Покушения на Кучму: Украина за неделю
На минувшей неделе украинский президент "пережил" как минимум два "покушения" (виртуальных или нет) и одну пресс-конференцию. Последнее по времени "покушение" произошло во Львове и, как объяснила президентская пресс-служба, "покушением" не было.
По версии львовского сайта Vgolos.lviv.ua, дело было так. После того, как президентский самолет приземлился на Скниливском полигоне, Кучме был предложен автобус львовского производства "Золотой лев" (Лайнер 10). Но через несколько минут президент вышел из него, из-за того, что из багажного отделения автобуса... пошел дым! После этого Кучме подогнали импортный автобус "Скания". В нем президент отбыл, наконец, из аэропорта. А тем временем пожарные приступили к тушению "Золотого льва".
А первое "покушение" будто бы имело место быть в Баден-Бадене, и оно, вернее, связь его с заявлениями "берлинского Мельниченко" генерала Кравченко стали едва ли не главным сюжетом президентской пресс-конференции.
Предыстория такова: за день до приезда Кучмы в Берлин для украинско-немецких консультаций на высшем уровне генерал-майор СБУ Валерий Кравченко, отвечавший в украинском посольстве в Берлине за вопросы безопасности (и, по непроверенной информации, одновременно являвшийся резидентом украинской разведки в Германии), дал сенсационное интервью русской службе Deutsche Welle. Главный тезис выступления генерала: "Глава СБУ Игорь Смешко и начальник Главного управления разведки СБУ Олег Синянский вопреки действующему законодательству отдают своим сотрудникам за рубежом указания следить за представителями украинской оппозиции, а также членами правительства". Имеющиеся же на его руках доказательства Валерий Кравченко готов предоставить Генпрокуратуре Украины и комитету Верховной Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. При этом сотрудник спецслужбы старательно избегал упоминания каких-либо конкретных фамилий, а о содержании документов говорил крайне скупыми фразами.
Реакция СБУ на заявление берлинского резидента: "заявление Кравченко абсурдно", "дача руководством СБУ любых противоправных указаний или задач, в том числе политической окраски, запрещена законом Украины, а потому никогда не допускалась", "очевидными мотивами поведения В. Кравченко являются личные меркантильные интересы по поводу возможного прекращения его заграничной командировки. Ссылка В.Кравченко на "указания руководства следить за депутатами Верховной Рады и членами правительства от министра и выше" является, очевидно, сознательной провокацией со стороны офицера".
Кучма дословно повторил версию СБУ и уже лично от себя рассказал леденящую душу историю: через несколько дней после его отъезда на отдых в Германию в адрес посольства поступило письмо - достаточно обоснованное - относительно возможного покушения на президента в Баден-Бадене. По словам Кучмы, в письме были "и фамилии, и криминальные структуры, которые имеют к ним отношение". СБУ прониклось этой проблемой, связалось с немецкой стороной. Соответствующее задание получил и Кравченко, так как он - "связной между СБУ и немецкой службой безопасности", объяснил Кучма. Так вот Кравченко тогда отказался выполнять задание, и теперь по факту письма возбуждено уголовное дело. Хотя, если верить все тому же СБУ, Кравченко как раз тогда был прав: "Служба безопасности Украины в связи с сообщением о возможном покушением на президента Украины Леонида Кучму во время его пребывания в Баден-Бадене расследует дело по факту заведомо неправдивого сообщения об угрозе жизни. Об этом сообщила агентству "Интерфакс-Украина" в четверг пресс-секретарь главы СБУ Марина Остапенко. По ее словам, в результате оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что реальной угрозы жизни президента не было. Однако по факту заведомо неправдивого сообщения заведено уголовное дело - по части первой статьи 259 Уголовного кодекса Украины: "заведомо неправдивое сообщение о подготовке взрыва, поджога или других действий, которые угрожают гибелью людей или другими тяжкими последствиями".
