Приднестровье наложило запрет на вывоз российского вооружения? Молдова за неделю
Приднестровье наложило запрет на вывоз российского вооружения? Приднестровье больше не признает молдавские документы. Президент Молдовы подвел итоги года. Молдова накануне парламентских выборов. Страна-потребитель с задатками труженика. РАО "ЕС" и "Газпром" обошла "Saint Gidon Invest". Воронин напомнил Илиеску о Чаушеску.
Приднестровье наложило запрет на вывоз российского вооружения?
Администрация непризнанной Приднестровской республики наложила запрет на вывоз российского военного имущества. Как передает агентство "ИНФОТАГ", об этом официально объявлено в Тирасполе. В обнародованном заявлении администрации ПМР говорится, что "вывоз российского военного имущества приостановлен как минимум до 8 января 2004 г.". Предполагается, что к этому времени, после новогодних и рождественских праздников, которые здесь отмечают по старому стилю, лидер Приднестровья Игорь Смирнов выступит с более детальным обоснованием принятого решения.
Администрация Приднестровья мотивирует принятое решение "сложной ситуацией, когда власти Молдовы ставят под угрозу безопасность жителей региона", отмечает "ИНФОТАГ". "События последних месяцев показали, что руководство Молдовы беззастенчиво обманывало и международное сообщество, и гарантов, и посредников переговорного процесса. Подписание меморандума, который мог реализовать федеративную идею и положить конец противостоянию, сорвано президентом Молдовы. Более того, на протяжении последних месяцев в Кишиневе при видимом бездействии и скорее при содействии властей последовательно развертывается ярая националистическая истерия", - говорится в заявлении.
Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова выразил сожаление по поводу решения администрации Приднестровья о приостановлении процесса вывоза российского вооружения и боеприпасов. "Приостановка вывоза, предпринятая тираспольскими властями, нагнетает и без того непростую обстановку в этом регионе. В последнее время руководство непризнанной ПМР предприняло ряд мер, направленных на дестабилизацию и обострение ситуации. Все эти шаги не повышают уровень доверия между сторонами и существенно осложняют переговорный процесс", - отметил Шова.
В штабе Ограниченной группы российских войск в Приднестровье воздержались от комментариев относительно принятого решения, сообщает "ИНФОТАГ". Согласно утвержденному в ноябре плану-графику, на новогодние и рождественские праздники предусматривался перерыв в процессе вывода российских войск.
Президент Молдовы Владимир Воронин убежден, что России и международному сообществу удастся найти рычаги воздействия на лидеров Тирасполя, чтобы убедить их не препятствовать эвакуации российского вооружения из Приднестровья. Он отметил в интервью молдавскому телеканалу NIT, что вывоз российского вооружения из Приднестровья "не должен быть разменной монетой Игоря Смирнова". "Опасно оставлять эту игрушку (вооружение - прим. ИА REGNUM) в руках Смирнова. Его команда, противодействуя вывозу вооружения, продлевает удовольствие, полагая, что присутствие вооружения в регионе дает ей какие-то гарантии. Ничего, кроме проблем, это вооружение им не гарантирует", - заявил Воронин. Он убежден в том, что урегулирование приднестровской проблемы будет шагом вперед по пути интеграции Молдовы в Европейский союз. Президент отметил, что эта проблема уже не является лишь местной проблемой, в ее разрешении заинтересованы ЕС и НАТО, которые в ближайшее время расширят свои границы до Прута.
Воронин опроверг слухи о приостановке переговорного процесса. "То обстоятельство, что не удалось подписать меморандум, предложенный Россией, вовсе не означает стагнации. Обсуждая этот документ, мы нашли решения по многим вопросам, что очень важно и является серьезным шагом в урегулировании приднестровской проблемы", - сказал Владимир Воронин.
Миссия ОБСЕ в Республике Молдова твердо остается на своих прежних позициях. Она считает, что Россия должна вывезти свои войска и вооружение из Приднестровья, и надеется, что Москва найдет возможности преодолеть все препятствия на пути выполнения своих международных обязательств. Как сообщает БАСА-пресс, с соответствующим заявлением выступил руководитель службы по связям с общественностью Миссии ОБСЕ в Кишиневе Клаус Нейкирх в ответ на демарш Тирасполя, наложившего очередной запрет на вывоз складированных в Колбасне российских боеприпасов. "Объявленный в порядке временной меры, до 8 января 2004 года, этот запрет не является для нас сюрпризом, особенно если учесть, что до этой даты любые важные мероприятия приостановлены в связи с зимними праздниками. Что произойдет после - поживем, увидим. Надеемся, однако, что вывозу российских вооружений и боеприпасов не будут чиниться препятствия политического характера", - уточнил Нейкирх.
