Трехпартийная диктатура: властные партии Эстонии устанавливают "новый порядок"
Политически 2003 год был в Эстонии напряженным и полным неожиданных поворотов в событиях. Перечислим самые важные из них - парламентские выборы, провал на выборах старых русских партий, бойкот Центристской партии при формировании правящей коалиции, приход к власти Res Publica, участие в военной операции США в Ираке, первые уличные выступления русской молодежи и последовавшие за ними репрессии, уход с политической арены министра финансов и лидера партии Res Publica Тынисса Пальтца, еврореферендум, правительственный кризис, инициированный лидером Народного союза Виллу Рейльяном и провал налоговой реформы, на которой настаивал лидер реформистов Сийм Каллас. Можно сказать, что многие события этого политического года будут определять политическое лицо страны в течение многих лет. Одна тенденция прошедшего года, имеющая судьбоносное значение, выражена в процессе консервации сложившейся политической системы страны.
Ранее в Эстонии были приняты законы, фактически вводящие преимущество крупных партий в политической деятельности: к ним относится запрещение создания избирательных союзов граждан и формирование выборных межпартийных блоков. Но наиболее активно эти процессы стали идти после парламентских выборов 2003 года. При наличии противоречивого состава коалиции, Юхан Партс свел роль премьер-министра к контролю за выполнением межпартийного коалиционного договора и фактически отдал процесс формирования правительства и управления страной партийным верхушкам. Ряд крупных специалистов ушел в тень, не желая принимать участие в "слабом" по их мнению, правительстве Партса. На должности министров были выдвинуты партийные функционеры из второго эшелона, порой абсолютно лишенные профессиональной подготовки и образования, роль которых - выполнять решения партийных лидеров под присмотром комиссаров, "политических советников" от партий, выдвинувших их на этот пост (кстати труд этих партийных работников оплачивается соответствующим министерством из бюджета, подобная система партийных комиссаров, парторгов, "секретарей партийных организаций" КПСС на предприятиях существовала только в СССР).
В результате в правительстве появились откровенно комические персонажи. К ним стоит отнести Кена-Мартина Вахера, министра юстиции от партии Res Publica, который, кроме постоянных инициатив о суде над коммунизмом, что уже вызвало негативное отношение в толерантном ЕС, стал ярым защитником курдского языка в Турции и борцом с дискриминацией эстонского языка в Европе. Откровенный нонсенс произошел с министром экономики и связи от партии Реформы Меэлисом Антоненом, когда выяснилось что экономика страны - в руках человека с тремя неоконченными высшими образованиями, причем максимально министру удалось продвинуться лишь в изучении филологии, - на целых три семестра. Партийные министры и высшие чиновники, служат постоянным источником скандалов. Например, министр юстиции, шеф полиции и спикер парламента, являющиеся представителями и источниками законности, злостные лихачи на дорогах, и регулярно выплачивают штрафы за превышение скорости, а бывший министр финансов вынужден был покинуть пост в связи с подозрением в неуплате налогов. Такое "усиление партийного руководства" снизило эффективность управления государством, а компромисс партийных разногласий, выраженный в бюджетах страны и ее столицы, делают их, по оценкам экономистов, практически невыполнимыми. На этом фоне главным политическим событием конца 2003 года стал не рожденный в предкризисных муках эстонской партократии бюджет, а проведенная парламентом (в виде закона о финансировании партий) консервация самой партократической системы. Причем если бюджеты можно будет, в крайнем случае, подкорректировать или пополнить за счет стабилизационного фонда, то последствия принятого закона будут сказываться на жизни Эстонии многие годы.
Кратко напомним содержание закона - он запрещает политическим партиям принимать пожертвования от фирм. По закону, доходы партий складываются только из членских взносов, пожертвований частных лиц, полученных из госбюджета средств и из средств, полученных от продажи партийного имущества. Не попавшие в парламент партии, собравшие 1-4 процента голосов, будут получать по 150.000 крон в год, 4-5 процентов - по 250.000. Шесть парламентских партий получат в следующем году 60.000.000 крон, которые распределятся в зависимости от количества мандатов в парламенте. Контроль над финансовыми поступлениями в парламентские партии будет передан в руки антикоррупционного комитета в самом парламенте. Это позволит большим партиям проводить удобную финансовую политику и распоряжаться денежными средствами по собственному усмотрению. Получается, что властвующие партии будут контролировать сами себя.
По мнению малых парламентских партий, в результате действия такого закона нынешние крупные партии получают явные финансовые преимущества, что позволит им развернуть на следующих выборах активную рекламную кампанию и вновь собрать много голосов. Даже не вникая в суть закона видно, что он дает преимущества существующим парламентским партиям и фактически отсекает от возможности прохождения в парламент новые политические образования граждан. Исключается приход в политику новой крупной партии, подобной правящей Res Publica, которая была создана на деньги крупных фирм всего два года назад.
