Ставки и депозиты

Иван Шилов ИА REGNUM
Банк

Согласно результатам мониторинга портала «ЛИГА.Новости», средняя доходность по депозитам (3−12 месяцев) на Украине в конце ноября в момент составляла: 11,59−12,09% (гривна), 2,13−2,78% (доллар), 1,4−1,96% (евро). С начала ноября средние ставки по валютным вкладам практически не изменились (в долларах снизились на несколько сотых процента и на столько же выросли в евро). По гривневым вкладам ставки также снизились, однако в пределах 0,1%.

Снижение ставок по кредитам банкиры тоже обещают, но уже в следующем году.

«По моему мнению, на больших суммах кэш-кредитов — 100−300 тыс. грн. в следующем году ставки могут снизиться в пределах максимум 5%, на небольших суммах на длинные сроки, скорее всего, ставки не изменятся», — прогнозирует директор по розничному бизнесу банка «Кредит Днепр» Марина Дутлова для издания «Сегодня».

Её коллеги называют и больший диапазон — до 10−12%. Однако, по их мнению, многое будет зависеть от того, какую долю потребительское кредитование будет занимать в общей структуре кредитного портфеля банков. Сегодня это в среднем 17%, тогда как в соседней Польше — 59%. Т. е. население не является основным клиентом, поэтому и ставки для него завышены.

Любопытно, что физические лица, как правило, являются более дисциплинированными клиентами, чем бизнес. Доля невозвратных кредитов в банках Украины на 1 ноября достигла 587 млрд грн. (56,5% от общего объёма кредитов). Среди них только 15,6% взяты гражданами, остальное — на совести украинских компаний.

Нацбанк Украины

В конце ноября НБУ отменил т.н. кризисное постановление, принятое в феврале 2015 года, которое запрещало применять к банкам обычные меры воздействия за нарушения нормативов. Причиной такого постановления было рекордное падение курса гривны. В той ситуации вся банковская система перестала соответствовать нормам, прописанным для «мирного времени».

«Позволив банкам не выполнять нормативы, НБУ подписал с ними специальные договоры сроком на два-три года. Сегодня банковская система Украины оправилась после серьезного кризиса», — вспоминает президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак в комментарии для интернет-ресурса «Гордон».

Теперь необходимость в таком спецрежиме исчезла, поэтому Нацбанк возвращается к обычному регулированию рынка.

«По сути, НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился», — уверен эксперт.

НБУ намерен помочь банкам с активизацией потребительского кредитования. Для этого в Нацбанке собираются создать собственный кредитный реестр.

«Мы уже работаем над его наполнением. Ожидаем второго чтения и принятия закона в целом, чтобы начать делиться этой информацией с банками», — заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова во время пресс-конференции.

Minfin.com.ua
Кредит Оптима Банк

Хроники «банкопада»

«Кредит Оптима Банк» стал очередным украинским банком, принявшим решение о самоликвидации. С начала года аналогичные решения приняли уже около пяти финансовых учреждений. Причина для такого решения, как правило, одна: невозможность выполнить требования НБУ по докапитализации (в принципе либо к установленному сроку). Однако в этом случае собственники решили отказаться от банковской лицензии из-за слишком пристального внимания НБУ к источнику происхождения 80 млн грн., на которые те собирались докапитализировать банк.

Также 30 ноября стало известно, что НБУ отозвал лицензию у банка «Финансовый партнёр» — также в связи с самоликвидацией.

«Прямые затраты Украины на урегулирование банковского кризиса составляют около 14% ВВП, и это еще относительно немного», — такое заявление заместителя председателя Национального банка Украины Дмитрия Сологуба цитирует УНИАН.

По его мнению, проблемы в банковской системе копились ещё с 2008 года (видимо, зампредседателя намекает на то, что ужесточать требования к банкам следовало ещё до и во время финансового кризиса 2008−2009 годов) и не устранялись из-за игнорирования реальной ситуации.