Тираспольская администрация опровергла информацию, согласно которой введен запрет на вывоз российского вооружения и боеприпасов из Приднестровья. В комментарии агентства "Ольвия-пресс" сообщается, что никакого решения по этому вопросу пока не принято, несмотря на то, что ранее Игорь Смирнов заявил о возможном пересмотре отношения к вывозу вооружения. Согласно агентству, перерыв в этой работе вызван зимними праздниками.
"Ольвия-пресс" также отмечает, что в последние дни из Кишинева все чаще звучат резкие высказывания в адрес Тирасполя, связанные с вопросом вывоза вооружений. "Даже сама возможность приостановки этого процесса не на шутку обеспокоила молдавскую власть и ее заокеанских кукловодов. Первым с комментариями по этому поводу выступил министр реинтеграции Молдовы Василий Шова. Он заявил, что приостановка вывоза "нагнетает и без того непростую обстановку в этом регионе". По мнению Шовы, такое решение "существенно осложняет переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем". Подобные высказывания странно слышать из уст политика, который по долгу своей службы обязан быть хотя бы компетентен в делах приднестровского урегулирования. Какими осложнениями в переговорном процессе может грозить молдавский министр, если всего месяц назад его президент своим отказом от меморандума не только полностью блокировал этот процесс, но и разрушил весь переговорный механизм между сторонами?
Еще более странно слышать из уст молдавского чиновника слова о нагнетании обстановки. Целым рядом последних шагов - начиная с провала меморандума и заканчивая недавним награждением участников вооруженной агрессии против приднестровцев в 92-м - эту обстановку активно нагнетает официальный Кишинев. А чего стоят заявления о необходимости укрепить армию РМ для новых боевых задач?.. Именно угрозой для безопасности приднестровцев обусловил президент ПМР возможность приостановки вывоза вооружений. Прошедшее десятилетие показало, что именно российское военное присутствие было и остается надежным гарантом мира на Днестре - как бы ни хотелось опровергнуть это молдавским властям.
В прошедшее воскресенье Владимир Воронин, выступая по кишиневскому телевидению, заявил буквально следующее: "Тирасполь претендует на то, чтобы российское вооружение сохранялось как гарантия существования самопровозглашенной республики. Единственное, что гарантирует сохранение российского вооружения в регионе, - это большие неприятности для тех, кто попытается блокировать процесс эвакуации", - сказал Воронин. Что это, если не прямая угроза Приднестровью? Заметим, что столь резкое заявление появилось не как реакция на случившееся событие, а всего лишь после намека Игоря Смирнова на возможность приостановки вывоза.
Подобными заявлениями Кишинев подтверждает только одно - важность фактора военного присутствия России как главной гарантии безопасности приднестровцев становится несомненной. Агрессивная риторика официальных лиц Молдовы, бряцание оружием и новые попытки силового давления на Тирасполь - все это те угрозы, которые дают Приднестровью моральное и политическое право требовать приостановки вывоза вооружений. И чем громче беснуются в Кишиневе, тем очевидней это право", подчеркивает "Ольвия-пресс".
Приднестровье больше не признает молдавские документы
Президент Приднестровья Игорь Смирнов запретил органам управления непризнанной республики принимать документы об образовании, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы о регистрации объектов недвижимости, выданные компетентными органами Молдовы и непереоформленные в Приднестровье. Как передает "ИНФОТАГ", цитируя соответствующий указ Смирнова, переоформление свидетельств о регистрации актов гражданского состояния возложено на архив ЗАГСа Минюста Приднестровья. Заявителю выдается гербовый бланк региона установленного образца на основании копий молдавских документов. Документы об образовании или ученом звании признаются также лишь после легализации в Министерстве просвещения ПМР.
