Все смешалось на Южном Кавказе... Нагорный Карабах за неделю
Все смешалось на Южном Кавказе... Встреча парламентариев Армении и Азербайджана в Швейцарии. На вопросы читателей "Голоса Армении" отвечает президент РА Роберт Кочарян. Азербайджан отказывается от американских баз или лукавит? К вопросу о "Мегринском коридоре". Азербайджан обеспокоен активизацией сотрудничества между Арменией и Ираном. Баку активизируется. В Степанакерте обсуждается бюджет-2004.
Все смешалось на Южном Кавказе...
Информационное агентство CENTRAN.ru распространило информацию о том, что 24 декабря подразделения вооруженных сил Армении обстреляли азербайджанскую деревню Капанлы. "В результате обстрела был тяжело ранен староста деревни Якуб Халилов, работавший в это время на поле. В ответ азербайджанские военнослужащие открыли ответный огонь", сообщает информагентство. Информация озаглавлена "Новое обострение на армяно-грузинской границе".
Комментируя эту информацию, пресс-секретарь Министерства обороны Армении Сейран Шахсуварян сообщил газете "Еркир", что 24 декабря перестрелка на армяно-азербайджанской границе не была зарегистрирована. По его данным, в этот день на армяно-азербайджанской границе в районе Ноемберяна раздались несколько бесцельных выстрелов со стороны Азербайджана, на которые армянская сторона не ответила. По словам С.Шахсуваряна, не были инцидентов и на границе между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. "Всё спокойно на армяно-грузинской границе" - так озаглавила опровержение пресс-секретаря Минобороны Армении газета "Еркир".
Встреча парламентариев Армении и Азербайджана в Швейцарии
Делегации парламентов Армении и Азербайджана, участвовавшие в расширенном заседании Южнокавказской межпарламентской инициативы в Шотландии, заявили о стремлении найти мирное решение проблемы Нагорного Карабаха. "Важно, что стороны придерживаются такого мнения, поскольку в обеих странах есть силы, которые говорят о войне и использовании силы для решения вопросов, связанных с Нагорным Карабахом", - заявил представитель организационной группы форума Деннис Саммут. Бывший посол Великобритании в Грузии Стивен Нэш сказал, что сторонам удалось достичь "некоторого прогресса" в ходе переговоров, передает "Associated Press". (PanARMENIAN.Net).
Во время состоявшейся на днях в Шотландии в рамках Южнокавказской парламентской инициативы встречи парламентские делегации Армении и Азербайджана и инициаторы встречи - представители британской организации "Links" обсудили вопросы, касающиеся процесса карабахского урегулирования. Рассказывая о подробностях этой встречи, руководитель армянской делегации, вице-спикер Национального Собрания (НС) РА Тигран Торосян отметил, что, согласно договоренности, стороны представили свои доклады, которые содержали ответы на 6 вопросов: статус Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий, возможность коммуникаций Ереван-Степанакерт, Баку-Нахичеван, возвращение беженцев и депортированных лиц, перспективы дипломатических и экономических отношений. ("Арменпресс").
По словам вице-спикера НС Армении Тиграна Торосяна, он удовлетворен итогами встречи армянских и азербайджанских парламентариев, состоявшейся в Шотландии в рамках пленарного заседания Южнокавказской парламентской инициативы, пишет ереванская газета "Новое Время". Выступая на брифинге в Ереване, Торосян сказал, что на этот раз азербайджанские парламентарии были более сдержаны в своих высказываниях. По словам вице-спикера, "если бы эта встреча проходила год назад, она была бы обречена на провал". По итогам встречи принято заявление, подготовленное при участии британской неправительственной организации "Links".
Газета "Аравот" публикует совместное заявление парламентариев Армении и Азербайджана, принятое в 20 декабря в Шотландии. "В рамках пленарного заседания Южнокавказской парламентской инициативы парламентские делегации Армении и Азербайджана обсудили вопросы, касающиеся конфликтов и установления мира на Южном Кавказе, в частности, проблемы Нагорного Карабаха. Делегации откровенно высказали свои мнения относительно перспектив разрешения Нагорно-Карабахского конфликта и других задач.
1. Обе делегации считают, что новый процесс, заключающийся в прямом диалоге между ними, очень полезен, и согласны продолжать обсуждения в данном формате.
2. Обе делегации заявляют, что они понимают, что неразрешенные конфликты приносят человеческие страдания и препятствуют прогрессу на всем пространстве Южного Кавказа. По этой причине есть острая необходимость в том, чтобы разрешение конфликта удовлетворило все стороны.
3. Делегации заявляют, что единственным путем урегулирования конфликта является мирное разрешение, достигнутое в результате переговоров.
