Саакашвили, Бурджанадзе и Жваниа ненавидят друг друга: интервью главы тбилисской ячейки партии "Агордзинеба" Цотнэ Бакуриа ИА REGNUM
Цотне Бакуриа - руководитель тбилисского представительства партии "Агордзинеба" ("Возрождение"), возглавляемой главой Аджарской АР Асланом Абашидзе.
Г-н Бакуриа, как Вы оцениваете отношения Тбилиси - регионы и, в частности, взаимоотношения центра с Батуми? Будет ли Аджария участвовать на предстоящих 4 января выборах президента Грузии?
Разногласия между центром и регионами зародились не сегодня и не вчера - они продолжаются последние 12 лет, с момента прихода к власти режима Шеварднадзе. К сожалению, внутриполитическое устройство Грузии все еще остается вне рамок Конституции. Что представляет собой Грузия сегодня, как называть это государство - просто Грузия, или федеративная республика Грузия - вопрос остается открытым. Де-факто в Грузии существует автономная республика Аджария, имеющая свою Конституцию, свой парламент, совет министров и своего лидера. При этом Конституция Грузии не разграничивает полномочия центра и региона. Пока не будут улажены все эти вопросы, пока центральные власти Грузии не решат каким государством они хотят руководить завтра, все эти проблемы останутся. У Аджарии есть статус автономии, но грузинское государство не определяет - что это за автономия. Вот самый большой барьер во взаимоотношениях Тбилиси и Батуми. Что касается участия Аджарии на предстоящих президентских выборах 4 января... Я не обладаю компетенцией говорить за весь аджарский народ, тем более, что глава автономии Аслан Абашидзе не раз заявлял, что все должно быть в конституционных рамках. Если все принципы Основного закона будут соблюдены, то я не вижу никаких проблем в урегулировании болезненного вопроса предстоящих выборов.
Какова Ваша позиция по вопросу вывода российских военных баз с территории Грузии, ведь одна из них дислоцирована как раз в Батуми?
Вопрос российских баз - это компетенция центральных властей. Если мы не кидаем камни в российских солдат в Батуми, то это еще не означает, что мы их поддерживаем или создаем благоприятную почву для их вечного пребывания в Аджарии. Политика Аслана Абашидзе всегда была направлена на создание и сохранение теплых дружеских отношений со всеми соседними государствами и, в первую очередь, конечно, с Россией. Мы нуждаемся в расширении этих связей, поскольку Россия огромная страна с большим потенциалом. Кончено, стараемся развивать и пропагандировать добрососедские отношения и с Арменией, Азербайджаном, Турцией. Почему мы должны быть друзьями американцев и врагами россиян? Или наоборот? Грузия маленькое государство, которой просто необходима толерантность и добрососедские отношения со всеми государствами, желающими того. Мы не ругаем российских солдат, не называем их оккупантами. Не врываемся в дома российских офицеров, проживающих в Аджарии. Но мы едины в том мнении, что вывод российских баз из Грузии - компетенция центральных властей Грузии. Переговоры между российским и грузинским руководством должны внести ясность в этот вопрос. Если стороны примут решение о выводе российских баз из Аджарии, то они, конечно, покинут эту землю. Ни Аслан Абашидзе, и никто иной не сможет их остановить. Другое дело, что в Грузии наблюдается антироссийская истерия, пропагандируются антироссийские настроения. Очернить своего политического оппонента здесь можно, назвав его пророссийским. Вот отсюда и исходит дезинформация, якобы, Аджария препятствует выводу российских военных.
Как Вы расцениваете решение российских властей об облегчении визового режима с Аджарией?
Министр ИД России Игорь Иванов заявлял, что российская сторона была бы рада установить такой же режим и с Грузией, чтобы грузины и россияне могли без всяких виз навещать друг друга. Но если Грузия будет оставаться территорией, откуда террористы и криминальные группировки могут спокойно пересекать границу и создавать серьезные проблемы российскому правительству, то, конечно, Россия будет поддерживать существующие визовые ограничения. Между прочим, визовый режим, в том виде, в котором он есть сегодня между Россией и Грузией - целиком на совести грузинской стороны. Режим Шеварднадзе создавал определенный дискомфорт российским политикам и российскому государству в целом. Люди, находящиеся тогда у власти способствовали созданию на грузинской земле баз ополченцев, которые потом боролись против россиян уже в самой России. Итогом этой политики и стал визовый режим между Грузией и Россией. С Аджарией таких проблем никогда не было. Я думаю, это должно приветствоваться, когда наши граждане, такие же грузины с грузинскими паспортами могут посещать Россию без лишней волокиты. Какая разница, где российское консульство поставит штамп в паспорт - в Батуми или в аэропорту Внуково. Политиков, которые сегодня стоят у руля власти в Грузии, раздражают любые хорошие новости из Батуми. Они пытаются создать нам дискомфорт, окружают дезинформацией и нам приходится все время оправдываться от абсолютно несправедливых и необъективных обвинений.
