"Нападающий получает кое-какие преимущества. Но что дальше?" Интервью министра обороны Абхазии Вячеслава Эшба ИА REGNUM
Каковы перспективы комплектования вооруженных сил Абхазии. Будет ли основной вектор их развития направлен в сторону профессиональной - кадровой подготовки?
Обязательно. В этом году, да и, в принципе, с каждым годом мы пересматриваем и совершенствуем свои подходы к кадровой политике. Этот аспект не будет уменьшаться, и даже в некотором роде увеличиться. Молодые люди проходят срочную службу и уходят в запас - так бывает в любом государстве. Вопрос вовлечения резервистов именно в действующую армию в случае осложнения обстановки пересматривается в сторону перехода к кадровой армии, и, я бы даже сказал, к армии профессиональной. Мы уже готовим спецподразделения, которые несут службу в вооруженных силах на контрактной основе - эта схема оправдывает себя.
И экономически оправдывает?
Абсолютно верно. Если в прошлые годы для выполнения определенных задач в горах или Кодорском ущелье мы привлекали огромное количество резервистов, то совсем иным делом будет привлечение туда подготовленных профессиональных людей. Во втором случае, можем смело сказать, что рота способна заменить полк.
Военно-морские силы Абхазии находятся ли в каком-то соприкосновении с военно-морскими силами Грузии?
Наши военно-морские силы расположены по линии разграничения, которая проходит по каналу на востоке Абхазии. Военно-морские суда нашей республики туда не заплывают, они несут дежурство в территориальных водах.
Часто поступает информация о задержании грузинских ВМС кораблей идущих из Абхазии. Например, турецких судов, которые ведут торговлю с Абхазией. В каких они водах задерживаются?
Они всегда задерживаются в нейтральных водах. Насколько я информирован, последнее задержание произошло в ночь с 3 на 4 января. Судно было задержано на траверзе Пицунды в удалении 38 миль. К большому сожалению, вести боевое дежурство в сегодняшнем нашем положении, имеется в виду и политическое и экономическое положение, мы не в состоянии. Вдобавок, существуют реальные силы, не позволяющие нам защищать свои интересы в нейтральных водах.
У Абхазии есть планы укрепления военно-морских сил?
Безусловно, план есть - он выполняется и последовательно наращивается. У нас нет такого спонсора как у грузин - хорошего. Весь мир, конечно, знает, что Грузии предоставлено - ни много, ни мало - 64 млн. долларов. Даже немного завидно, что Грузии оказывают такую огромную помощь. Нам, кончено, никто ничего подобного, будем говорить прямо, не передает. Абхазский флот во время войны состоял из небольших торговых судов - сухогрузов, барж, на которых были установлены артиллерийские установки, зенитные установки, ракетное вооружение, делалась соответствующая броня. Есть несколько небольших боевых кораблей, и стационарные установки, опорные пункты. Береговая артиллерия также входит в состав военно-морских сил.
Как вы оцениваете нынешнюю боеспособность грузинской армии в сравнении с войной 1992-1993 гг.
Конечно, она теперь выше.
За счет чего? Ведь американцы обучили всего только один батальон.
Давайте будем говорить откровенно. Хотя мы и говорим, что это всего один батальон, но если его рассредоточить, и придать силы отдельным командирам, это многое может значить. С другой стороны, ведь что такое армия - это большой комплекс, это - люди и оружие. У Грузии довольно неплохое вооружение, и люди найдутся. Конечно, на данном этапе их боеготовность повысилась, но и наша не упала. Конечно, если брать период начала военных действий - 1992 год и сопоставить с сегодняшним положением дел, то наше положение в этом плане было очень тяжелое. Хотя с другой стороны, тогда Грузия тоже обладала не плохим потенциалом, но чем все закончилось - общеизвестно.
Насколько с военной точки зрения обосновано заявление Михаила Саакашвили о том, что он готов вернуть в лоно Грузии Абхазию и Южную Осетию?
Это, конечно, политическое заявление. Является ли Абхазия составной или неотъемлемой частью Грузии, являлась ли когда-нибудь? Все прекрасно знают, что нет. И если Тбилиси хочет сохранить "территориальную целостность" с учетом Абхазии, то это, конечно, можно сделать только военным путем. Вот откуда берется такая риторика. Но сила силе рознь. То есть, физически или военным путем этого можно достичь на один день, на один год, может на два, но удержать и сохранить - невероятно.
То есть соотношение вооруженных сил Грузии и Абхазии таково, что, по крайней мере, на первом этапе возможных военных действий Абхазии будет сложно противостоять?
С точки зрения военного искусства, нападающий на первом этапе получает кое-какие преимущества. Точно также они в свое время дошли до Сухуми, до Красного моста, точно также они высадили десант в Гагры и перекрыли границы. В некоторых направлениях мы даже не будем прикладывать особо больших усилий, дабы избежать больших потерь. Все это - дела военные. Тот, кто начнет первым - получит определенный успех, но что дальше?