"Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края".

(Профиль 08.03.04)

"Профиль": Идея укрупнения регионов обсуждается уже около года. Все вроде бы "за". Однако на практике мало что происходит. С чем это связано?

Александр Хлопонин: Не определились еще с целью: для чего, собственно, объединять регионы? Оптимизация системы управления не должна быть единственной целью укрупнения - слишком это масштабный проект. Стратегические экономические преимущества этого проекта пока недостаточно проработаны. А если проводить укрупнение механически, по нынешним стандартам Минфина, то от укрупнения многие субъекты финансово проиграют.

"П.": Почему?

А.Х.: Представьте, что огромный Красноярский край с населением 3, 5 млн. человек сливается с северной Эвенкией, где проживают 18 тыс. человек, и северным Таймыром с его 44 тыс. человек. По действующим стандартам объединенный субъект не должен получать северных коэффициентов и надбавок, которые сегодня получают Таймыр и Эвенкия, а значит, жители края, Таймыра и Эвенкии теряют 3 млрд. рублей в год. Кто им это компенсирует? И таких вопросов много.

"П.": Тогда непонятно, почему все "за". Что могло бы дать регионам объединение?

А.Х.: Стратегические плюсы укрупнения, если делать это всерьез, более чем очевидны. С точки зрения производственных цепочек многие регионы сейчас разделены искусственно. Например, Саяно-Шушенская ГЭС стоит на границе Красноярского края и Хакасии. Юг Красноярского края потребляет 50% энергии этой ГЭС. Однако зарегистрирована она в Хакасии, и мы вынуждены покупать эту электроэнергию на ФОРЭМ по тарифам, которые в несколько раз выше тех, что существуют в крае. В итоге предприятия из Красноярского края бегут регистрироваться в Хакасию, чтобы получать эту электроэнергию по низким ценам. Там же они налоги платят.

"П.": Что тормозит объединение?

А.Х.: У России нет внятной региональной политики. Сейчас курс взят на выравнивание доходов субъектов Федерации. Этот курс рано или поздно приводит к тому, что сокращается число регионов-доноров, что мы и наблюдаем. Я считаю, что должна быть принята другая стратегия - ставка на базовые регионы роста, вокруг которых начнется опережающий экономический рост и которые втянут в орбиту своего развития соседние территории. Если мы говорим о том, что Новосибирск - центр наукоемких технологий, давайте сделаем для него это направление приоритетным. Красноярский край - это огромная минерально-сырьевая база, огромные предприятия, крупные финансово-промышленные группы. Давайте построим, например, алюминиевые, целлюлозно-бумажные заводы, тем более что есть конкурентные преимущества - электрогенерация дешевая. Мы в Сибири ни одного целлюлозно-бумажного комбината не построили за последние 20 лет, а китайцы уже пятый строить заканчивают. И работают они на нашем лесе. Что, об этом никто не знает? Мы не сможем в Сибири выпускать такие холодильники, какие выпускает в Корее LG. С этим мы опоздали. А леса такого нет ни в Китае, ни в Корее, так давайте построим ЦБК и сдуем всех с целлюлозно-бумажного рынка. Ведь в Финляндии 49 ЦБК, а у нас - один на ладан дышит. Но для этого надо определить зоны приоритетного развития отраслевых проектов. А сейчас регионы борются, у кого предприятия будут платить налоги. Я дам льготы - они ко мне побегут. Сосед даст больше льгот -- они к нему. Это же абсурд. Государственная политика в отношении регионов должна меняться от выравнивания в сторону развития тех регионов, которые в состоянии обеспечить опережающий рост.

"П.": А как быть с интересами крупных российских корпораций? Понятно ведь, что Эвенкийский округ - вотчина ЮКОСа. Округ маленький, но зато обеспечивает два места в Совете Федерации, налоговые льготы и пр. С этой стороны есть сопротивление идее укрупнения регионов?

А.Х.: В чем интерес компании, такой как ЮКОС, по отношению к субъекту Федерации, такому как Эвенкия? Если он связан с тем, что ЮКОСу Эвенкийский автономный округ будет давать налоговые и инвестиционные льготы, из которых ни копейки не вложено на территории Эвенкии, или помогать оптимизировать прибыль через трансфертные цены, то это не здорово с точки зрения государственной политики. Если Эвенкия недополучит налоги, куда она побежит? В федеральный центр с просьбой увеличить размер бюджетных трансфертов и субвенций. А федеральный центр заберет эти средства у Красноярского края и распределит их между дотационными территориями. Почему я сегодня вместо 1800 млн. рублей акцизов на нефтепродукты собрал всего 600 млн.? Нефтяная компания работает на территории Красноярского края, а Мордовия, у которой ничего нет, забрала эти налоги на себя. Холдинги трансфертными ценами подменяют межбюджетные отношения, практически выполняют функцию распределения бюджетных средств вместо государства и в своих интересах. Естественно, корпорации могут препятствовать объединению регионов. И это функция президента - принять политическое решение по этому вопросу.

"П.": А как быть, скажем, с Хакасией, где присутствуют интересы компании "Базовый элемент" - в алюминиевой промышленности, в электроэнергетике? С этой стороны сопротивление вашим предложениям есть?