Что же до разоблачительных заявлений принципиального генерала, то по словам Кучмы, они вызваны легендарным указом о деКГБизации органов власти. Тот же указ о "деКГБизации" комментирует "Украинская правда": здесь, как всегда, прозревают "руку Москвы", каким-то образом увязывают интриги вокруг СБУ, ядерных чемоданчиков и берлинских разоблачений с визитом Бориса Грызлова и ратификацией соглашений по ЕЭП и азовским границам и даже с... "похищением" г-на Рыбкина: "Во всяком случае, когда Кучма завелся с попытками немедленно доказать, что наша СБУ - это не бывший КГБ, сразу вспомнился... господин Рыбкин. Как над ним смеялись, когда он справку показывал, что не псих. Действительно, здоровые справку не держат. Это именно - и про СБУ, которая уже не КГБ: лишнее доказательство, что именно теперь эта структура и начинает действительно превращаться в реальное подобие того монстра. Потребности времени диктуют. Опять же, как в ЕЭП вступать без полной адаптации соответствующих государственных органов? Кстати, если у нас теперь "де-КГБизация", то когда, собственно, состоялась самая "КГБизация"?".
В самой Германии события в Украине вызывают размышления иного рода: в среду Frankfurter Rundschau обубликовал статью о вероятном "преемнике" Кучмы. По мнению немецких журналистов "самый перспективный кандидат от правительственного лагеря - премьер Виктор Янукович.... В лагере правительственных партий премьер является единственным кандидатом, имеющим реальные шансы по крайней мере выйти во второй тур с экс-премьером Ющенко, который лидирует в социологических опросах населения".
Мирную передачу власти Януковичу путем создания т.н. "ШиКаДымСа" рассматривает "Киевский телеграф". "ШиКаДымС" (Широкая коалиция демократических сил) объединил фактически все партии парламентского большинства, и главное "послание от шикадымса" озвучил глава фракции эсдеков Леонид Кравчук: он заявил, что единым кандидатом от власти будет Виктор Янукович.
- Подписание политического соглашения - достаточно сильный и интересный ход, - соглашается автор "Телеграфа", но далее там следуют лишь вопросы: "...Как известно, с помощью красивых и масштабных меморандумов выборы еще никто не выиграл. Проблему информационной деморализации оппозиции решить удалось.... Создание "шикадымса" зафиксировано на декларативном уровне. По сути, другой документ и не мог появиться. Но теперь предстоит сделать целый ряд практических шагов, направленных на реализацию протокола о политических намерениях. И здесь возникают проблемы. Во-первых, "цена", которую придется заплатить за монолитное единство коалиционных рядов. Мы не берем в расчет девиантную позицию лидера НДП Валерия Пустовойтенко. Его уже не изменишь. Дело в другом. "Ценой" конституционной реформы является принятие пропорционального закона о выборах Верховной Рады и введение партийной электоральной системы на региональном уровне. 175 депутатов-мажоритарщиков, которые сегодня представлены в парламентском большинстве, могут стать "могильщиками" конституционной реформы. Их интересы диаметрально противоположны пропорциональным "ухищрениям". Обратите внимание на следующий нюанс: "девятка" собирается идти на выборы-2006 единым блоком. Устроит ли мажоритарщиков место в политической "братской могиле"? Во-вторых, готов ли кандидат от "девятки" стать "европейским президентом"? После конституционной реформы полномочия главы государства действительно будут соответствовать европейским нормам конституционализма. А это означает, что президенту необходимо будет стать элементом системы сдержек и противовесов, а не центром системы власти. В-третьих, если премьер станет "европрезидентом", то кто займет его кресло? Как будет функционировать полицентричная модель власти: президент, премьер, спикер, лидер парламентского большинства?". Впрочем, ответов, как замечает тот же автор "Телеграфа", нет и у оппозиции.
