Пустите Старикова в кинокритики!!
На днях автору этих строк сообщили про некое мероприятие, небезынтересное критику, пишущему о политической стороне киноискусства. Была объявлена лекция в рамках прежде неизвестной «Школы кино». Согласно анонсу, политолог Николай Стариков собирался выступить с темой «Политика в современном кино» на примере западных фильмов. Произведения этого автора, мягко говоря, спорны (в частности, он считает, что Гитлер был английским агентом), но интерес к предмету обсуждения заставил пойти на лекцию, и стоит рассказать подробнее, как все было дальше.
В Москве существует около трех десятков киношкол, и только в трех из них (включая ВГИК) предусмотрено бесплатное обучение, хотя и в очень узком сегменте. Единственной полностью свободной от платы является Летняя киноакадемия Михалкова, но попасть туда крайне сложно, так как там требуют диплом и готовые работы. Школа кино при проекте «СЕТЬ» выглядит на общем фоне достаточно непривычно: она бесплатна. Нужно только прислать свои работы на одну из десятка (условно) патриотических тем, вроде «Русского мира» или «Русской миссии», и дождаться результатов проверки. Отбор происходит в разных регионах, включая Республику Крым. Одним словом, Русский рай, где за шесть дней интенсива пять лекторов обучат каждого, как правильно снимать кино.
Школа занимает верхний этаж цилиндрического краснокирпичного здания на территории арт-квартала бывшего завода «АРМА» рядом с Курским вокзалом. Уже в холле посетителей потчуют достижениями родимой цивилизации, например: «В 1814 году русский становится языком, известным во всем мире как язык поэтического творчества», — что связывается с началом деятельности Пушкина. Попутно на стенах можно увидеть нашлепки прокремлевского движения «СтопХам». В зале, где выступают лекторы, рекорды России систематизированы: оттуда узнаем, что, мы, оказывается, первые в мире по сбору ржи и овса, а еще у нас есть самая большая на планете ваза и самая успешная женщина-снайпер в истории. На стене висит «Отец-Манифест», с которым можно ознакомиться на сайте. Положения этого воззвания веют сектантским духом: речь идет про Отца и про то, что уметь начинать новое означает быть начальником. Завершают этот текст слова: «Все мысли этого манифеста пронизывает и собирает в единый замысел образ Владимира Путина — и это не секрет и не тайный замысел». Изображение президента также присутствует на стенах в разных вариациях. Правда, в разделе «Духовные скрепы» на сайте имя Путина внизу, а вверху «Щедрость».
Как выяснилось, проект «Сеть», который включил в себя Киношколу, является продолжателем дела «Наших», причем руками прежних активистов Теперь они занимаются различными проектами, вроде гигантских патриотических граффити на стенах домов. «Сетевики» выиграли президентский грант через Общественное объединение «Российский союз ректоров» на проведение просветительской работы и распространение научных знаний. Точные суммы госденег неизвестны, но финансирование получили аналогичные проекты в 11 городах, и, для сравнения: Школе кино в Туле выделили 4375 тыс. руб.
Занятия для московских режиссеров и сценаристов включают лекции от профессионалов, каковыми выступают Никита Тихонов, Аслан Гугкаев и Юрий Дегтярев. На счету первого кинодеятеля 17 документальных лент с героями от Дарвина до Чайковского, но лишь одна имеет рейтинг на сайте «Кинопоиск». Сценарист Гугкаев более известен — он работал на трех сериалах, включая «Кухню». Юрий Дегтярев — режиссер и продюсер документальной картины «Баксы из Старбакса» (2013) с бюджетом 5 тысяч рублей; также он спродюсировал два сериала, и всё. Кинообразование слушателя Школы кино решили дополнить направлением «Политика», в рамках которого Николай Стариков читает одну лекцию. Так как ни в одной киношколе подобного курса связи кино и политики нет, то инициатива выглядит новаторской, однако, образовательного прорыва здесь, к сожалению, не произошло.
