Дети Сибири посередине зимы: попрошайничают, торгуют, собирают бутылки, чтобы содержать пьющих родителей
Инспекторы отделения по делам несовершеннолетних (ОДН) линейного ОВД на станции "Новосибирск" отмечают тревожную тенденцию, наметившуюся в систематическом нарушении прав детей со стороны родителей и лиц, их заменяющих. В ряде случаев социальные роли подростков и их взрослых родственников поменялись кардинально. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, скудные семейные бюджеты малоимущих и бедствующих семей держатся исключительно на детских плечах.
Начало этой темы положила история, приключившаяся с четвероклассником Димой В., прибывшим в столицу Сибири из г.Искитима Новосибирской области. Отец мальчика работает на местном хлебокомбинате, мать оформляется на пенсию - она-то и послала малолетнего курьера за документами к старшей дочери, проживающей в Дзержинском районе. Безнадзорного мальчика сняли с электропоезда по прибытии в конечный пункт маршрута. Инспектор ОДН спросила путешественника: "Почему мама сама не поехала? - Да денег в доме нет, сэкономить решила на проезде. А я-то и зайцем могу проскочить". Когда вызвали в "детскую" комнату милиции на вокзале сестру, работающую, кстати, в детском доме, та возмутилась, что ее побеспокоили. "Ну и что, что ребенок из города в город ездит без присмотра. Он уже не первый раз за бумагами мотается".
В другом случае сестер Вику и Катю С., 12 и 15 лет, милиционеры заприметили на переходном мосту у вокзала Новосибирск-Главный. Девочки сгибались под тяжестью сумок. Развозя по деревням дешевенькие платки, носки, варежки и т.п., Вика и Катя зарабатывают на жизнь. Не учатся давно. Кроме того, сестры - полные сироты. Несколько лет назад семья С., только детей в ней было 7 человек, проживала в Киргизии. Там и произошла трагедия. В результате пожара выжили только Вика и Катя, обеих поместили в приют. Однако в Новосибирске отыскалась тетя, ставшая их опекуном. Сама тетя проживает недалеко от городской барахолки, где торгует. Похоже, девочки ей понадобились как раз для оборота товара. Когда безнадзорных сестер с нереализованными баулами привезли в дом опекунши, та ударила по лицу одну из девочек - с досады на то, что их трудовой день пропал.
О том, что такое оплеухи ни за что, знает Ваня В., 10-летний житель райцентра Болотное Новосибирской области. Каждый день он садится на первую электричку с мечтой - собрать денег на еду малолетнему брату и лечение матери, страдающей алкоголизмом. Как правило, собранной милостыни хватает только на водку отчиму. Чужой мужчина угрожает: "Вот не соберешь денег на выпивку - не пойдешь в школу!" Мальчик старается избежать незаслуженных оплеух, ходит по проходу вагонов и усердно клянчит. В ходе проведения операции "Электропоезд" попрошайку доставили в милицию. Поскольку родители за ним приезжать отказались, безнадзорника отправили в приют.
Диму 12 лет, и его 17-летнюю сестру Валю О. доставили в детскую комнату милиции за хождение по путям. Задержанные пояснили, что мама и папа каждый день отправляют их за милостыней - дома есть совершенно нечего. Семья О. прибыла в Новосибирск из Читы, где у них несколько лет назад сгорел дом. С тех пор скитаются в поисках лучшей доли. Осели под Новосибирском в селе Мошково, снимают у бабушки комнату. На работу родители нигде устроиться не могут, перебиваются случайными заработками. В соцзащите по месту жительства им посоветовали дождаться лета - летом прожить легче. Дети не обучаются - куда там: у Вали - 3, у Димы - всего 2 класса образования. Директор местной школы обещал принять меры, тоже, очевидно ближе к лету. Отец, приехавший забрать детей из ПДН, написал в объяснительной, что сам направляет их попрошайничать. "Пусть лучше они просят милостыню, чем воруют! - заявил папа. - Принимаем подаяние хлебом. Колбасу не ели несколько месяцев. Никто мне не помогает". Отец предупрежден за ненадлежащее воспитание детей.