Между тем, у аналитиков "Главреда" собственный сценарий на ближайшие полгода, и в свете этого сценария перспективы Януковича видятся несколько иными: "На последней пресс-конференции Президент заявил, что Виктор Янукович останется премьером, "если не произойдет каких-то катаклизмов". Первую часть ответа можно запросто пропустить мимо ушей. Поскольку уже не одному премьеру сначала была обещана его "неприкасаемость", а потом начиналась операция "секир-башка". А вот насчет катаклизмов, нужно бы поразмыслить. О каких таких катаклизмах идет речь? Что это - социальные взрывы или взрывы реальные? Или то, что предсказывал вице-спикер Александр Зинченко в последнем интервью "Галицким контрактам"? Напомним: "Те, кто собирается принять участие в кампании, должны быть готовыми к тому, что их ожидает, образно говоря, очередная "Тузла", - говорит Зинченко. - То есть, появятся новые факторы, новые раздражители, которые на протяжении выборов сильно изменят правила игры".
"Новыми правилами игры" по версии "Главреда" станет отставка кабинета Януковича и переезд Виктора Медведчука с Банковой на Грушевского. Но не в кресло премьера, а будто бы в кресло "парламентского дирижера" технического эсдековского правительства: "Автор и идейный наставник политреформы столько времени, сил и энергии потративший на переформатирование центров влияния (на обрезание полномочий Президента, которым может стать Ющенко, на усиление роли премьера и парламента) вряд ли согласится с отведенной ему ролью стороннего наблюдателя. И вряд ли Медведчук будет спокойно наблюдать, как президентские полномочия медленно перетекают премьер-министру Януковичу. Поэтому отставка Януковича для Медведчука является если не вопросом жизни-смерти, то, по крайней мере, самым принципиальным. Задача, поставленная на "сжигание" Януковича, выполняется в лучших технологических традициях. Вначале эсдеки сами специально начали вести разговоры о нынешнем премьере как о "кандидате от власти" (вспомним, например, высказывания Леонида Кравчука). Дальнейший ход тоже можно спрогнозировать. Следует ожидать, что при внешней публичной (якобы искренней) поддержке, на Виктора Федоровича будет оказываться давление и вестись (поощряться) планомерная работа по его дискредитации. Обострение отношений скорее всего намечено на май месяц. Самый примитивный способ объяснения ухода "единого кандидата от большинства" с должности премьера - заявить, например, о "демократических" подходах к ведению президентской кампании. О честной игре. О честной власти. О принципиальном Президенте Кучме, не вмешивающемся в кампанию ("Хай змагаються, хлопці"). Запад будет просто аплодировать таким изощрениям. Может, даже поверит в "не использование админресурса и должностей". Короче говоря, окончательный "переезд" Медведчука в парламент планируется "Главредом" на август-сентябрь. Т.е. в канун выборов.
А сетевой "Контекст" размещает интервью с директором центра стратегических исследований Андреем Пионтковским. Здесь ситуация с "преемником" расматривается в свете украинско-российских отношений: "В отношении украинских выборов российская элита заняла совершенно идиотскую позицию. Для нее это "последний и решительный бой" за влияние не только на Украину, но и на всем постсоветском пространстве. Естественно, Ющенко позиционируется как проамериканский кандидат, а Янукович как пророссийский. Я же считаю, что и тот, и другой, прежде всего, проукраинские кандидаты, хотя и по-разному видят будущее Украины. Однако, Россия посредством своего капитала, политехнологов, публицистов, телевидение будет максимально участвовать в украинской кампании, выступая против Ющенко. И хотя я не специалист во внутренней политике Украины, мне кажется, что Виктор Ющенко все же победит. В этом случае Путин окажется в такой же ситуации, как и в случае с Саакашвили: придется исправлять ошибки, порожденные имперскими подходами.
Корр.: Вам кажется, что Европа и США сейчас могут повторить в Украине успех начал 90-х, когда удалось прочно включить страны Центральной Европы в орбиту Трансатлантического сообщества? По крайней мере, об этом много говорилось на конференции "Украина в Европе и мире"
А.П.: Мне кажется, что сейчас Запад постепенно дозревает до той точки зрения, что Украину необходимо в той или иной форме интегрировать в европейские структуры гораздо быстрее, чем это предполагалось раньше. Особенно в случае победы демократического кандидата на выборах осенью этого года. Тем более, что большинство украинских элит к этому готовы в той или иной форме".