Смирнов подчеркнул, что "все документы, выданные органами Молдовы в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории ПМР, недействительны". Он объяснил указ необходимостью принятия ответных мер в связи с невыполнением Молдовой протокола от 2001 г. о взаимном признании документов, выдаваемых компетентными органами сторон, передает "ИНФОТАГ".
Указ Игоря Смирнова появился после того, как Тирасполь в пограничном между Приднестровьем и Молдовой городе Бендеры заблокировал деятельность отделений Департамента информационных технологий Молдовы (ДИТ), который занимается регистрацией и учетом граждан, выдачей документов, удостоверяющих личность, и актов гражданского состояния. Несколько ранее горсовет Бендер принял решение о выводе из города молдавской полиции, которая функционировала в этом населенном пункте параллельно с приднестровской милицией со времени прекращения боевых действий на Днестре. Решением администрации Бендер от 19 декабря коммунальным службам предписывалось отключить электроэнергию, тепло и водоснабжение, а также телефонную связь комиссариату молдавской полиции и отделению Департамента информационных технологий, функционирующим на территории города. Силовые структуры, подчиненные местной администрации, должны были до 31 декабря принять все необходимые меры для освобождения помещений, занимаемых подразделениями молдавских ведомств. Объединенная контрольная комиссия (ОКК) под председательством приднестровской делегации предприняла 30 декабря попытку рассмотреть вопрос о функционировании молдавской полиции и регионального отделения Департамента информационных технологий в Бендерах. Принятие решения стороны отложили до 6 января. Приднестровская делегация заверила, что до этого времени не будет предпринято никаких мер в отношении действующих в городе молдавских ведомств.
Как сообщил корреспонденту МОЛДПРЕС сопредседатель ОКК от Кишинева Иван Солоненко, решение бендерских властей о прекращении деятельности ведомств молдавского подчинения на территории города и освобождении помещений, занимаемых их сотрудниками, негативно отражается на ходе переговорного процесса и создает очаги напряженности в Зоне безопасности.
Миссия ОБСЕ в Молдове выразила озабоченность по поводу шагов, предпринятых администрацией Бендер. В адресованном руководству Приднестровья заявлении подчеркивается, что организация выступает против принятия односторонних шагов, направленных на изменение или ухудшение ситуации в Бендерах. Представители миссии, отмечает МОЛДПРЕС, считают, что любые спорные вопросы и проблемы, возникающие между сторонами, должны обсуждаться и решаться в рамках ОКК. Миссия ОБСЕ призвала ответственных лиц региона возобновить подачу воды, газа и электроэнергии в здания функционирующих в городе ведомств, подчиняющихся молдавским властям, и подключить их к телефонной связи.
Представители России, Украины и ОБСЕ передали в Объединенную контрольную комиссию заявление, в котором призвали молдавскую и приднестровскую стороны проявить максимум стремления к компромиссу для выработки конструктивного решения по проблеме функционирования ведомств молдавского подчинения на территории Бендер, информирует МОЛДПРЕС. Представители посредников в переговорном процессе выразили надежду, что вопросы, касающиеся деятельности правоохранительных органов в Зоне безопасности, и в дальнейшем будут решаться без применения силы и угроз, на взаимоприемлемой основе и в рамках существующих переговорных механизмов.
Президент Молдовы подвел итоги года
Непростым назвал ушедший 2003 год президент Молдовы Владимир Воронин в интервью "Первому каналу в Молдове". "Было много сложностей, связанных, прежде всего, с неблагоприятными погодными условиями. Такой засухи и неурожая у нас не было более 50 лет. Это объективные трудности, которые мы преодолеваем в том числе и сейчас, обеспечивая страну хлебом".
"Но если говорить об уходящем годе в целом, то я бы охарактеризовал его как год больших надежд. Именно в этом году мы впервые поверили в свои силы, поняли, что многое можно сделать, - сказал глава государства. - Во-первых, рассчитались за кредиты, выполнили все обязательства по внешним платежам, не прибегая при этом к новым кредитам. Поверьте, это очень не просто. На 2003 г. пришелся пик платежей по внешним займам: на это ушло 32,5% бюджетных поступлений. Нет ни одной страны в Европе, которая бы направляла столь колоссальные средства на погашение долгов. Но мы выдержали этот пресс, не прибегая к новым займам. Во-вторых, произошла значительная консолидация общества вокруг вопросов, которые волнуют весь наш многонациональный народ. Речь идет об укреплении государственности, воспитании чувства патриотизма. Вот это я хотел бы выделить".
