"Демократия сама по себе не предполагает консенсуса": Интервью министра обороны Эстонии Маргуса Хансона ИА REGNUM
Маргус Хансон родился 6 января 1958 года в Тарту. Женат, имеет дочь и двух сыновей. Закончил Тартуский университет по специальности "финансы и кредит" в 1981 году. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике в Ленинградском институте финансов и экономики. С 1981 по 1994 год работал на различных должностях в Тартуском университете (от инженера до доцента), затем в банковских структурах. В 1997-2003 гг. был вице-мэром Тарту. В 2003 году избран в Рийгикогу (парламент), откуда в апреле того же года приглашен на пост министра обороны в правительстве Юхана Партса. Член Реформистской партии. Владеет английским, русским и финским языками.
Этой весной Эстония готовится вступить в НАТО. Как вы оцениваете в связи с этим степень готовности Сил Обороны Эстонии? Есть ли еще нерешенные проблемы?
Движение Сил Обороны в сторону присоединения к НАТО было быстрым и успешным. В сфере военного планирования мы привлекали экспертов НАТО. Нам было нужно добиться компетентности в области безопасности и военного строительства на всех уровнях, начиная с инструкторов в наших военных подразделениях и кончая самым высоким государственным уровнем. В отношении соединения со структурами НАТО у нас никаких сомнительных моментов нет. Взятые перед НАТО обязательства выполняются так, как предусмотрено планами.
Придется ли Эстонии в связи со вступлением в альянс отказаться от концепции тотальной обороны и перейти к принципу комплектования армии на профессиональной основе?
Совсем от призыва мы отказываться не собираемся, но количество призывников по сравнению с ранее запланированными цифрами мы собираемся уменьшать. На сколько именно - выясниться в феврале, когда будет готова программа развития Сил Обороны. В эстонскую концепцию тотальной обороны вносятся обусловленные присоединением к системе коллективной обороны изменения. Акцент поставлен на поддержание в соответствующем состоянии как военных, так и гражданских структур как в мирное время, так и в условиях войны, а также на интеграцию принципов, которые положены в основу программы принятия новых членов НАТО, в концепцию тотальной обороны.
Понятно, что состоящий из профессиональных солдат батальон со специальными снаряжением и транспортными средствами стоит больше, чем территориальные батальоны, подготовкой которых мы занимались до сих пор. Поэтому наши прошлые планы нужно критически пересмотреть и составить новые, которые соответствовали бы нынешней ситуации в сфере безопасности.
С какими странами НАТО Эстония наиболее тесно сотрудничает в сфере оборонной политики?
Из стран альянса самые тесные партнерские связи у нас с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией. С ними сотрудничество развивается в самых различных областях. Мы очень благодарны этим странам и за консультации и за материальную помощь, которую они предоставили в процессе перестройки наших Сил Обороны. Хорошая совместная работа связывает Эстонию и со многими другими странами-членами НАТО: рамочные соглашения о двустороннем военном сотрудничестве связывают нашу страну практически со всеми нынешними и будущими членами альянса. Для Эстонии также чрезвычайно важны в качестве партнеров и такие не входящие в НАТО страны как Финляндия и Швеция.
Насколько успешно и в каких областях Министерство обороны ЭР сотрудничает с Россией?
Двустороннее сотрудничество между Эстонией и Россией в оборонной сфере протекает не очень активно, но в последние годы заметны происходящие позитивные изменения. В Таллине работает военный атташе России, а в последние два году импульс развитию связей дала аккредитация эстонского военного атташе генерал-майора Антса Лаанеотса в Москве.
Позитивными моментами можно такие события, как визит в 2001 году в Эстонию российского военного оркестра, а в 2002 году - участие представителей России в первенстве мира по борьбе, проходившем в Эстонии. От сотрудничества в сфере так называемой "мягкой обороны" (soft security) шаг за шагом движемся к сотрудничеству в более серьезных областях (hard security). В июле 2003 года российские эксперты участвовали в проходившей в Таллине международной конференции по защите окружающей среды, а 5-15 сентября 2003 года два российских минных тральщика участвовали в проходивших в территориальных водах Эстонии международных учениях Open Spirit. Кроме того, взаимные визиты экспертов по контролю за вооружениями имеют место в рамках Венского соглашения.
Со своей стороны Эстония желает развития добрососедских и взаимовыгодных связей с Россией. Но при этом следует заметить, что для дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества в оборонной сфере необходимы позитивные подвижки в отношениях наших стран на уровне внешней политики. В 2004 году Эстония станет членом НАТО и Евросоюза, и поэтому вероятно Эстония и Россия начнут больше сотрудничать в форматах ЕС-Россия и НАТО-Россия. Эстония совершенно очевидно заинтересована в хороших и прагматических связях между Россией и НАТО, и Россией и ЕС.
С какими другими странами СНГ, помимо России, у Эстонии есть программы военного сотрудничества?
У Эстонии есть программы военного сотрудничества с Украиной и Грузией. Сотрудничество с Украиной очень активно развивалось в сфере ПВО и военной медицины, а также в области военного обучения. Что касается Грузии, то мы вместе с Латвией, Литвой и Великобританией организовали семинары, на которых Эстонии досталось освещение таких тем, как взаимодействие военных и гражданских структур, демократический гражданский контроль над военными, юридические вопросы, интеграция в НАТО, региональное сотрудничество, военное образование.
Как вы оцениваете несение службы эстонскими военными в так называемых "горячих точках" (Ирак, Афганистан)?
Задачей как роты ESTPLA-7 (под командованием капитана Киннунена), так и, с начала этого года, ESTPLA-8 (командир - капитан Мурулайу) является поддержание порядка в одном из самых неспокойных районов Багдада. В эту задачу входит поиски и конфискация незаконно хранимого оружия и борьба с контрабандой. Это нелегкая работа. Большая часть читателей даже не может себе представить, что означает патрулирование территории, где каждый день гремят взрывы, местные жители нападают на коалиционные силы, процветает преступность. Знаю, что работу наших солдат очень высоко оценивают американские военные, в составе частей которых служат наши парни.
За короткий период с начала года ESTPLA-8 83 раза патрулировал свою территорию как днем, так и ночью. Несколько раз наши солдаты участвовали в спецоперациях подразделений войск США. Это показывает, что нашим военнослужащим доверяют, а это говорит за себя больше, чем просто одобрительные слова.
28 января в Афганистане получившие ранения эстонцы тем не менее поспешили на помощь своим британским братьям по оружию и помогли их эвакуировать. Если солдат не только остается живым в битве, но еще и помогает остаться живым своему соратнику, то значит он справляется со своими задачами весьма успешно. В эстонском обществе отношение к посылке военнослужащих в Ирак и Афганистан весьма неоднозначно. Как вы прокомментируете внутриполитический резонанс этого решения?
Эстония привела себя к 2004 году в совершенно новую ситуацию в сфере политики безопасности. Это обстоятельство, которое нам разумно признать и с ним считаться. В то же время, это обстоятельство ничего не меняет в отношении демократического процесса принятия решений. Решение посылать или не посылать эстонских военнослужащих в зарубежные миссии принимает Рийгикогу. Рийгикогу избирается демократическим путем, и Рийгикогу, в свою очередь, выносит решения демократическим путем. Сама по себе демократия не предполагает консенсуса.