"Наша главная задача - укрепление государственности. Можете понимать это как политику": Интервью начальника Управления ФСБ РФ по Республике Марий Эл Николая Долгополова ИА REGNUM - МариNews
Николай Васильевич, позвольте наш разговор начать с объяснения. Спецслужбы - что бы там ни говорили, всегда были и остаются закрытой структурой, а их руководители чаще всего остаются в тени, за редким исключением стараясь не появляться в политической жизни, т.с. особо "не светиться". Именно эта закрытость во многом порождает немало предположений и слухов, которым я хочу услышать подтверждение или опровержение. Итак, правда ли, что Вы собираетесь принимать более активное участие в политической жизни республики?
Это откуда такие слухи? Я привык заниматься своим делом, и только им. Свою работу стараюсь выполнять качественно. А источник этих слухов вычисляется очень легко - кому это выгодно.
А кому, на Ваш взгляд это выгодно?
Тем, кто не очень уютно чувствует себя в республике при нашей нормальной работе.
А можно назвать этих людей?
Плотникова вот несколько дней назад взяли с поличным и надели наручники в момент получения взятки. Представительство МИДа - помните их дело? А об остальных фамилиях я пока говорить не имею права.
Говорят, что Вы собираетесь принимать участие в выборах в Госсобрание или в президентских выборах в Марий Эл?
Это кому-то очень хочется втянуть в политику нашу систему и меня. Не собирался и не собираюсь. В шутку могу сказать: мы - народ военный, привыкли делать две вещи - служить и выполнять приказы, чем и занимаемся.
Приказов, значит, не было.
У меня такого приказа нет.
Что касается политики. Вы считаете, что руководимая Вами структура не вмешивается в политическую жизнь республики?
Вне политики не бывает ничего. Наша главная задача на сегодняшний день - это укрепление государственности. Можете понимать это как политику.
А каким образом УФСБ РФ по Марий Эл укрепляет государственность?
Попробую объяснить. Президент России, неоднократно выступая на заседании коллегий ФСБ России, помимо нашей основной задачи - борьбы с террором, ставил цель содействия экономики и борьбу с коррупцией на всех уровнях. Поэтому, когда в ряде случаев люди видят, что творится - я привожу пример с тем же Плотниковым, когда люди не могут получить лицензий, и у них вымогают взятки - такими случаями подрывается авторитет президента России. Так что нашу задачу борьбы с подобными явлениями мы выполняли, и будем выполнять. Можете считать это и политикой, и укреплением государственности.
Кстати, Президент России, выступая на нашей коллегии в этом году, четко сформулировал две задачи - причем, об одной их них много писала пресса, а вторую почему-то замалчивали. Во-первых: органы ФСБ должны заниматься защитой экономики в рамках своей компетенции (говорят и пишут только об этом). И во-вторых - ограждение производства (в независимости от форм собственности ) от административного и криминального произвола. Этим мы занимались и будем заниматься.
К нам в последнее время приходит немало людей, которые сообщают о "накатах" и поборах, с которыми они сталкиваются в нашей административной системе. Мы сейчас рядом расследований по этим обращениям занимаемся.
Как складывается взаимодействие УФСБ с органами исполнительной власти республики?
У нас нормальные, рабочие отношения. Наше взаимодействие с правительством и президентом республики определены указами Президента России, решениями полномочного представителя в Приволжском федеральном округе. Основная форма взаимодействия - информирование об угрозах безопасности республики, которые мы выявляем и направляем свои оценки, прогнозы развития ситуации, действуя в соответствии с Указами Президента страны. За последние 2 года мы до сотни таких сообщений ежегодно отправляем. Например, благодаря нашей настойчивости в прошлом году Волжский ЦБК отказался от использования в производстве жидкого хлора, заменив его на безвредный реагент - это же создавало угрозу безопасности и здоровью не только работающих на предприятии людей, но и целому городу. Иначе около 20 тысяч человек попадали бы в зону поражения. Это - тоже наша плановая работа.
В последнее время Ваша фамилия стала упоминаться в числе известных в Марий Эл персон, имеющих не самую лучшую репутацию.
Меня это удивляет. А в компании меня давно в шутку называют "другом" Николая Свистунова. Я вспоминаю нашу первую с ним встречу, когда, будучи назначенным начальником управления, принимал дела, в т.ч. и подразделение в Волжске. Это было формальное знакомство. На следующее утро, выступая на местном радио, он назвал меня своим другом. Это, наверное, человека как-то характеризует...
В конце прошлого года ФСБ стало инициатором расследования по поводу злоупотребления денежными средствами в республиканском комитете по делам молодежи, в результате которого его глава Алексей Никитин был отстранен от должности и в отношении него идет следствие.
Мы выявили в республиканском комитете по делам молодежи не очень крупные хищения. История такая - студентами по результатам работы в летний период по линии департамента занятости выплачивать небольшие суммы - до тысячи рублей. Выяснили, что ряд студентов эти суммы не получали. Было сделано предположение, что могут быть выявлены факты хищения. Но, поскольку дело к нашей компетенции не относится, оно было передано в прокуратуру. По закону, именно в прокуратуру мы передаем дела, где выявлены признаки готовящегося или совершенного преступления. Кстати, по материалам нарушения выплаты студентам МВД республики возбудило еще 4 уголовных дела, которые сейчас расследуются.
- Говорят, Вы в должности начальника УФСБ Марий Эл - последний год.
Об этом не мне судить. До 55 лет мы служим, а потом есть возможность продлять срок службы до 65 лет. Но это решение принимает только директор ФСБ России Николай Платонович Патрушев. Что касается моих намерений - я буду служить до тех пор, пока мне будет оказано доверие.