Вместе с тем издание «Страна» подсчитало, что если в 2016 году номинальный ВВП Украины составил 2 трлн 383,2 млрд гривен, то на преодоление банковского кризиса ушло около 334 млрд грн.

Экс-коллега Сологуба, бывший заместитель председателя главы НБУ Борис Марков считает, что отвечать за случившееся должен комитет Верховной рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности и его председатель Сергей Рыбалка.

«Закрыто более сотни банков. Кто наказан? Ни один человек. Кто разворовал деньги? Это элементарно. Почти все банки, практически все, разворованы их же владельцами с помощью менеджмента, управления банка. Комитет Сергея Рыбалки ничего не делал. А фактически позволял горе-собственникам обанкротившихся банков воровать из них деньги их же вкладчиков. [Следует] поставить вопрос о персональной ответственности экс-председателя профильного комитета ВР за падение этих банков, за ситуацию в Фонде гарантирования вкладов и за десятки тысяч вкладчиков коммерческих банков, у которых просто украли их деньги», — комментирует Марков.

Иван Шилов ИА REGNUM
Вклады

Фонд гарантирования вкладов

Директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов Константин Ворушилин во время брифинга заявил о намерении в течение ближайших 10−12 месяцев выставить на продажу права требования по 20 тыс. просроченных кредитов, чья суммарная балансовая стоимость оценивается в 36 млрд грн. (т.е. в среднем 1,8 млн грн. на один кредит). Для сравнения: это в 1,6 раза превосходит сумму, которую Фонд госимущества надеется выручить в 2018 году от продажи госактивов. Напомним, что общая балансовая стоимость активов, оказавшихся в распоряжении ФГВФЛ вследствие банковского кризиса, оценивается в 300−400 млрд грн.

Судя по всему, в Фонде гарантирования вкладов решили отказаться от практики продажи прав требования по принципу принадлежности к банку, выдавшему кредит, и попробовать группировать кредиты в пакеты по целевому назначению.

«На сегодняшний день мы обкатали аукционы и технически готовы, чтобы выставить ипотечные кредиты», — упомянул Ворушилин.

Ход не лишён логики, ведь основная проблема, с которой столкнулся ФГВФЛ при попытке реализации залогового имущества, — колоссальный разрыв между балансовой и рыночной стоимостью залогов. Тогда как недвижимость, хотя и упала в цене наряду с прочими активами, является едва ли не самым ликвидным из видов залогов в обанкротившихся банках. К тому же не составляет большого труда оценить актуальную рыночную стоимость этих залогов.

Продажа этих кредитов, в том случае, если новые собственники не решатся пойти на реструктуризацию (90% указанных ипотечных кредитов заключены до осени 2008 года при курсе 5 грн./долл), может рикошетом ударить по рынку недвижимости. В ситуации, когда стоимость жилья падает в гривне и долларе, только безумец будет выплачивать банку процент по курсу 9-летней давности. А значит, рано или поздно квартиры перейдут в собственность банков и будут выставляться на продажу.

Фонд гарантирования вкладов, в свою очередь, даёт новым собственникам возможность договориться с заёмщиками.

«На сегодняшний день у нас уже есть первые результаты голландских аукционов именно по ипотеке. Они достаточно обнадеживающие. Выставленные на продажу активы были проданы с дисконтом 70% от балансовой стоимости. Дисконт большой, но эти 70% — это фактически курсовая переоценка кредита в результате девальвации», — уточняет заместитель Ворушилина Светлана Рекрут.

Учитывая указанный дисконт, ФГВФЛ может получить от продажи этого пакета прав требований около 11 млрд грн. Это совпадает с оценкой самого Фонда (11−12 млрд грн).

Однако буквально на днях руководство Фонда пересмотрело эти планы. И теперь на продажу планируется выставить уж 40 тыс. кредитов на 68 млрд грн. Пользуясь нормой дисконтирования, получим ориентировочную сумму в 20−21 млрд грн.

