Пролетариат США перед выбором: работа или зарплата
Введение в США системы обязательного медицинского страхования, получившей название Obamacare, вызвало к жизни серьезный казус, когда низкооплачиваемая часть работающих не могла себе позволить выплаты по медицинским страховкам, с одной стороны, — оказывалась под давлением системы штрафов за отказ от Obamacare с другой.
Администрация Барака Обамы в ответ на критику с этой стороны с гордостью указывала, что законодательно закрепленная минимальная заработная плата в стране растет, и работодатель просто вынужден будет платить работнику столько, чтобы он мог себе позволить вернуть эти деньги государству в виде платы за медицинские сервисы.
На этой неделе американское Министерство труда проанализировало опыт нескольких крупных городов, где проблема низких заработных плат обострилась в связи с обязательными выплатами по Obamacare до уровня социального кризиса. Города попробовали решить ее тем, чтобы ввести «больше социализма» — а именно директивно поднять уровень минимальной заработной платы.
Экономика немедленно отреагировала так, как предсказывали эксперты в области труда: вы, разумеется, можете заставить кого-то заплатить работнику больше, — но только тогда, когда к тому же еще и заставите нанять его на работу.
Вашингтон: уход в стагнацию
Данные из округа Колумбия являются наиболее надежными, поскольку они четко привязаны к городской черте, совпадающей с границами округа.
Последние цифры занятости показывают, что прирост рабочих мест застопорился в столице страны в 2015 году, — в четвертом квартале данные по занятости в гостиничном секторе, где наибольшее использование работников с минимальной заработной платой, практически не изменились по сравнению с годом ранее.
Это вовсе не сохранение тенденции, а резкий откат от роста в 3% привлечения на работу в 2014 году. На практике это означает, что вашингтонские рестораны, отели и другие работодатели отказались в прошлом году от планов создания 2000 новых рабочих мест. Что вовсе мелочь в городе с индексом безработицы в 6,6%, на четверть выше, чем в среднем по стране.
Сроки рецессии с точностью до недели совпадают с повышением властями Вашингтона минимальной заработной платы всего на один доллар до $10,50 в час в июле прошлого года.
Чикаго: двукратное замедление
Чикаго встретил в 2015-м самый низкий рост числа рабочих мест с 2009 года. Ежегодный прирост занятости составил в среднем лишь 1,1% с октября по декабрь, что менее половины темпов 2014 года.
И снова Минтруд США четко обозначает причину. Директивное увеличение официально разрешенной минимальной заработной платы в Городе ветров — на $1,75, до уровня $10 в час — вступило в силу в июле. Впереди уже объявленное увеличение минимальной заработной платы в городе до $13 к 2019 году, и эксперты министерства не берутся предсказать цифру снижения числа рабочих мест, обозначая в докладе, что это снижение «будет весьма значительным».
Сан-Франциско и Окленд: обновлены пятилетние минимумы прироста рабочих мест
Число рабочих мест в гостиничном секторе Залива упало до пятилетнего минимума после того, как в Сан-Франциско и Окленде был принят популистский закон о «самой высокой общегородской минимальной заработной плате в стране». Законодатели гарантировали $12,25 в час весной прошлого года. Правда, не уточнили, куда за этой заработной платой обратиться.
Между тем предложения такой же работы в остальной части Калифорнии не только не сократились, но выросли на 4,8% в прошлом году, — там, где минимальная заработная плата в целом на $3,25 ниже, чем в Окленде и Сан-Франциско.
Лос-Анджелес: снижение не только занятости, но и всей отрасли в целом
Законодатель Лос-Анджелеса тоже постарался подарить городу свой рекорд, отраслевой: потребовал для работников отелей гарантированную самую высокую зарплату в США. В конце 2014 года городской совет Лос-Анджелеса выпустил постановление, что гостиницы, в которых есть по крайней мере 300 номеров, обязаны платить работникам не менее $15,37 в час.
Экономика отреагировала немедленно: снижение валового отраслевого продукта в штате составило в среднем 0,8% в годовом выражении. Это первое такое снижение с кризисного 2009 года.
Сиэтл: ресторанные эксперименты
Прирост числа рабочих мест в ресторанах Сиэтла составил всего 1,8% — по сравнению с 4,6% роста годом ранее. Для ресторанов города это стало худшим годом для занятости с 2009-го.
Между тем в остальной части штата Вашингтон прирост числа рабочих мест в ресторанной занятости не только не сократился, но вырос до 6,3%.
Причина та же.
Законодательно утвержденный размер минимальной заработной платы вырос в апреле прошлого года с $9,47 до $11 в час для компаний отрасли (ресторанных сетей) с числом сотрудников более чем 500. Для небольших работодателей, частных ресторанов, минимальная оплата труда выросла чуть меньше, но все же до $10.
Через несколько недель запланирован новый рост — уже до $10,50, или $12 для сотрудников, которые не получают медицинскую страховку работодателя, — кивок в сторону Obamacare.
Как это скажется на занятости в ресторанах Сиэтла, пока неизвестно, но то, что рост числа рабочих мест еще более замедлится, уже очевидно.
Не нужно обвинять городские власти в глупости или некомпетентности — каждый из этих городов, как и сотни других в США, остался один на один с проблемами самых низкооплачиваемых работников после введения на общефедеральном уровне закона об обязательных отчислениях Обаме… то есть Obamacare.
Инвестиционных ресурсов у городов в отраслях гостиничного и ресторанного бизнеса немного — это не наукограды строить или стартапы привлекать; отрасли консервативны и инерционны.
Вот и попробовали городские власти использовать те рычаги, которые у них есть, — попросту заставить работодателя оплачивать из своего кармана вместо работника новый «налог», придуманный в Белом доме.
Что из этого получилось — понятно из доклада Министерства труда.