«Много вру»: маленький недостаток МИД Украины
Украинские политики очень любят писать статьи в европейские газеты. Разумеется, про Россию — других тем у них нет. Что написано пером, да еще и по-английски, да еще в известном издании, приобретает качественно другой статус, чем сказанное в воздух, — в этом подходе есть логика. Массовость появления таких материалов ставит перед российскими властями вопрос: реагировать ли на них и если да, то как именно.
Произведения украинских политиков, как правило, отличаются не самым высоким стилем, зато представляют собой отменную концентрацию лжи, передергиваний и пафоса. Показательный случай — статья министра иностранных дел Павла Климкина, опубликованная в конце прошлой недели в Guardian. Тема произведения — «три причины не доверять России». Ничего, кроме лжи, передергиваний и пафоса, оно вообще не содержит. Цитировать статью можно с любого абзаца: она прекрасно раскладывается на три эти группы.
Например:
«Для того чтобы понять мотивы Кремля и принцип действий правительства Владимира Путина, нужно изучить три понятия. Первое понятие — это «Русский мир». Это отсылка к концепции советской эры». Ложь, возможно, в силу необразованности: никакой концепции со словом «русский» в советские времена, разумеется, не было и быть не могло.
«Ключевую роль в этой концепции играет убежденность в том, что Украина является частью великой России». Смесь лжи и передергивания: Украины до 1991 года не существовало, а народ, культура и земли и являлись частью России, и тут не требуется никакая «убежденность».
«В 1991 году, после развала Советского Союза, Россия была слишком слабой, чтобы сопротивляться, когда 92% моих соотечественников проголосовали за независимость Украины, к которой мой народ стремился на протяжении веков».
Целое нагромождение лжи и передергиваний. Во-первых, никакой народ не стремился к независимости «на протяжении веков». Во-вторых, девятью месяцами ранее на другом референдуме 70% жителей УССР высказались «за» сохранение СССР. Голосовать иначе они стали только после августа 1991-го, когда распад СССР уже де-факто состоялся. В-третьих, Климкин умудрился соврать даже в приведенной цифре: за независимость Украины 1 декабря 1991 года голосовали 90% избирателей. В скобках отметим фразу «мой народ» — такого пафоса в тексте много.
«Однако, постепенно постсоветская Россия стремилась усилить свое влияние на мою страну. Когда народное восстание свергло Виктора Януковича в 2014 году, Россия не смогла это принять». И опять ложь: уже и американские кураторы, и спонсоры-олигархи, и все остальные признались в том, чем был майдан, но в статьях он по-прежнему в роли «народного восстания».
Таков весь текст — и таковы все остальные подобные тексты. Из следующих абзацев можно узнать, что Россия не выполняет Минские соглашения (которые, как известно, и не должна выполнять, потому что является их гарантом, а не субъектом) или что в России «появляется все больше новых памятников Иосифу Сталину».
Украинские политики обращаются к европейскому читателю, используя знакомые ему слова (про демократию) в повествовании о себе, знакомые ему страшилки — в повествовании про Россию. Путь от привычных страхов до данных социологических опросов об отношении к России — очень короткий. А от социологических данных до высказываний политиков — еще короче.
Заинтересовать газету Guardian можно, просто оплатив публикацию, но, чтобы заинтересовать читателей, нужно найти близкую им тему. Следовательно, неизбежен вывод о том, что Россия — угроза для всего мира. Иначе не будет статьи. И потому возникают глобальные обобщения: «Кремль с жадностью наблюдает за другими постсоветскими государствами и государствами-сателлитами СССР», «Москва делает все, чтобы дестабилизировать Европу и трансатлантический союз», «они хотят подвергнуть сомнению установленный мировой порядок» и просто «России верить нельзя». Ничего из этого как бы и не нуждается в доказательствах.
Что можно сделать с человеком, который регулярно распространяет в ваш адрес клевету? На него можно подать в суд, но в международной политике такой опции нет. Каждый раз отвечать на измышления, конечно, никто не будет — у МИД России, в отличие от Павла Климкина, есть масса реальной работы. Можно на одном примере доказать, что человек лжет в каждом слове, и призвать сделать из этого выводы — не верить ему впредь.
По-человечески это правильно (должны же люди, в конце концов, отвечать за свои слова), но в реальной политике — трудновыполнимо. И прежде всего потому, что действующие власти многих западных стран прекрасно знают, что представляют собой нынешние украинские политики, и вполне осознанно предпочитают иметь дело с жуликами, чем с теми, кто честнее, но не контролируется. Не стоит переоценивать и память читателей.
В известном анекдоте человек, отвечая на вопрос о своих достоинствах, долго их перечисляет, а на вопрос о недостатках отвечает коротко: «много вру». Отвечать на все вопросы о взаимоотношениях с нынешней украинской властью можно, показывая этот небольшой текст Павла Климкина, где только явных примеров лжи и передергиваний — четырнадцать штук. Хотя гарантией победы это не будет.
Но это уже не в нашей власти. Нужно быть правым, нужно быть готовым доказывать свою правоту, но нельзя заставить в свою правоту поверить. Достаточно иметь возможность ставить и решать задачи без участия тех, кто не хочет или не может поверить, что дважды два равняется четырем.