Иными словами, в будущем году мы будем иметь возможность наблюдать любопытный поединок между ФГВФЛ и Фондом госимущества Украины: кто быстрее и больше продаст бросовых активов. Учитывая, что сегодня Фонд гарантирования вкладов возвращает вкладчикам средства, большей частью предоставленные государством, активы обоих фондов можно в примерно равной степени считать государственными.

На одного/нескольких крупных покупателей там не надеются, права требования, скорее всего, будут проданы в розницу. Для удобства потенциальных покупателей специалисты ФГВФЛ создали и запустили реестр активов банков-банкротов, доступный через электронную систему государственных закупок ProZorro.

В настоящее же время средства Фонда достигли примерно 14,3 млрд грн. (+3,3 млрд грн. с начала года). Всего же от управления активами ликвидируемых банков Фонд получил свыше 7,7 млрд грн. (разницу перечислили банкам для выплаты вкладчикам).

С начала банковского кризиса ФГВФЛ выплатил вкладчикам лопнувших и ликвидированных банков 87,6 млрд грн.

В Фонде гарантирования, похоже, начали системно заниматься фактами вывода наиболее ценных и ликвидных активов из ликвидируемых банков перед введением временной администрации. По крайней мере только за последние десять дней в Фонде заявили о двух таких случаях. Заявления касаются банка «Петрокоммерц» (выведены активы на сумму 700 млн грн.) и банка «Богуслав (выведено 200 млн грн.).

Российские дочерние банки на Украине

Ритуальные танцы вокруг Сбербанка на Украине продолжаются. По данным журналиста Александра Дубинского, специализирующегося на банковской тематике, очередным претендентом на покупку украинского Сбербанка выступает Валерий Хорошковский — весьма колоритная фигура даже по меркам украинской политики. С момента независимости он прошёл нелёгкий путь от выпускника юрфака КНУ до чиновника высшего ранга (в различное время возглавлял минэкономики, Таможенную службу, СБУ (!), после чего недолгое время совмещал пост главы минфина и первого вице-премьера). До, а также параллельно с карьерой чиновника, Хорошковский успел побывать бизнесменом, банкиром и владельцем медиахолдинга. Однако в 2012 году он, как считается, вышел из всех бизнесов на территории Украины, подал в отставку и в настоящее время является гражданином Монако.

Сделкой, по информации Дубинского, Хорошковский занимается не сам. Его интересы представляет Николай Лагун — сотрудник, а затем и партнёр Хорошковского по банковскому бизнесу ещё с начала 2000-х. В середине 2000-х Лагун создал «Дельта-банк» и похоже, что Хорошковский тогда выступал соинвестором. «Дельта-банк» памятен на Украине тем, что стал первым крупным банком, лопнувшим после Евромайдана (конец 2014 — начало 2015 года) — банк остался должен вкладчикам более 50 млрд грн., хотя ещё летом 2014 года занимал второе место по размеру активов среди негосударственных банков и обслуживал каждого десятого украинца.

Напомним, это уже четвёртый публичный претендент на покупку банка в этом году. Ранее таковыми успели побывать Саид Гуцериев и Григорий Гусельников, белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня, банкиры из окружения президента Украины Петра Порошенко и, собственно, Хорошковский.

В НБУ между тем утверждают, что официально никаких документов ни от Лагуна, ни от Хорошковского на покупку Сбербанка не получали.

По состоянию на середину ноября «Альфа-банк» (Украина) стал чуть менее российским.

«Состав акционеров ПАО «Альфа-банк» (Украина) пополнился фондом MSP Stiftung, созданным Мартином Шлаффом, одним из крупнейших австрийских бизнесменов, с интересами в финансовом секторе и промышленном производстве», — говорится в официальном заявлении банка.

MSP Stiftung сконцентрировал 9,9% акций украинского «Альфа-банка». В дальнейшем планируется, что доля нового акционера вырастет до 24,9%.