Каким Вам видятся грузино-российские отношения в перспективе?
Если мы внимательно послушаем и проанализируем последние заявления, исходящие из Тбилиси, то не думаю, что отношения между Россией и Грузией в скором будущем нормализуются. Мало того, сомневаюсь, что они вообще когда-либо станут нормальными. Сегодняшние власти Грузии продолжают ту же политику в еще более радикальном варианте: пропагандируют антироссийские настроения, зарождают неприязнь граждан Грузии к России и к российским ценностям. Считаю, это абсолютно ошибочная политика - политика отрицания существования России как соседнего государства. Так называемая "тройка" будет радикально противостоять встречным предложениям, исходящим из Москвы, что пагубно действуют на внутриполитическое спокойствие в Грузии. Политика этой "тройки" способствовать улучшению отношений с Россией не будет.
К чему вообще способна привести подобная политика?
Если все будет и далее так продолжаться, то такая политика приведет к хаосу и гражданской войне, приведет к кристаллизации общества и дезинтеграции всей Грузии. Не думаю, что Грузия способна вынести такие катаклизмы, грузинская государственность после таких перемен, обязательно, затеряется и Грузия перестанет существовать. Это очень опасная политика. Сегодня идет предвыборная кампания, но у нас нет легитимного президента, у нас нет легитимного парламента и совета министров... Хочу надеяться, что после президентских выборов 4 января все уладится. Но пока для такого оптимизма у меня нет причин.
Каков Ваш прогноз относительно исхода выборов? Кто станет президентом?
Ну, это общеизвестно. Им будет кандидат от "Единого Национального движения" Михаил Саакашвили.
К чему способна привести Грузию победа человека, который еще до выборов ощущает себя президентом страны?
Тот радикальный курс, который избрал Саакашвили и "Национальное движение", те лозунги, которые они скандируют - все это начало вызывать боязнь у населения. Люди потихоньку начали вспоминать о репрессиях 30-ых годов, когда большинство грузинских граждан лишились свободы и жизни просто из-за того, что были не согласны с тогдашним политическим курсом. Если все будет так продолжаться, думаю, паника, которая уже есть, будет расти. Мне просто трудно прогнозировать, что произойдет... Терпение народа не бесконечно.
В состоянии ли "тройка" удержать власть? Насколько она незыблема?
Ходят слухи, что между ними уже есть некоторые разногласия, говорят даже - они ненавидят друг друга. Я не могу ничего определенного сказать по этому поводу. Поживем - увидим... Если мои дурные предчувствие сбудутся, то ничем хорошим для Грузии и всех нас это не обернется. Развал "тройки" приведет к междоусобице, что грозит вылиться в гражданскую войну.
Существует ли выход из создавшейся ситуации?
Да, конечно. Выход невозможен в том случае, если мы будем стоять в позе победителей и смотреть на остальных сверху. Другое дело наладить конструктивный диалог между политическими партиями, акцентировать внимание на нуждах народа. Будущий президент должен быть превыше личных амбиций. В этом случае у Грузии появится шанс определиться и развиваться.
Возможно ли такое стечение обстоятельств, при котором Аджария заявит об отделении от Грузии?
Это исключено. Аджария - та же Грузия. Это неотъемлемая часть Грузии, где проживают те же самые грузины. Аджария постарается сохранить мир и стабильность.
В таком случае как же Аджария пошла на такой шаг, как закрытие административной границы?
В принципе, закрыть административные границы может каждое грузинское село. Если попутешествовать по Грузии и посетить Менгрелию, то на въезде в город Поти тоже можно увидеть солдат и полицейских. То же самое происходит на въезде в Тбилиси. Аджария не перекрывала административных границ. Было объявлено чрезвычайное положение по всей территории автономного региона. Заявляю прямо, Аджария никогда не нарушит территориальную целостность Грузии - наоборот, глава Аджарской автономной республики, сами аджарцы, все будут стараться помочь государственному устройству страны, помочь соотечественникам-грузинам сохранить мир по всей Грузии.
Как в идеале Вам видятся взаимоотношения Батуми с центром - это должна быть конфедерация, федерация...?
Считаю, это должно быть федеративное устройство Грузии с четким разграничением власти, компетенций центра и регионов - все должны знать свое место. Регионы, конечно, раздражены неспособностью принимать самые простые решения без ведома центра. Все эти вопросы должны быть урегулированы Конституцией Грузии.