После серии ужасных терактов в Кабуле, жертвами которых стали 150 человек, включая граждан иностранных государств, возникло множество вопросов в сфере обеспечения безопасности. Одним из таких вопросов является необходимость обеспечения эффективной работы афганской разведки, пишет Джавид Ахмат в статье для The National Interest.

Иван Шилов ИА REGNUM
Афганистан

Новая волна насилия в Афганистане представляет собой решительный ответ со стороны талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и, возможно, Пакистана, в отношении новой стратегии президента США Дональда Трампа. Нападения говорят о том, что любая попытка Вашингтона оказать давление не только не приветствуется, но и потерпит неудачу. Недавние теракты в Афганистане являются свидетельством того, что в работе афганской разведки произошел сбой.

Читайте также: The Hill: Конгресс не должен совершить одну и ту же ошибку дважды

Теракты произошли на фоне попыток Белого дома усадить «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) за стол переговоров и оказать давление на Пакистан, обвинив его в поддержке террористических групп, сражающихся против афганского правительства. После принятия новой стратегии США талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) изменили свою тактику, нацелившись на городские районы и гражданские объекты.

Цель очевидна: посеять среди населения страх и подорвать доверие общественности к афганскому правительству, подорвать моральный дух афганских сил безопасности и усилить разногласия в афганском политическом классе. Новая тактика талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) уже начала приносить свои плоды, поскольку среди городского населения растет негодование в отношении служб безопасности, которые не смогли предотвратить нападения.

ResoluteSupportMedia
Талибы

К сожалению, слишком высока вероятность того, что боевики продолжат придерживаться своей новой стратегии, если не удастся устранить сбои в работе афганского аппарата безопасности. Национальный директорат безопасности (NDS) — это основная разведывательная служба страны, которая несет ответственность за то, что она не смогла предотвратить нападения талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В прошлом также происходили сбои в работе NDS. Это приводило к крупными терактами в Кабуле и других городах, в которых расположено большое количество сотрудников NDS.

Например, в апреле 2017 года боевикам удалось преодолеть несколько уровней безопасности и проникнуть на военную базу афганских войск, в результате чего были убиты более 140 солдат. В мае 2017 года талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) взорвали 1,5-тонную бомбу в районе, в котором находилось посольство Германии. Согласно данным ООН, с начала 2017 года в Афганистане ежедневно погибали в среднем 11 гражданских лиц и почти 21 сотрудник служб безопасности.

К сожалению, афганское разведывательное ведомство, в распоряжении которого имеются деньги и технологии, предоставляемые Вашингтоном, сталкивается с серьезными проблемами при сборе и анализе разведывательной информации. Во главе разведывательной структуры нет сильного руководства, которое могло бы оказать активное противодействие новой тактике боевиков. Возможности NDS в сфере наблюдения ограничены, диверсионная деятельность малоэффективна. Высока вероятность того, что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) располагают на территории страны более надежной и разветвленной сетью информаторов, чем правительственная разведывательная структура.

С другой стороны, отсутствует синхронизация деятельности NDS и других служб безопасности. При проведении тактических операций афганские военные не собирают развединформацию, которая пригодилась бы для последующих операций. Афганские силы прошли курсы обучения, в которых отсутствует пункт, посвященный сбору разведданных, поэтому при проведении операций они целиком и полностью полагаются на информацию, полученную от NDS.

Афганистан

В разведывательном ведомстве Афганистана уделяют мало внимания анализу собранных данных. Время от времени NDS опирается на информацию, полученную из сомнительных или ненадежных источников. Основными источниками информации являются представители правоохранительных органов и племенные старейшины, которые часто предоставляют ошибочную или предвзятую информацию для продвижения собственных интересов, включая личные вендетты. В других случаях сотрудники NDS собирают ненадежную, некачественную информацию от местных жителей, лавочников и фермеров, которую часто очень трудно проверить.

Коррупция также является одной из проблем. NDS часто обвиняют в кумовстве и этническом фаворитизме. Большое количество сотрудников набирается за счет личных связей, без учета их профессиональной пригодности. Многие сотрудники NDS больше лояльны своим этническим лидерам, а не разведывательному ведомству. Между тем ведомство также страдает от бесхозяйственности, отсутствия дисциплины и подотчетности.

Читайте также: The Hill: Иран и Израиль оказались на грани полномасштабной войны

Крайне важно принять необходимые меры для реформирования структуры афганской разведки, чтобы устранить указанные негативные факторы, подрывающие эффективность работы NDS. Нужно уделить внимание развитию возможностей сбора и анализа разведданных. По меньшей мере 50% новобранцев должны поступать на службу в NDS из афганских институтов безопасности, особенно из министерства обороны, и проходить тщательный процесс проверки. Афганскому правительству следует создать специальную группу по разведке и борьбе с терроризмом под эгидой Совета национальной безопасности и привлечь в нее экспертов, которые могли бы обеспечить проверку аналитических продуктов NDS.

Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ), похоже, не стремятся к миру и готовы продолжить нападения. Война в Афганистане в значительной степени превратилась в войну разведок, поэтому от компетентности и эффективности сотрудников NDS во многом зависит успех или провал террористических атак боевиков. Если ситуацию не переломить, то нужно ждать новых нападений.