А.Х.: Слушайте, это не важно - у кого где какие интересы, если мы говорим о возможности принятия политического решения. Если решение принято - все встраиваются в эту логику. И уж поверьте, что алюминщики найдут плюсы в том, что будет ликвидирован барьер на перетоке энергии между Хакасией и Красноярским краем. Правила игры должны быть едиными по всей России. Я считаю, что льготы может предоставлять тот регион, у которого бюджетный профицит, а не тот, у которого бюджет дефицитный. Лебедь в Хакасии (председатель правительства Хакасии Алексей Лебедь. - "Профиль") говорит, что тарифы на электроэнергию должны быть льготными. Почему? Все предприятия бегут регистрироваться в Хакасии. Сидят губернаторы и будто сачком ловят предприятия. Вам не кажется, что это занятие не может называться региональной политикой?

"Скучная напряженность".

("Сегодняшняя газета", 06.03.04, Владимир Жилетов)

Очередная сессия Законодательного собрания Красноярского края, состоявшаяся в минувшие среду-четверг, сильно смахивала на спектакль с несколькими действиями и антрактами. Причем акты подобрались разножанровые, с признаками детектива, трагедии, фарса и так далее.

Одним из первых вопросов, рассмотренных парламентом, стало снятие депутатских полномочий с Валерия Мельникова. С ноября прошлого года глава профсоюзов "Норильского никеля" занимал два взаимоисключающих места сразу: депутата ЗС и главы Норильска. Долгое время наблюдатели гадали: сумеет ли финансово-промышленная группа снять победителя с поста мэра северного города или нет. Депутаты у Мельникова мандат парламентария не забирали, а чтобы тот не остался без какой-либо должности вообще, всячески затягивали рассмотрение этого вопроса. Сначала лишение Мельникова полномочий депутатского статуса было интригой, затем склокой, а теперь превратилось просто в процедурный вопрос. Раз уж он до сих пор не смещен с поста главы Норильска, решили депутаты, то теперь ему уже ничего не угрожает. Снятие полномочий с Мельникова поддержали 27 депутатов из 33.

Затем последовал еще один "процедурный" пункт в повестке дня, на котором уже давно зарабатываются политические очки. Речь идет об избитой и банальной проблеме - реформе ЖКХ. Вернее, то, что происходит в коммунальной сфере, можно назвать "реформой" только с большой натяжкой. Об этом, кстати, депутатам сигнализировали плакатами собравшиеся перед зданием краевой администрации пикетчики, когда народные избранники шли на сессию. Обсуждение этой темы не содержало ничего интересного. Скучные, повторяемые аргументы в пользу реформы и против. Прозвучало предложение заслушать представителя администрации. Говорили о необходимости доработать юридические формулировки и тому подобное.

Самым долго обсуждаемым и любопытным вопросом первого дня сессии стал доклад аудитора счетной палаты края Виктора Астраханцева и председателя депутатской аграрной комиссии Петра Микова. Согласно докладу аудитора, государственное унитарное предприятие "Сельхозобъединение" нанесло бюджету Красноярского края убытки в размере 990 млн. рублей. ГУП было создано в 2001 году для поддержки краевых сельскохозяйственных предприятий.

Сельхозпроизводителям планировалось помогать льготными краткосрочными кредитами, которые должны были гаситься продукцией сельских хозяйств. Кроме того, на предприятие были возложены функции государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли и формирования запасов в агропромышленном производстве. Как отметил в своем отчете Виктор Астраханцев, убытки ГУП за 9 месяцев 2003 года составили 33,4 млн. рублей. Долг "Сельхозобъединения" перед краевым бюджетом по кредитам, выданным в 2002-2003 годах на кредитование сельскохозяйственных предприятий края, составляет 284,4 млн. рублей.

Директор ГУП Александр Михель в своем выступлении заявил, что оценку деятельности предприятия необходимо разделить на два этапа: до и после смены губернатора края. По его словам, новое руководство "Сельхозобъединения" инициировало проверки законности деятельности прежнего руководства. "Когда я возглавил в марте 2002 года предприятие, оно имело убыток более 300 млн. рублей, в 2003 году он сократился почти в 8 раз", - подчеркнул Александр Михель. По его мнению, "невозвращение средств в краевой бюджет вызвано тем, что большинство сельхозпредприятий до сих пор не рассчитались по кредитам, которые они, в свою очередь, брали в ГУП".

Затем начались прения, продолжавшиеся около трех часов. "Кто виноват?" и "Что делать?" - вот основные вопросы, которые задавали депутаты с различными интонациями и в разной интерпретации. Кто виноват, что в схеме кредитования хозяйств появилось множество посредников? Почему на государственном фонде наживались бизнесмены? Что делать с возможностью "коррупционирования" ответственных за выдачу ссуд и т.д. Один из вопросов прозвучал несколько раз: "Что за "Медная компания" часто фигурирует в документах? Как она получил возможность получать средства?". Имена хозяев этой компании так и не смог вспомнить ни один из выступающих. Просто какой-то провал в памяти! Ответ на этот вопрос так и не прозвучал. На самом деле все просто: учредитель "Медной компании" - один из заместителей главы "Сельхозобъединения". Таким образом, вопрос о путях получения компанией с металлическим названием поистине великолепных возможностей как-то сам собой отпадает.

