Подземный дворец коммунизма: Станция «Павелецкая Радиальная»
Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.
Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всему советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.
Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.
Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.
Станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена «Павелецкая Радиальная».
Открыта 20 ноября 1943 года. Названа по находящемуся неподалеку Павелецкому вокзалу.
Архитекторы: А.Н. Душкин, Н.С. Князев (реконструкция 1948−59 годов), С.В. Лященко, Е. С Демченко.
Архитекторы вестибюлей: А.Н. Душкин, Н.С. Князев (южный); Н.Я.Колли, И.Н. Кастель (северный).
Конструкция колонная трехсводчатая, глубокого заложения (33,5 м). По оси потолка ряд круглых кессонов, обрамленных лепниной, в которых укрыты светильники. Колонны соединены арками. Своды боковых залов ниже центрального. Колонны и путевые стены облицованы белым мрамором «Коелга».
Пол и низ стен выложены серо-розовым гранитом. Капители колонн украшены бронзовыми щитами с советской символикой и щитами в виде скопов с лентой.
Южная часть станции пилонная трехсводчатая. Пилоны облицованы серым и черным мрамором.
Южный вестибюль станции утратил первоначальный вид. От него осталась флорентийская мозаика «Фанфарный салют советскому народу и его вождю И.В.Сталину» (авторы: Ф. Бордиченко и Е.Д. Машковцева). Профиль Сталина сбит в 1956 году.