Глава ВЭБ Сергей Горьков утверждает, что в данное время они почти согласовали продажу своей украинской «дочки» («Проминвестбанка») и ожидают только разрешения от контролирующих органов Украины на проведение сделки.

«Уверен, что в начале следующего года эта сделка будет закончена», — заявил он в эфире «Россия 24».

Разное

Последние несколько лет банки на Украине только лопаются, самоликвидируются, национализируются, лишаются лицензий решением Нацбанка. Пожалуй, единственный с 2014 года пример открытия нового банка на Украине — Monobank. Его открытие никак не повлияло на количество отделений банков, поскольку у Monobank нет ни одного отделения, это первый полностью мобильный банк, работающий на Украине.

Команда менеджеров, запустивших этот проект, ранее руководила «Приватбанком», однако была уволена после его национализации в конце прошлого года.

Monobank — не только первый на Украине банк без отделений, но и без лицензии. Эмитентом банковских карт банка Monobank является «Универсал-банк», т. е. по сути новый проект экс-команды «Приватбанка» — это маркетинговый приём, рассчитанный на определённый сегмент потребителей.

Инвестором проекта, по всей видимости, выступает Сергей Тигипко — владелец финансовой группы «ТАС», в которую входит и «Универсал-банк». Любопытно, что фактически это возвращение на 20 лет назад: в начале 90-х Сергей Тигипко был менеджером, развивавшим «Приватбанк,» и только во второй половине 90-х он занялся собственными проектами.

Впрочем, дело не только в маркетинге. Команде «Приватбанка» удалось создать лучший мобильный банкинг не только на Украине, и именно он являлся одним из самых ценных активов «Приватбанка», сервисами которого пользовался малый бизнес на Украине практически поголовно. После национализации он был утрачен, и теперь бывшая команда фактически пробует клонировать свой прежний мобильный банкинг и постепенно переманить прежних клиентов: многим не нравится, что теперь их операции находятся в прямом ведении государства. До середины ноября банк работал в режиме бета-тестирования. За этот период пользователи успели получить банковские карты с суммарным кредитным лимитом 150 млн грн.

Если бывшая команда «Привата» вернулась в привычную для себя среду, то менеджмент «Укрпочты» собирается освоить новую для себя нишу. Ранее в «Укрпочте» заявляли о планах предоставлять отдельные банковские услуги в сельской местности, в частности, размещать депозиты в населённых пунктах, не имеющих банковских отделений. Однако для этого было необходимо менять законодательство.

«Мы хотим развивать финансовые услуги. Вариант А — чтобы прописали закон. Если этого не произойдет, у нас есть вариант Б — купить банк. Нам могут не позволить это сделать, тогда есть вариант В — стратегическое партнерство с банком, что, по сути, то же, что вариант Б. Но запретить нам это не могут», — перечислил варианты и.о. генерального директора «Укрпочты» Игорь Смелянский во время пресс-конференции.

План вполне реализуемый, учитывая, что перед рядом мелких банков до сих маячит перспектива ликвидации из-за невозможности выполнить требования НБУ по постепенному повышению нижнего предела уставного капитала. Продажа либо партнёрство с «Укрпочтой» решает эту проблему.

В НБУ фиксируют положительную динамику в показателе «убыточность банковской системы». По итогам I квартала в минусе был 21 украинский банк, к началу II полугодия — 20, после прошествия трёх кварталов — только 17. С другой стороны, это может объясняться продолжающимся процессом (само)ликвидации банков: наиболее убыточные банки исчезают, и количество убыточных банков демонстрирует позитивную динамику. По итогам января — сентября в пятёрке наиболее убыточных банков оказалось сразу две дочерние структуры российских финучреждений: «Проминвестбанк» заявил об убытке в размере 4,9 млрд грн., «ВТБ-Украина» — 1,4 млрд грн.