Украина об иранском газе: "Каждый из нас защищает свои интересы": Интервью посла Украины в Армении Владимира Тягло ИА REGNUM
Насколько обоснованы публикации украинских СМИ о том, что планируемый к строительству газопровод Иран - Армения может быть продолжен через территорию Грузии, далее по дну Чёрного моря на Украину, а затем в Западную Европу?
По материалам СМИ известно, что переговоры Армении с Ираном относительно строительства газопровода Иран-Армения вошли в завершающую стадию. Предполагается, что топливная магистраль вступит в действие в 2006 году. Разговоры о ее продлении через Грузию, далее по дну Черного моря и через Украину в Европу продолжаются уже несколько лет. У этой амбициозной идеи больше скептиков, нежели сторонников. В Европе есть российский газ, есть норвежский. Однако их ресурсы и возможности транспортировки не являются неисчерпаемыми. А Иран по запасам природного газа занимает второе место в мире. Поэтому вполне естественным является желание проработать альтернативные источники поставок газа.
Еще в декабре 2001 года президент Ирана Хатами заявил о политической поддержке проекта транспортировки иранского газа через Армению, Грузию и Украину в Европу. Вполне естественно, что этот вопрос должен решаться иранской стороной при соответствующей заинтересованности Европейского Союза. В этой связи, на встрече с министром иностранных дел Ирана в январе 2004 премьер-министр Украины подтвердил, что украинская сторона готова рассмотреть эти предложения. В частности он отметил, что общая разработка, совместное транспортирование и реализация выгодна и перспективна, так как это и общая прибыль и совместная ответственность.
Рассматривается ли вообще украинской стороной вопрос участия в таком проекте, и если да, то каков предварительный маршрут прокладки трубы?
Что касается вопроса об участии и заинтересованности Украины в этом проекте, то в основном я на него уже ответил. В этом контексте, добавлю, что во время официального визита президента Украины Л. Кучмы в Армению (9-11 октября 2002) в ходе украинско-армянских переговоров была подтверждена готовность украинской стороны участвовать в строительстве газопровода Иран-Армения в разрезе поставки украинскими предприятиями труб, компрессорного и другого необходимого оборудования для реализации вышеупомянутого проекта при содействии Европейского Союза.
Касательно второй части вопроса относительно предварительного маршрута прокладки трубы Иран - Армения - Грузия - Украина - Европа с прокладкой труб по дну Чёрного моря от грузинского порта Супса до Феодосии протяжённостью в 550 км., отмечу, что существует и другой проект маршрута поставки газа из Ирана в Европу через Турцию и Грецию. Как мне известно, в этой связи представитель Еврокомиссии заявил, что было изучено два вышеуказанных варианта и предпочтительным является проект строительства газопровода Иран - Армения - Грузия - Украина - Европа. В то же время Украину интересует не только участие в проекте, транзит через свою территорию "голубого топлива" в страны Европы, но и покрытие всё возрастающих потребностей украинской промышленности в этом виде топлива.
Кто должен финансировать проект, который по оценкам может стоить 5 млрд. долларов?
Я не специалист в газотранспортной отрасли, но, по моему мнению, данный проект должен финансироваться заинтересованными сторонами, как экспортёрами, так и импортёрами, предприятиями, различными коммерческими структурами, которые будут задействованы в реализации строительства газопровода. Также необходимо использовать и привлекать по возможности кредиты, предоставляемые на такие программы различными международными организациями. Что касается стоимости проекта в 5 млрд. долларов, то эта оценка была проведена одним из украинских НИИ ещё в 2000 году. Как известно, в длительном периоде времени цена фиксированной не бывает и она зависит от многих факторов, в частности от конъюнктуры, сложившейся на политической арене, от конъюнктуры рынка в момент реализации проекта.
Кто должен взять на себя задачу политического согласования маршрута?
Такие задачи решаются, прежде всего, руководителями государств-экспортеров и импортеров. Но мы живем не в изолированном мире, и очень важно, чтобы этот проект был поддержан Европейским Союзом.
Не станет ли реализация такого проекта - в условиях неурегулированности газовых отношений России и Украины - ущемлением интересов России?
Посыл о неурегулированности отношений между Украиной и Россией является ошибочным. Естественно, иногда возникают разногласия, как по политическим, так и экономическим вопросам. С приобретением независимости каждый из нас защищает свои интересы. Но как показало время, руководители наших государств решают спорные вопросы на конструктивной основе и на взаимоприемлемых условиях. Говорить об ущемлении интересов России не приходится, поскольку в проекте выразили заинтересованность российские газотранспортные гиганты.