки (а это 90% доходов отрасли) сейчас идет ожесточенная борьба по всей Балтии.

"Ресурсы грузоперевозок в этом плане исчерпаны, нам и так нужны новые локомотивы, которые стоят не менее миллиона латов",- заявил на заседании генеральный директор Latvijas dzelzcels Андрис Зоргевиц. Не инвестируя в достаточном объеме средства в транспортировку грузов, LDz рискует потерять позиции и в этом секторе. Некоторым выходом из проблемы с финансированием пассажирских перевозок железнодорожникам видится формирование госзаказа или муниципального заказа на пассажирские перевозки. "У нас фактически отсутствуют контакты с Рижским и Юрмальским самоуправлениями",- пожаловалась руководитель АО "Пассажирский поезд" (Pasažieru vilciens) Линда Балтиня. "Нельзя только просить инвестиции - инвестиции должны давать реальную отдачу. Нам нужно не бояться занимать. Нужно привлекать частный капитал, возможно, в виде концессий. Тогда уже через 3-4 года появятся новые поезда, где люди могли бы почувствовать себя как на Западе",- заявил А.Шлесерс, приведя в качестве положительного примера реконструированный железнодорожный вокзал в Риге.

Во время заседания руководством АО Pasažieru vilciens была презентована программа развития предприятия. В ней было отмечено, что рынок железнодорожных пассажирских перевозок по числу перевезенных пассажиров по состоянию на 2002 год составлял 5,89%, этот показатель в последние годы стабилизировался и соответствует среднему уровню Евросоюза (6-10%). В свою очередь в объеме перевозок пассажиров (пассажиро-километр) доля железных дорог - 17,79%, это число точнее отражает удельный вес железных дорог в общей транспортной сети. В схеме перевозки пассажиров по железной дороге Рига играет важнейшую роль. Согласно проведенным расчетам, 85% всех пассажирских маршрутов начинаются или заканчиваются в Риге. 4,5 млн. пассажиров ежегодно используют железнодорожный транспорт как средство передвижения в пределах черты города. Благодаря исторически сложившемуся хорошему железнодорожному сообщению создались "спальные" районы вокруг Риги, социально-экономический фон, в которых может ухудшиться с потерей существующего железнодорожного сообщения.

В результате разработано несколько сценариев возможного развития предприятия Pisažieru vilciens, которые отражают возможные долгосрочные результаты, в зависимости от принимаемых на настоящий момент стратегических решений. Пессимистический сценарий - ничегонеделание. Тогда до конца 2008 года придется закрыть все линии поездов. Основной сценарий. Допускает включение в госбюджет отчислений из госбюджета на обновление и модернизацию подвижного состава в полном объеме - до конца Государственной инвестиционной программы (2004-2008 гг.), а также необходимый объем дотаций. Однако тут инвестиции предусмотрены только для модернизации уже существующего подвижного состава. Так можно продержаться только в течение ближайших 5-10 лет. Оптимистический - предполагает увеличение инвестиционного объема, включение туда и средств на приобретение новых поездов. Предусмотрено софинансирование программы из средств фондов ЕС. Какой вариант будет принят - решать правительству. (Коммерсант Baltic Daily)