Согласившись с тем, что Молдова еще далека от решения экономических проблем, Владимир Воронин отметил первые заметные успехи. "В уходящем году заработная плата выросла на 30%. Поставлена задача, чтобы в новом году среднемесячная заработная плата по стране достигла $100. Кроме того, усиливаем социальную защиту малоимущих слоев населения, им будут гарантирован определенный минимум в обеспечении всем необходимым, в том числе разумные платежи за коммунальные услуги".
Говоря о принятии профицитного бюджета на 2004 год, президент сказал: "У нас не было другого выхода. Это реалистичный бюджет, который мы сможем выполнить. Вспомните, как оппозиция критиковала нас в 2002 г. за бюджет-2003. Но мы его выполнили. Что касается кредитов, то в силу различных обстоятельств мы не получаем никаких кредитов на протяжении трех лет. И доказали всем, что Молдова может жить без астрономических кредитов. Конечно, от кредитов нельзя отказываться в принципе. И мы не будем этого делать. Но и не будем брать кредиты так, как это делалось раньше. Эти деньги ушли в песок, а огромные проценты будут выплачивать целые поколения. Мы будем брать кредиты только на выгодных для нас условиях. И инвестировать все средства в производство".
Относительно методов правления, используемых находящейся у власти Партией коммунистов (ПКРМ), Владимир Воронин, ее лидер, сказал: "Мы умело сочетаем либеральные реформы с социальной защитой, стараемся сохранить в этом последовательность. Согласитесь, что три года назад от нас не ожидали подобного курса. Но это - жизненная необходимость. И такие реформы дают результат". Курс реформ, по словам президента, не привел к возникновению разногласий внутри правящей Партии коммунистов. В ПКРМ есть конструктивные дискуссии, отметил глава партии.
Он подчеркнул, что вопрос об изменении названия партии не ставится. "Вопрос не в названии и не в цвете знамени. Вопрос в знаменосце. Мы знаем из истории, сколько преступлений было совершено под благими намерениями, различными доктринами и партиями. Вопрос в том, чтобы придерживаться определенных принципов и выполнять взятые на себя обязательства".
На вопрос о том, в чем смысл европейской интеграции для Молдовы, Владимир Воронин ответил: "Вступление в европейские организации и сближение позиций с Европой не измеряется сиюминутной выгодой. Есть стратегические цели и задачи. Но есть и конкретные результаты. Скажем, в рамках Пакта стабильности мы подписали соглашения о свободной торговле со всеми странами-членами за исключением Албании. В уходящем году экспорт в страны Европейского союза увеличился на 29%, в то время как в страны СНГ - только на 4%. Это - один из результатов вступления в ВТО.
А европейская интеграция в целом - это задача стратегическая. Географически мы находимся в Европе. И Молдова должна стать цивилизованной европейской страной. Речь идет об инвестициях, миграции населения и капитала, приведении законодательства в соответствие с европейским. Это колоссальная работа. Мы опоздали в этом лет на пять. И оказались в ситуации, когда с одной стороны у наших границ уже ЕС, а с другой - Единое экономическое пространство. Поэтому мы хотим активизировать отношения с ЕС, добиваемся подписания договора о сотрудничестве. К апрелю этот документ будет готов. В этом году мы убедились, что европейская интеграция зависит только от нас, это наш вопрос. И мы добьемся результатов только в том случае, если будем работать и станем неленивыми учениками. А если ограничиться заявлениями и размахивать на улицах флагами ЕС, то к нему мы не приблизимся, никто нас туда звать не станет".
По поводу подключения ЕС к решению приднестровской проблемы президент сказал: "Мы добиваемся открытия представительства ЕС в Кишиневе. И он сможет, наряду с ОБСЕ, Россией и Украиной участвовать в этом сложном процессе. Я уверен, что от этого будет польза".
"Без России никто и никогда не сможет решить приднестровскую проблему", - подчеркнул также Владимир Воронин. По его словам, в процессе приднестровского урегулирования Россия является самым сильным игроком. "Она многое сделала, делает и, я уверен, и дальше будет делать для решения приднестровской проблемы".