Подобный закон имеется и в других странах, но там он уравновешен законом о выборах. Например, в Финляндии, которая тоже финансирует политические партии из бюджета, во время выборов избирательные комиссии централизованно закупают необходимые для проведения рекламной компании медийные носители и равномерно распределяют их между участниками выборов, тоже за счет бюджета. По эстонскому законодательству, только за право участия в выборах партия обязана выплатить залог в 500.000 крон. По предложенному законом порядку, вновь образованные партии, не участвовавшие ранее в выборах, вынуждены будут собирать их из пожертвований частных лиц, что автоматически увеличивает сумму на 60%, так как частное лицо будет обязано заплатить с этих средств налоги. Парламентские партии просто получат эти деньги из бюджета. Согласно закону, Центристская партия и Res Publica будут получать из бюджета примерно по 13.500.000 крон в год, что даст им возможность содержать аппарат, уездные организации и практически монопольно использовать СМИ в ходе предвыборной компании, учитывая, что бюджет их парламентской кампаний на прошлых выборах составлял примерно 15.000.000 крон. Малые парламентские партии, получая менее 3.000.000 крон и учитывая равные затраты на аппарат, с трудом смогут оплатить даже небольшую PR-компанию.
По мнению наблюдателей, принятый Закон о партиях расчищает политический ландшафт Эстонии для трех крупных партий, - Res Publica, Центристов и Реформистов, которые будут составлять лицо эстонского парламента и эстонской политики. Тийт Тоомсалу (Tiit Toomsalu), председатель непарламентской партии - Эстонской социал-демократической партии труда (ESDTP), категоричен в своих оценках принятого закона. "Это игра в одни ворота! Закон позволит крупным партиям вообще обойтись без спонсорских денег, опираясь лишь на поддержку госбюджета. Политику невозможно делать без денег, а потому ограничения в отношении малых партий не позволят им проводить масштабную предвыборную кампанию" - заявил он ИА REGNUM. Тоомсалу также предрек утверждение в Эстонии трехпартийной модели.
Другая законодательная инициатива позволит партиям, входящим в парламент, избавиться от последнего ограничивающего их всевластие органа власти - президента и сконцентрирует в руках парламентской коалиции всю полноту власти. Конституционная комиссия парламента начнет обсуждать пакет поправок к поправке, устанавливающей прямые выборы президента. Согласно проекту, президент будет, например, лишен права отказаться провозгласить закон. Президент также будет лишен полномочий инициировать изменения в конституции - эта привилегия переходит в руки 20% состава парламента. У президента будут отняты все полномочия, связанные с обороной, и он не будет более являться верховным главнокомандующим. Делать предложения парламенту об установлении военного положения, объявлении мобилизации и демобилизации сможет лишь премьер-министр, но не президент, как сейчас. Президент не сможет больше выдвигать кандидатуру командующего Силами обороны - это будет делать правительство. Армия, согласно проекту, полностью перейдет в подчинение парламента. Таким образом, всенародно избранный президент будет иметь меньшее влияние на жизнь государства, чем выбранный парламентом.
В принятой в мире системе обозначений, после вступления этого закона в силу, учитывая уже принятую систему бюджетного финансирования политики, Эстонию можно будет охарактеризовать как "плутократическую республику". Эти меры завершат процесс превращения страны в акционерное общество успешных политиков. Нововведения парламентариев создают в стране режим управляемой политическими олигархами псевдодемократии, и устанавливает блок для нормального развития политической системы страны. Уже сегодня крупные партии считают, что им можно в Эстонии все, вплоть до доступа к личной жизни жителей. Предлагавшийся парламентскими партиями закон позволял любой парламентской партии получать из регистра населения любые данные, причем бесплатно - и не объясняя, зачем это нужно. На третьем чтении в парламенте этот закон недобрал всего два голоса. То, что этот закон, выдвинутый Центристами и Реформистами, вступал в противоречие с Европейской конвенцией Совета Европы о защите основных прав и свобод, не смущало представителей этих партий, имеющих богатый опыт в нарушении основных прав человека. При этом интересно отметить, что в процессе упрочнения позиций партократии правящие Res Publica и Реформа успешно сотрудничают с оппозиционными Центристами, обеспечивая всем законам, усиливающим позиции партий, абсолютное большинство в парламенте.