За третьим попрошайкой, доставленным пару часов спустя - 12-летним Станиславом Б., прибывшим в Новосибирск из близко расположенного села за подаянием, приехал... персонаж из сказки. Но сначала инспектор выяснила, что мальчик тоже не обучается. По медицинским показаниям ему назначено домашнее обучение: два раза в неделю "домашника" посещает учитель, но ученика дома не застает. Ежедневно с утра до вечера ребенок ходит по электричкам, добывает пропитание для себя и 5-летнего брата-дауна. Отец сидит в тюрьме. А с мамой вот какие сложности: она инвалид, но не простой, а шибко верующий. Всю свою пенсию и детские пособия мамаша, как только получит на руки - так сразу несет в кассу некой секты, название и местоположение которой тщательно скрывает. Собираются материалы на лишение ее родительских прав. Дело это долгое - не один месяц сектантская казна будет пополняться за счет обделенных детей, т.е. государственный счет.... По вызову из ОДН забрать сына верующая мать пришла - и испугала всех находившихся в кабинете. Расписавшись в протоколе, косматая горбунья в черном, возмущенно шепелявя и заикаясь, взяла сына за руку и увела в неизвестность.
А вот Гену П. доставили вместе с родителями. Семья бродила в окрестностях вокзала в поисках бутылок. Эта семья пострадала от хулиганов. Проживали они в домике на остановочной платформе "Льнозавод" под Новосибирском, но к ним повадились ходить хулиганы, которые избивали родителей и отнимали деньги. Бросив дом еще и по другой причине - зарплату на льнозаводе не платят - семейство переместилось на одну из пустующих дач. Третьеклассник Гена на этом учебу закончил и стал помогать родителям в сборе бутылок - а потому на родителя составлен протокол по статье 5.35 Кодекса административных правонарушений РФ за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
На следующий день летопись новосибирского безнадзорного вокзального детства пополнилась еще одной историей. В детскую комнату постовые доставили необычного, в силу своего недуга, мальчика. Инспектор впервые столкнулась с подобной проблемой - глухонемой ребенок, замерзший и плачущий продавец сувениров. Поначалу мычание мальчика не давало никаких шансов на контакт, однако он оказался грамотным. В ходе переписки с ребенком выяснилось, что его зовут Димой Ш., ему 10 лет, живет в семье опекунов на Восточном жилмассиве, обучается в школе для слабослышащих. Мать недавно освободилась из мест заключения по приговору суда за продажу наркотиков. Диму, его малолетних брата и сестру, тоже глухонемых, приютила опекунша, которая освободившуюся квартиру семьи Ш. сдает внаем, предоставляя ночлег детям в своей квартире, где проживает со своими 5-ю детьми. Очень удобно - детские пособия и арендная плата идут в общий котел, а сами глухонемые дети 5 дней в неделю находятся на пансионе в школе для слабослышащих. Лишь на выходные их отпускают к опекунше. Так продолжалось до тех пор, пока мать-героинщицу не выпустили досрочно на свободу. В тот день она забрала из интерната простудившегося Диму якобы для лечения, а на самом деле они ходили по электричкам, продавая сувениры.
Самый одиозный случай, связанный с нарушением прав детей, произошел на маршруте электропоезда сообщением Ояш - Новосибирск. При обходе электрички в последнем вагоне милиционеры обнаружили Ваню Р. 15 лет, который вез в Новосибирск две объемные, полные пустой стеклотары из-под пива сумки, какие в ходу у "челноков". Неухоженный грязный подросток рассказал, что таким образом он зарабатывает деньги на содержание 5 меньших братьев и сестер. Ванины родители пьют, старший 17-летний брат живет в местном специальном коррекционном интернате - а потому Ваня ходит в лес и прокрадывается в привокзальную "углярку" за топливом для растопки печи. Зимой мальчик чистит за символическую плату снег во дворах, летом - копает, полет, помогает сельчанам собирать урожай. Собирает круглый год бутылки, которые в деревне сдать некуда. Мальчик отлично разбирается в марках стеклотары, знает, в каком новосибирском киоске больше денег дают за темные "чебурашки". "Вот сдам бутылки, - мечтает мальчик. - Куплю крупы, буду сестер кормить. Они у меня маленькие еще...".... Удивительное дело, по прибытии электрички в Новосибирск инспекторы помогли маленькому добытчику управиться со стеклотарой. Встали с ним в очередь к киоску и выручили 30 законных рублей на семейный бюджет. После оформления необходимых документов счастливого обладателя тридцатки отправили в приют "Снегири", где подростка отмоют, подкормят и отправят с провожатым домой.