Характеризуя ситуацию со срывом подписания меморандума, глава молдавского государства заявил: "Меморандум первоначально назывался "Распределение полномочий между субъектами федерации" и писался здесь, в аппарате президента. На саммите глав государств СНГ в Ялте я попросил Владимира Путина (президента РФ - прим. ИА REGNUM) выступить посредником в процессе подписания этого документа. С этого момента и началась челночная дипломатия Дмитрия Козака (заместителя главы администрации президента РФ - прим. ИА REGNUM), которая продолжалась три месяца".
По словам Воронина, меморандум неоднократно изменялся, дополнялся новыми пунктами: "У нас есть 18 вариантов этого документа". "Однако в последний момент с подачи приднестровской стороны изменились правила игры, появились новые пункты. Была прямая угроза того, что Приднестровье сразу после подписания меморандума объявит о своей независимости. Нельзя строить общий дом на обмане и недоверии, поэтому я отказался подписывать меморандум", - заявил Владимир Воронин.
Вместе с тем, по словам президент, меморандум нуждается лишь в небольшом усовершенствовании и одобрении международного сообщества. "Нужно лишь вынуть все хитрости из документа, оставив только реалии, которые станут основой урегулирования и работы Совместной конституционной комиссии".
Молдова накануне парламентских выборов
2004 год - последний перед очередными парламентскими выборами. Но данные социологических опросов, прогнозы успехов партий на выборах публикуются в прессе и звучат из уст политологов и аналитиков с навязчивой периодичностью все время после выборов 2001 года. Для Партии коммунистов Молдовы предвыборная кампания началась практически сразу же после завершения предыдущей избирательной гонки. Каждое решение представителей власти оценивается как плюс или минус к позициям в предстоящей борьбе. Всякое действие любых представителей оппозиции - как укрепление противоборствующей силы. В 2003 году особенно ярко проявилась ущербность этой ситуации. Политическая среда окончательно отделилась от общественной, пишет газета "Время".
Молдавское общество сегодня - это три самоопределяющихся сегмента: первый составляют политики и околополитические структуры, второй - активная часть населения, которая собственным трудом и умом обеспечивает свою жизнеспособность и фактически поддерживает жизнеспособность общества, третий - маргиналы, которых стать таковыми вынудило отсутствие каких бы то ни было условий для их выживания и развития. Перспектив у такого общества нет. Независимо от того, с чем страна придет к февралю 2005 года.
Коммунисты, отмечает обозреватель "Времени", пытаются разыгрывать европейскую карту, делают попытки укрепления государственности, прилагают усилия для формирования финансово-экономической состоятельности страны. Курс выбран абсолютно верно, но они не могут прыгнуть выше собственной головы, а тем более творить великое малыми средствами. Результат удручает - Европа благоволит, но не более, приднестровский конфликт перешел в стадию глубокой заморозки, цены растут, бизнес перемещается все дальше в тень. Но жители сел хорошо помнят долгие зимние вечера при лучине, а бюджетники - многомесячные мытарства без зарплаты. Люди из нескольких зол предпочитают меньшее. Тем же предпринимателям, в том числе сельским, власть ПКРМ обходится дешевле.
Радикальная оппозиция, как отмечается в комментарии ежедневной газеты, не генерирует ничего, даже ответственности за собственные действия. Она отслеживает все шаги власти и раскачивает лодку при каждом удобном случае. Завзятый политический циник, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) слишком мало ценит в этой стране, чтобы напрягаться для разработки эффективных и перспективных экономических и социальных программ. Вряд ли от нее стоит ждать сюрпризов. Только протестов. Много и часто.
Все, что посередине, пребывает в броуновском движении. Вероятно когда-нибудь, возможно к 2009 году, эта среда породит цельную политическую силу, способную сказать весомое новое слово. Среди либералов, демократов и реформаторов, безусловно, есть толковые и перспективные личности, но пока им не хватает политического опыта, влияния, денег. Те, кто сегодня берет на себя ведущую роль в этой части политического бомонда, используют только силу собственной харизмы. Большего им не позволяет ограниченный доступ к административным рычагам.