Ряд эстонских политологов уже отмечал сходство происходящей в Эстонии замены демократических процессов на партократическое управление с действием пресловутой шестой статьи конституции СССР, с той единственной разницей, что раньше была одна КПСС - КПЭ, а теперь ее заменили партии, входящие в правящую коалицию. Первыми жертвами партократии стали уездные старейшины, избранные по спискам избирательных союзов граждан, но часто попадавшие в ситуацию, когда Таллин рекомендовал им или определиться политически, вступив в одну из правящих партий, или покинуть пост, а "партийные" местные самоуправления, утверждавшие бюджет, практически парализовывали их работу. Например, местные самоуправления и государственные учреждения в Эстонии практически всегда обходят Закон о госзаказе с целью отдать подряды своим людям, обычно соратникам по партии или близким к партиям бизнесменам. С целью обойти закон чиновники, являющиеся партийными назначенцами, разделяют подряды на строительство на несколько частей, поскольку небольшие госзаказы можно распределять без конкурса. В результате, как признают сами строительные фирмы, в Эстонии практически не бывает госзаказов, которые не распределялись бы между своими людьми на основе неких внутрипартийных или межпартийных договоренностей. Не стерпев подобной ситуации, из партии Исамаалийт вышел один из партийных столпов Выруского уезда Меелис Мунски. Свой выход из партии Мунски обосновал тем, что "не хочет быть соответчиком за сомнительные, находящиеся на грани законности решения". Причиной для такого высказывания послужило решение Выруской городской управы и городского собрания о распределении бюджетных подрядов без проведения конкурса. Старейшина Пярнусского уезда смог сохранить работу, предав гласности факты партийного шантажа со стороны реформистов и Res Publica, но, по мнению политиков, его карьеру можно считать законченной.
Критикуя торжество партийного диктата над принципом народовластия "депутат не связан мандатом", комментатор портала DELFI, пишущий под псевдонимом musashimaru, приводит многочисленные факты, когда партийная дисциплина ущемляла права депутатов и госслужащих. Там же приведено высказывание ранее известного политика Юло Нугиса, который писал поводу своего исключения из Коалиционной партии следующее: "Когда легко внушаемые партийцы спрятались за спины противников перемен, в партии появилась монополия власти. Разнообразие мнений было принесено в жертву на алтарь власти, что привело к созданию своего кодекса поведения, сходного с круговой порукой заговорщиков. Тех, кто нарушит законы "триады", ждет жестокое наказание, поэтому меня и исключили из партии". Из материалов статьи важно отметить попытки переноса сложившегося в партиях закона "триад" на органы власти, что нарушает право общества на получение информации, которое в Эстонии никаким законом не зафиксировано, но пока подразумевается. Особенно в этом, по мнению автора, преуспевает партия Res Publica, провозглашавшая принципы "новой политики": "Партсу, например, принадлежит и следующее высказывание: "Мы должны хранить ценности Республики как зеницу ока и не разменивать их на мелочи". Если вспомнить, почем покупались голоса на внутрипартийных выборах Республики, то цена этим "ценностям" известна. Что не помешало, однако фракции Республики в Таллинском горсобрании внести проект дополнений к Уставу города в виде кодекса этики. Статья на партийном сайте называлась "Таллинская горуправа сказала "нет" этике". По поводу самого кодекса сказано следующее: "Кодекс этики содержит нормы поведения для всех членов городского собрания и управы, в случае неисполнения которых соответствующий политик должен подать в отставку. В Республике такой кодекс принят, и все члены Республики обязаны его соблюдать". Вспомним, что ссылки на этот кодекс нам уже встречались выше - "все конфликтные вопросы решаются внутрипартийно, а не на газетных страницах". "Партийная этика чрезвычайно отличается от общечеловеческой и обнаруживает в себе явные признаки двоемыслия", - пишет мusashimaru.
Комментатор отмечает, что, в случае конфликта личности и партии, о равенстве сторон в Эстонии говорить не приходится. Адекватно ответить партии исключенный из нее человек уже не в состоянии; на вступившем в ряды другой партии тут же выжигается клеймо "перебежчик". При исключении личности из партии, партия обладает мощными ресурсами для исключения личности из политики вообще. Отмечая указанную нами раньше тенденцию получения чиновничьих должностей в строгом соответствии с партийной принадлежностью мusashimaru признает, что чиновник - член партии "практически не защищен от увольнения: виноват, исключения. И если Закон о трудовом договоре дает работнику достаточные гарантии и компенсации, то исключенный из партии политик должен вновь начинать свою политическую жизнь даже не с нуля, а из глубокого минуса. При этом общество не гарантирует честному политику страхования от политической безработицы, даже при условии, что как раз из-за защиты общественных интересов он и пострадал. Тут есть над чем подумать, так как хочется все-таки, чтобы нами управляли честные и профессиональные, желательно яркие политики. Личности, а не партийный компост, из которого произрастают тираны".
Остается только напомнить, что один из предвыборных лозунгов Res Publica, в переводе на русский звучал как "Новый порядок". До боли знакомое выражение, учитывая дружбу министра юстиции от этой партии с ветеранами Waffen SS, установку памятника нацистам в Пярну, предвыборный ролик Эдгара Сависсара, выступающего в образе шефа Гестапо и последние тенденции в политике. Все это должно звучать крайне настораживающее для Европы и для России.