Союз журналистов России в рамках проекта, финансируемого Делегацией Европейской Комиссии в России и при участии компании SIM S.p.A. GICO Branch (Италия, Рим), провел мониторинг освещения в средствах массовой информации президентских выборов в России в 2004 году. Цель проекта состояла в определении того, в какой степени СМИ обеспечивают беспристрастное и взвешенное освещение хода избирательной кампании. Мониторинг проводился с 22 февраля по 12 марта 2004 года.

Мониторинг проводился с использованием количественных и качественных методов анализа. Количественный анализ состоял в измерении объемов газетных площадей и эфирного времени, отводимых кандидатам в Президенты на трех федеральных телеканалах ("Первом", РТР и НТВ) и в восьми общенациональных газетах ("Российской газете", "Комсомольской правде", "Московском комсомольце", "Новой газете", "Независимой газете", "Труде", "Газете" и "Советской России", а также в СМИ четырех регионов (Татарстана, Новосибирской, Нижегородской и Пермской областях). Качественный мониторинг состоял в проведении интервью с представителями СМИ, руководителями избирательных штабов и наблюдателями. На основании проведенных интервью были сделаны выводы о предвыборной ситуации в России и ситуации с положением СМИ в ходе избирательной кампании.

Согласно предварительным выводам, полученным в результате исследования, в целом российские СМИ не обеспечивали честное и объективное освещение предвыборной кампании. По мнению организаторов мониторинга, президентские выборы 2004 года по сравнению с предыдущими выборами 2000 года сделали решительный шаг к дальнейшей деградации и дискредитации выборов как демократического института.

Впервые в истории постсоветской России президентские выборы прошли при таком низком внимании со стороны общества и СМИ. Согласно результатам исследования, выборы 2004 года проходили в условиях цензуры. На страницах общероссийских газет доминирование В. В. Путина выражено еще более сильно, чем на ТВ. Региональные СМИ крайне вяло участвовали в освещении выборов Президента РФ. В президентских выборах 2004 года существенно снизилась роль СМИ как фактора, влияющего на итоги выборов. В ходе избирательной кампании 2004 года в СМИ значительно меньше применялись т.н. "грязные технологии".