Чтобы спрогнозировать, какие перемены ждут республику в новом году, следует учитывать, какая группа людей принимает решения, влияет на их принятие, и каковы ее ценностные ориентиры, убеждена газета. В Молдове это Партия коммунистов и Христианско-демократическая народная партия. Они удерживают первые роли на политической сцене страны, несмотря на то, что сторонников радикально левых или правых взглядов в республике гораздо меньше, чем умеренных, а коммунистическая и унионистская теории в их чистом виде утратили свою актуальность. Упусти свои позиции одна из этих двух партий, и стране грозит тоталитаризм. Но перспективы государственного вмешательства во все и вся, лишения даже незначительного числа демократических свобод, которые сегодня есть в республике, не менее отвратительны для современного жителя страны, чем шанс пополнить беднейшие регионы сопредельного государства. Выбирая между плохим и худшим, а иного выбора у республики не было с самого начала ее позиционирования как независимой и суверенной, общество наловчилось формировать равновесие, которое спасает от окончательного падения, одинаково смертельного для Молдовы, куда бы оно ни произошло - вправо, влево, в тщеславное теоретизирование или алчное самодурство, заключает "Время".
Страна-потребитель с задатками труженика
Министр экономики Молдовы Мариан Лупу считает, что 2003 был годом всплеска экономического развития. С другой стороны, на протяжении года проявился ряд факторов, создающих настоящую угрозу для экономики. "Во-первых, я имею в виду такой уязвимый сектор как агропродовольствие, а также то, что произошло с тарифами на электроэнергию, природный газ, другие факторы, определившие рост индекса потребительских цен", - сказал руководитель экономического госведомства в интервью БАСА-пресс.
По словам Лупу, сравнительный анализ структурных компонентов ВВП за первую половину 2003 года и на конец года показывает как положительные, так и негативные тенденции. Положительной, на структурном уровне ВВП, является рост удельного веса и соответственно степени влияния валовой добавленной стоимости в таких секторах, как сфера услуг, строительство и промышленность. В то же время совершенно очевидно, что без финансирования экономики рост невозможен. На протяжении текущего года произошли некоторые положительные моменты в части масштабного финансирования экономики банковским сектором в результате снижения процентных ставок по банковским кредитам.
2003 год не изменил положения в динамике и был продолжением тенденций, отмеченных и в 2002 году, - отрицательное сальдо торгового баланса растет, сказал Мариан Лупу. "Если посмотреть абстрактно, то можно увидеть причину для сильной озабоченности - мы потребляем больше, чем производим, и цифры показывают, что конечное потребление превышает объем ВВП примерно на 10%. Объяснение крайне простое. С одной стороны, этот импорт определяет и фактически поддерживает рост объемов промышленного производства, национальной экономики. Большая часть импорта строится на товарах для конечного потребления. Спрос на внутреннем рынке существенно повысился, не только благодаря росту доходов населения за последние годы более чем на 50%, но это определялось в основном финансовыми переводами из-за рубежа. Благодаря тому, что эти очень значительные средства не находят производственного применения, они "гуляют по рынку" и создают давление спроса на предложение. Официально за десять месяцев Национальный банк зарегистрировал 250 млн. USD, неофициально эти источники оцениваются примерно в 600 млн. USD. Внутренний сектор не может удовлетворить этот спрос, в итоге у нас повышенный уровень роста импорта. Валютные поступления практически полностью компенсируют выход валюты в результате импортных операций. До тех пор, пока будет продолжаться этот приток валютных ресурсов, не будет серьезных угроз дестабилизации в сторону обесценивания лея".
Министр назвал также уходящий год годом экономического парадокса. "Парадокс состоит в том, что уровень инфляции достигает примерно 14%, а лей укрепляется. Задача на будущий год ясна - необходимо найти решение этого парадокса. В противном случае эти поступления импорта будут неуклонно расти, в том числе на уровне товаров широкого потребления".
Как считает Мариан Лупу, 2004 год потребует нетрадиционных, нетипичных мер. В структурном измерении, совершенно очевидно, необходимо начать реформу государственного регулирования. Соответствующая концепция разработана Министерством экономики и сейчас рассмтривается в правительстве. "Надеюсь, что на этой неделе на заседании правительства эта концепция и программа мероприятий будут утверждены, а также ряд полномасштабных мер по таким направлениям, как функционирование контролирующих органов, платные услуги, система лицензирования".
