Корреспондент ИА REGNUM встретился с лидером приморского отделения СПС Николаем Морозовым.

Николай Александрович, расскажите о дальнейших планах и проектах СПС?

Через несколько дней будет съезд, на котором и будет все решаться. А в конце декабря был политсовет, основная идея которого была в том, чтобы объединиться с партией "Яблоко", и выдвинуть общего кандидата на президентские выборы, который однозначно должен был быть не одним из нынешних лидеров партий. Потом "Яблоко" отошло от этих договоренностей, решения по этому вопросу так и не принималось, поэтому мы решили не участвовать в выборах. Сейчас выдвинулась Ирина Хакамада, и очевидно она будет поддержана съездом СПС. Скорее всего, по крайнее мере в ближайший год объединения с "Яблоком" не произойдет.

Ирина Хакамада выдвинула свою кандидатуру на президентских выборах, прокомментируйте ее шаг?

План был таков, и он на самом деле очень простой, если взять, к примеру, Владивосток, то СПС и "Яблоко" набрали вместе 20% голосов, при том что явка была на 10% ниже, чем в 1999 году. И понятно, что только благодаря низкой явке по России, СПС и "Яблоко" не получили нужного количества голосов, так как при такой явке не приходит как раз правый избиратель, то есть средний класс. Но даже при такой низкой явке, по Владивостоку правые партии набрали большинство, потому что это равно результатам и ЛДПР, и "Единой России". Вполне логично было бы объединиться на президентских выборах, и поскольку избиратели устали от нынешних лидеров: от Немцова, от Явлинского, нужно было найти какого-то символа, который бы отвечал ожиданиям наших избирателей, и это, несомненно, должен был быть какой-то молодой политик. Рассматривалась кандидатура Владимира Рыжкова, но он несколько невнятен и нехаризматичен, была также кандидатура Федорова, президента Чувашии. Понятно, что речь о победе не шла, но речь идет о том, что есть избиратели, неважно 10 это или 20 %, есть люди, которые хотят видеть перспективы, у которых есть свое мнение, и хорошо бы чтобы оно тоже учитывалось. Символом олицетворения этого мнения должен был быть единый кандидат. К сожалению, не получилось, раз не получилось такого единого кандидата, "Яблоко" ушло в такую жесткую позицию, бойкотирования выборов, то Хакамада приняла решение, мотивировав тем, что раз мужики не могут договориться, то все равно кто-то должен делать шаг вперед, бросать вызов, вот и оказалось, что это женщина. На мой взгляд, для нее это вполне логичный шаг, для СПС я считаю тоже. Понимаете ситуация такая, что совершенно не важно сколько она получит, конечно, чем больше, тем лучше, хотелось бы чтобы это было 10-20%, но если там будет 5-7, то разницы нет. Потому что люди, которые, скорее всего, на выборы не пойдут, так как считают что все предопределено, по крайней мере они будут знать что-то кто-то пытается выражать их мнение, поэтому я считаю что этот шаг правильный. И в выборах надо участвовать.

Почему же все - таки СПС не пришло к единому мнению с "Яблоком"?

Несомненно, это очередная позиция лидера "Яблоко". Дело в том, что мы не раз предлагали "Яблоку" объединиться, еще летом прошлого года, и несомненно, если бы это произошло обе партии были бы сейчас в парламенте, а получилось так, что ни одна не прошла. Тогда против объединения выступил Явлинский, поставив условие, чтобы в СПС не было Чубайса. Чубайс сказал, что готов уйти из СПС, но после этого все равно объединения с "Яблоком" не произошло. Результат был виден в декабре, когда проиграли и те? и другие.

Как, по вашему мнению, скажется на работе Госдумы отсутствие "правого крыла"?

Однозначно, что дума сейчас абсолютно управляемая. "Единство" согласитесь, что это не партия скорее, а технологический проект. Сейчас сформировано абсолютное большинство в 300 голосов, и важно даже не то, что там абсолютное большинство, важно то, что первое, что было сделано - это изменен регламент, фактически любой вопрос оппозиции, не может пройти через совет, так как там тоже абсолютное большинство, и он не может даже пройти в повестку дня. Дума стала абсолютно не самостоятельна, и в таком случае участие правых фракции в думе, возможно, было бы даже во вред идеологии либерализма, потому что ничего нельзя было бы изменить. Если бы обе правые партии набрали 5%, то было бы 30-35 голосов в думе, которые никакого бы влияния на принятие решения не имели бы. Поражение, во-первых, заслуженное, на перспективу оно лучше, чем, если бы мы одержали победу с 17 голосами в парламенте. Проигрывать, так проигрывать полностью.