Несколько иначе европейские перспективы Украины видятся в свете недавней "подножки" от Польши, до последнего времени полагавшейся главной "заинтересованной стороной" в евроинтеграции Киева. Скандал случился на прошлой неделе, он связан с конкурсом по продаже активов Huta Czestochowa. Изначально в конкурсе принимало участие 4 фирмы - Корпорация "ИСД", ISPAT, Steel Capital и LNM. С июня 2003 года по январь 2004 года состоялось 3 (!) преквалификационных этапа конкурса. После 9 января 2004 г. польский Мингосимущества решил, что борьбу в конкурсе продолжат Корпорация ИСД и международная группа LNM. Источники из тендерной комиссии, а также руководство металлургического предприятия Huta Czestochowa в неофициальных беседах сообщали о том, что предложения ИСД по развитию Huta Czestochowa, включенные в оферту, по всем показателям лучше оферты LNM. 5 февраля 2004 стало известно, что Тендерная комиссия единогласно (7 голосов) проголосовала за оферту ИСД. Однако позже польские средства массовой информации сообщили, что 9 февраля компания LNM обратилась в Министерство государственного имущества с предложением модифицировать свою оферту вне рамок конкурса (т.е. уже после даты подачи последнего предложения), что свидетельствовало, во-первых о возможной утечке информации о содержании оферты ИСД, а сам факт принятия такой оферты от LNM Министерством госимущества свидетельствовал о неравном отношении к участникам конкурса. В начале февраля заместитель Министра государственного имущества Анджей Шараварский, курирующий тендер заявил, что в данном случае будет применяться чрезвычайный способ принятия решения относительно приватизации Huta Czestochowa. Вместо обычной процедуры утверждения Министерством имущества рекомендации Конкурсной Комиссии (так как это происходило при приватизации PHS - Польские металлургические комбинаты в пользу LNM, то есть более 70% польского производства стали) необходимым является проведение специальных политических консультаций между премьером и президентом, а само решение будет носить политический характер. Причина, по которой происходило затягивание принятия решения прояснилась после того, как Польское агентство печати в 22 часа 30 мин. 20 февраля 2004 года распространило сообщение о том, что Министр государственного имущества Збигнев Каневский заявил, что победителем конкурса по продаже активов Huta Czestochowa определен LNM. Украинская сторона, которую представляла корпорация ИСД подверглась откровенной дискриминации. Чего собственно и не скрывают польские чиновники. Так, все тот же Анджей Шароварский объясняя выбор LNM в качестве инвестора Huta Czestochowa заявил Польскому агентству прессы (PAP), что "играем с высшей лигой в металлургии, а не с какими-то случайными инвесторами".
Так выглядит хроника событий в изложении сетевого "ForUmа". Константин Бондаренко на сайте "Украинской правды" называет случившееся "публичной политической поркой Украины" и заявляет, что скандал будет иметь серьезные последствия: "Таким образом, Украина потерпела поражение в своем старании пробиться на европейские (точнее - восточноевропейские) рынки. Что же имеем в результате? Результат, к сожалению, неутешительный. Нанесен удар не только по одной украинской фирме - удар пришелся по Украине в целом. Точнее, по ее проевропейскому курсу, по политике, направленной на интеграцию в Европу. Приверженцы политического сближения с Россией получили в свои руки дополнительные козыри. Замечания скептиков - мол, в Европе никто нас не ждет - получили свое дополнительное подтверждение. Украинский капитал решил пойти в Европу - перед ним поставили барьер и, что называется, "кинули". Вдвойне досадно и то, что это произошло именно теперь, в год, который в Украине объявлен Годом Польши. Наши президенты могут немало говорить о сближении двух государств и двух братских народов, о стратегическом партнерстве и желании совместно двигаться в Европу, но в то же время есть реальное состояние сотрудничества в экономической сфере. "Ченстохова-2004" один в один повторяет "Тузлу-2003"".