Министр отметил также необходимость укрепления бюджетного процесса, чтобы выйти до 2005 года на значительно более комплексный подход к исполнению бюджета.
По мнению министра финансов Молдовы Зинаиды Гречаной, будущий финансовый год будет трудным. Бремя внешнего долга, который в 2004 г. предстоит погасить, составляет более 20% доходной части бюджета. Покрытие этой суммы предусматривается за счет ежедневных сборов, пишет "ИНФОТАГ". По расходам бюджет-2004 достаточно скромный, а по доходам, на взгляд главы Минфина, довольно оптимистичный, планируется, что поступления в госбюджет превысят уровень 2003 г. "Чтобы обеспечить такой уровень поступлений, нам придется приложить значительные усилия, сказала министр, которая уже неоднократно выводила республику из тупиковых ситуаций. - Но все в наших силах, если будем нормально работать с предпринимательством, если будет налажен постоянный диалог с деловыми людьми, если мы продолжим осуществлять мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата и условий для расширения бизнеса. Часто говорят, что цели предпринимательства не совпадают с целями правительства, однако нужно найти те точки соприкосновения, которые касаются интересов страны. Главное, соблюдать законодательство следует всем: и сотрудникам госструктур, и предпринимателям".
По поводу возможности реструктурирования внешнего долга Зинаида Гречаная сказала: "Мы работаем с двусторонними кредиторами, и уже часть долга перед Германией реструктуризирована. Работаем также с Италией, Турцией, Россией, Румынией, с некоторыми частными кредиторами. Надеемся, что в первом квартале 2004 г. возобновим переговоры с МВФ по новой программе сотрудничества. Радует нас и то обстоятельство, что Всемирный банк продолжает финансировать инвестиционные проекты, в том числе несколько новых. Они будут вытекать из Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности, которая в настоящее время широко обсуждается в обществе".
Относительно политики государства на рынке государственных ценных бумаг (ГЦБ) министр сказала: "Было время, когда в 2002 г. доходы банков от ГЦБ сократились довольно заметно, дойдя до 3%, это ни у кого не вызывало беспокойства. Сейчас процентная ставка составляет 21%, но она снижается. Во всяком случае, этот сегмент финансирования бюджетного дефицита развит относительно слабо. Поэтому в соответствии со стратегией по консолидации публичных финансов мы ставим перед собой задачу применить ряд новых финансовых инструментов на рынке ГЦБ, которые позволят привлечь иностранных инвесторов, создать более рациональную структуру внутреннего государственного долга, наряду с постепенным возвратом кредитов НБМ (Национального банка Молдовы - прим. ИА REGNUM)".
РАО "ЕС" и "Газпром" обошла "Saint Gidon Invest"
Комиссия по приватизации ЗАО "Молдавская ГРЭС" проголосовала за продажу 100% акций предприятия бельгийско-российской компании "Saint Gidon Invest". Как сообщал "ИНФОТАГ", кроме нее на приобретение крупнейшей в Молдове станции претендовали РАО "ЕС России" и "Газпром", которые представили на аукцион совместную заявку.
Стартовая цена пакета акций оценивалась в $26,5 млн. Победитель конкурса согласился уплатить за него $29 млн. и инвестировать в развитие предприятия в течение ближайших четырех лет еще около $161 млн. Инвестор также обязался позаботиться о развитии инфраструктуры городка Днестровск, где проживают энергетики.
Согласно индивидуальному инвестиционному проекту, покупатель должен произвести ремонт девяти из 12 энергоблоков, обеспечить потребности непризнанной Приднестровской молдавской республики в электроэнергии, а к концу 2009 г. увеличить выработку электроэнергии до 6 млрд. кВт/час в год.
Подводя итоги аукциона, который длился шесть часов, председатель комиссии министр экономики ПМР Елена Черненко назвала предложения бельгийско-российской компании "оптимальными для Приднестровья", информирует "ИНФОТАГ".
Ранее считавшиеся наиболее вероятными новыми хозяевами ГРЭС - РАО "ЕС" и "Газпром" - выдвинули, по словам министра, "неприемлемые условия". Российские энергетические монополии намеревались купить станцию в счет погашения части долгов за поставляемый в республику природный газ.