Еще один больной вопрос - о мясокомбинате "Зубр". В феврале арбитражный суд Красноярского края принял решение о введении процедуры наблюдения на этом заводе. Срок наблюдения - 6 месяцев, по истечении которого, в августе, исходя из отчета временного управляющего, суд примет решение о дальнейшей судьбе предприятия. С 2002 года за мясокомбинатом числится долг в 100 млн. рублей за поставку мясопродуктов и зерна. Сейчас же долг превысил 200 миллионов. Поставку осуществляло ГУП "Сельхозобъединение".

25 декабря 2003 года суд обязал "Зубр" выплатить долг, однако это не было сделано, и ГУП "Сельхозобъединение" подало заявление о банкротстве "Зубра". Завод - одно из крупнейших предприятий края по переработке мяса, производству колбасных изделий, полуфабрикатов и консервов. Годовой объем производства составляет свыше 15 тыс. тонн мяса, 14 тыс. тонн колбасных изделий. "Мы готовы способствовать только поиску стратегического инвестора. Долг же, по всей видимости, край сможет получить на общих основаниях по завершении реализации процедуры банкротства", - подвел черту после обсуждения доклада спикер Законодательного Собрания Александр Усс. Администрация же намерена добиться от собственников предприятия утверждения генеральным директором кандидата, предлагаемого краевыми властями.

Один из законопроектов, вынесенных на сессию, на поверку оказался совершенно потешным. Депутаты рассмотрели постановление о правилах собственной этики, представляющее собой свод правил поведения членов краевого парламента. Видимо, ранее Заксобранию не хватало воспитания и принципов этики. Теперь же депутат должен "заботиться о собственном достоинстве и уважать достоинство других депутатов и также должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в отношения, в связи с исполнением депутатских обязанностей" и "воздерживаться от поступков, способных скомпрометировать его самого и представляемых им избирателей". Согласно пункту 2.1 постановления, каждый депутат "содействует созданию в Законодательном Собрании атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и сотрудничества". Постановление также призывает парламентариев не использовать в своих выступлениях грубых и оскорбительных выражений, высказывать необоснованные обвинения и избегать фамильярности. Кроме того, теперь депутатам запрещается перебивать выступающего и выкрикивать свое мнение.

Нарушение правил депутатской этики грозит объявлением депутату публичного порицания и понуждением к принесению публичных извинений. Одним из основных пунктов постановления, по мнению депутатов, является пункт, обязывающий народных избранников принимать участие в работе сессий Законодательного Собрания. "К сожалению, случаи, когда мы практически не видим своих коллег, не редкость, и зачастую мы даже не знаем, по какой причине депутат систематически пренебрегает исполнением своих обязанностей", - отметил спикер.

"Наркоманию нужно остановить".

("Красноярский рабочий", 06.03.04)

В крае должна появиться современная технически оснащенная лаборатория, которая позволит оперативно проводить анализ наркосодержащих веществ.

Об этом говорилось на встрече губернатора края Александра Хлопонина с коллективом регионального управления Госнаркоконтроля РФ по Красноярскому краю. Во время обсуждения основных проблем в сфере борьбы с наркоманией руководитель управления Анатолий Самков познакомил губернатора с условиями их работы, и в первую очередь - экспертно-криминалистической службы. Здесь же были выработаны совместные действия администрации края и правоохранительных органов по вопросам контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

"Сибволокно" готовится к запуску второй линии".

("Красноярский рабочий", 06.03.04)

Состоялась рабочая поездка заместителя губернатора края Виталия Боброва в Зеленогорск, где он встретился с руководителями города и посетил предприятия ООО "Сибволокно" и "Электрохимический завод".

"Сибволокно" готовится к запуску второй линии. В течение последних двух месяцев администрация края вела переговоры с потенциальными инвесторами. В результате объем производства планируется к лету увеличить в четыре раза.

С руководством "Электрохимического завода" обсуждались вопросы кооперации с предприятиями края. Выпускаемая заводом продукция должна вызвать заинтересованность промышленных организаций, сообщили в пресс-службе краевой администрации.

"ЮКОС-М" вновь снизил цены на бензин".

("Красноярский рабочий", 06.03.04)

На днях в Красноярском филиале торгового дома "Юкос-М" сообщили об очередном понижении оптовых цен на бензин АИ-95, АИ-80, зимнее дизельное топливо и мазут.

Цена на бензин марки Аи-95, Аи-80 и на зимнее дизельное топливо упала на 200 рублей за тонну. Мазут-100 стал дешевле на 350 рублей за тонну. Основной причиной понижения цен, как и в январе текущего года, в торговом доме называют сезонный фактор - падение спроса в этот период года на нефтепродукты. В январе цены на нефтепродукты в Красноярском филиале "Юкос-М" упали на 3-7 процентов. Стоит напомнить, что красноярский филиал занимается только оптовыми продажами нефтепродуктов.