Николай Стариков начал свою лекцию цитатой из Ленина про важнейшее из искусств. «Политолог» сообщил, что фраза была произнесена на встрече с кинематографистами, что не соответствует действительности. Собственно, кроме свидетельств Луначарского, нет подтверждений, что Ленин произносил эти слова. «Примерно тогда же», по версии Старикова, в США стали заниматься кинопропагандой, после нас, разумеется. Следующий перл лектора заключался в том, что покойная с 2003 года Лени Рифеншталь, оказывается, до сих пор жива (в этом случае ей было бы 115 лет). Раскрывая хитрый замысел Запада развратить нашу природу демонстрацией сексуальных перверсий, Стариков привел пример в виде только что появившейся «Красавицы и чудовища». Новая диснеевская кинокартина превратилась у нашего разоблачителя в мультфильм, где гей влюбляется в звероподобное существо. «В сказках не было геев!» — резюмирует Стариков. У лектора вообще серьезные проблемы с фактологией. Стариков строит свои умозаключения на таких примерах, половина которых если не опровергает сказанное, то вообще не относится к делу. К тому же он обладает скудным багажом знаний по вопросу, о котором говорит. Стариков часто упоминал сериалы, но какие-то не широко известные, названия которых он даже сам порой не мог вспомнить. В некоторых случаях он апеллировал к сюжетам, которые якобы всем известны, например, про главную героиню, которую убило стульчаком, упавшим с российской космической станции.
Стариков приводит в пример фильм «Повелитель бури», как идеализирующий роль США в современной истории. На самом деле, эта картина по сути своей антиамериканская, из-за чего Пентагон разорвал партнерство с режиссером в процессе съемок после того, как создателей уличили в отклонении от заранее согласованного с военными сценария. Стариков укорил Штаты в том, что они показывают в кадре лишь красивых девушек, несмотря на то, что страна страдает от ожирения из-за потребления генно-модифицированной пищи. Увы, лектор не в курсе, что Россия догнала США по ожирению среди женщин. По его представлениям, один из тайных умыслов Голливуда в том, чтобы пропагандировать антисоциальный образ жизни, ярким представителем которого является Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря». Правда в том, что «Дисней» еще на стадии съемок в штыки воспринял этого персонажа, чей имидж был позаимствован Джонни Деппом у музыканта Кита Ричардса. Кинобоссы были так не уверены в успехе, что убрали из названия фильма свой аттракцион, чтобы не замарать его репутацию.
Стариков считает, что киностудии умышленно вставляют в свою продукцию тему ЛГБТ, зная, что это сузит потенциальный зрительский круг. Но возможные потери производителям монетизируют, оттого они продолжают развращать человечество. Кто же эти тайные силы? Владельцы ФРС США, банкиры и прочие международные организации, заинтересованные в атомарности человечества и глобализации. Правда, в вариантах противодействия этим недоброжелателям Стариков непоследователен — он предлагает всем здравомыслящим странам объединиться и наказывать киностудии рублем, если они дальше будут фальсифицировать историю и пропагандировать чуждые нам сексуальные отношения. Спрашивается, зачем кинобарыгам отступать, когда им компенсируют потери распорядители мирового капитала? Стариков предлагает выработать и четко сформулировать национальную идею, а потом защищать ее, опираясь на передовой опыт Китая и Саудовской Аравии.
В целом озвученные Стариковым на лекции позиции должны, по мысли автора, обретать легитимность после того, как каждое умопостроение лектора сводится к знаменателю хорошего президента РФ и усиления роли государства в нашей жизни. Увы, послушать выступление не набралось даже 35-и человек, по числу слушателей курса, заодно со всеми желающими. Некоторые присутствующие явно относились к фэнам книг писателя, зачитанные экземпляры которых прижимались юношами к груди. Налицо освоение материальных средств на фоне патриотических лозунгов, но с дурным выхлопом.