Председатель совета директоров "Saint Gidon Invest" Даниель Голденберг, подчеркнул в беседе с журналистами, что "компания разработала реальную программу развития Молдавской ГРЭС". Инвестор намерен после реконструкции станции экспортировать вырабатываемую электроэнергию в Болгарию и далее на Балканы.
Как отмечает "ИНФОТАГ", долг ГРЭС перед российскими поставщиками газа к началу ноября превышал $65 млн. Последние годы из 12 блоков электростанции работают лишь два-три. Станция мощностью 2520 Мвт с уставным капиталом в 470 млн. руб. ($63,5 млн.) остро нуждается в капитальном ремонте оборудования и модернизации. В советские времена она не только полностью обеспечивала Молдову электроэнергией, но и экспортировала ее на Балканы.
Воронин напомнил Илиеску о Чаушеску
Президент Молдовы Владимир Воронин считает, что румынские власти предприняли в последнее время ряд нападок на руководство Республики Молдова, потому что желают отвлечь внимание общественности Румынии от внутренних проблем страны. В интервью телеканалу NIT глава молдавского государства сказал, что Румыния сталкивается с проблемами в экономике и реализации программы европейской интеграции. "Ей есть чем заниматься вместо того, чтобы нападать на руководство Республики Молдова".
"На исходе второй мандат Иона Илиеску (президента Румынии - прим. ИА REGNUM). Ему хотелось бы уйти красиво и достойно, однако румынское общество желает получить ответы на некоторые вопросы, в том числе на те, которые связаны с декабрем 1989 г. Президенту Румынии всегда было неудобно отвечать на такие вопросы, и поэтому теперь предпринимаются нападки на нас", - цитирует президента агентство "ИНФОТАГ".
Глава молдавского государства сказал, что, будучи в 1989 г. министром внутренних дел МССР, он прекрасно знал, что тогда произошло. Воронин уточнил, что речь идет о неоднократном отказе властей СССР разрешить самолету с семьей Николае Чаушеску (президента Румынии с 1974 по 1989 гг. - прим. ИА REGNUM) приземлиться в Болграде (Украина), когда в Румынии вспыхнула революция. В свете последних событий в Ираке, связанных с экс-президентом этой страны Саддамом Хусейном, то, что произошло в 1989 г. в Румынии, приобретает другое значение, убежден Воронин. "Почему Илиеску (в 1989 г. - лидер румынского Фронта национального спасения - прим. ИА REGNUM) и Горбачев (президент СССР - прим. ИА REGNUM) не разрешили самолету Чаушеску приземлиться? Почему Илиеску не отвечает сейчас на этот вопрос? Почему румынский президент заглядывает через забор, а не смотрит, что происходит у него во дворе?", - вопрошал Владимир Воронин.
Он считает, что в действительности румынским властям безразлично, что происходит в Молдове, они намеренно используют ее, чтобы отвлечь внимание общественности от других проблем своей страны. Молдавский президент утверждает, что Румыния представляет собой "единственную империю в Европе, состоящую из Молдовы, Добруджи и Трансильвании". Он потребовал от властей Бухареста положить конец десятилетнему вмешательству в дела Молдовы. "Румыны то объявляют себя братьями, то говорят, что окажут нам помощь в Европе. Но мы никогда не просили об этом. Если подобное отношение не прекратится, мы обратимся к международному сообществу с просьбой вмешаться. Иного пути, чтобы избавиться от подобных родственников, у нас нет", - заявил Владимир Воронин.
Президент Румынии Ион Илиеску расценил эти заявления главы Молдовы Владимира Воронина как недостойные нападки на Румынию, напоминающие сталинские тезисы 30-х годов и полностью противоположные официальным оценкам, данным в ходе двухсторонней встречи в августе с.г., сообщает MEDIAFAX. "В своей антирумынской горячке он позволяет себе заявлять, что Румыния сегодня является единственной империей в Европе. Это недопустимое, безответственное и предосудительное для политика заявление", процитировала Илиеску его пресс-служба.
Президент Румынии заявил, что его молдавский коллега дал себя вовлечь в "опасные гонки, вредные как для Республики Молдова, так и для двухсторонних отношений". "Надеюсь, что этот эпизод останется простым недоразумением в отношениях между нашими странами и не затронет их естественное, органичное развитие и наше общее будущее в объединенной Европе", - сказал Ион Илиеску.