4. Обе делегации приветствуют состоявшуюся в Женеве встречу президента Армении Роберта Кочаряна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Встреча является продолжением диалога президентов, но, учитывая состоявшиеся в двух странах президентские выборы, знаменует новый этап в переговорном процессе.
5. Обе делегации осознают ту роль, которую играют парламенты двух стран в процессе установления мира. Мы сделаем все для того, чтобы помочь работе президентов в этом направлении.
6. С целью выражения доброй воли по отношению друг к другу и ускорения процесса урегулирования конфликта, выражая приверженность демократии, европейским ценностям, принципам основополагающих свобод и прав человека, мы в течение будущего года предпримем меры по утверждению гражданского доверия. Они будут направлены на восстановление доверия.
Мы предоставляем организации "Links" право быть техническим организатором процесса Южнокавказской парламентской инициативы, работать с нашими делегациями, разрабатывать детали мероприятий и по возможности оперативно проводить их в жизнь". ("Аравот").
Как сообщает бакинская "525-я газета", следующее пленарное заседание Южнокавказской парламентской инициативы состоится в июне 2004 года в Тбилиси. С января 2004 года председательство в инициативе перейдет к Грузии, в июле - к Армении. С января 2005 года в инициативе будет председательствовать Азербайджан.
На вопросы читателей "Голоса Армении" отвечает президент РА Роберт Кочарян
Ким Каграманян, историк:
- Господин президент, будучи руководителем НКР, Вы ровно 10 лет назад сказали: "Азербайджан контролирует 10% территории НКР: Шаумяновский район и равнинный пояс Мартакертского района. Мы желаем освободить эти земли цивилизованным способом без жертв с обеих сторон". Каково теперь в новом статусе Ваше отношение к оккупированным территориям НКР?
- Я был и остаюсь сторонником пакетного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Пакет предполагает урегулирование всех компонентов этого конфликта, и упомянутые территории мы воспринимаем как один из компонентов. Моя позиция осталась прежней: это предмет переговоров, а каким будет решение - покажет переговорный процесс.
Гаспар Микаелян, рабочий (Ашоцк):
- Господин президент, соответствуют ли истине заявления оппозиции о том, что посредники оказывают на Вас давление, принуждая подписать вариант урегулирования, при котором НКР утратит часть своей территории, не приобретя взамен ни статуса, ни гарантий безопасности?
- Формат переговоров и та методология, которая реализуется сейчас в переговорном процессе по нагорно-карабахскому урегулированию, не предполагают того давления, о котором говорит оппозиция. Сопредседатели и руководители стран, представленные в качестве сопредседателей Минской группы, неоднократно заявляли, что они готовы содействовать урегулированию, но решение должны принимать конфликтующие стороны. До сегодняшнего дня (и я надеюсь, так оно будет и в перспективе) формула урегулирования и методология не менялись. Мне кажется, оппозиции очень хочется, чтобы такое давление было. Возможно, оппозиция видит реализацию своих планов прихода к власти через ту обстановку, которая может сложиться в результате давления. Заявляю, что ситуация на самом деле качественно иная. Оппозиции надо готовиться к очередным выборам, а не играть в лотерею.
Вазген Петросян, предприниматель:
- Господин президент, как Вы считаете, по какой причине следует выносить на референдум предложения по урегулированию карабахской проблемы? Оппозиция считает, что таким образом Вы пытаетесь переложить с себя ответственность за решение проблемы.
- Полагаю, моя биография показывает, что я никогда не боялся брать на себя ответственность, в том числе в самые сложные времена и в самых опасных и ответственных ситуациях. Вопрос о референдуме возникал всякий раз, когда оппозиция пыталась обвинить меня в том, что переговоры проходят за закрытыми дверями и общественность и политические силы не информированы о том, что происходит за этими дверями. Мой ответ в этой связи был следующий: технологии урегулирования подобных сложных вопросов предполагают конфиденциальность переговорного процесса. Все конфликты, получившие более или менее успешное разрешение, прошли через конфиденциальность процесса урегулирования, дабы урегулирование не приносилось в жертву текущим политическим процессам в той или иной стране. Я думаю, что это правильно. И именно в ответ на подобные обвинения я всегда говорил: по итогам переговоров вопрос может быть вынесен на референдум. Но когда говоришь о референдуме, то оппозиция сразу же забывает, что сама этого требовала, и начинает заявлять, что президент, дескать, хочет переложить ответственность на народ. Ни на кого я ответственность не перекладываю - я готов взять ответственность за урегулирование на себя полностью. Что до моего отношения к референдуму, то он может быть или не быть в зависимости от того, каким будет итоговое решение и какой политический консенсус сложится вокруг этого решения внутри страны. Если консенсус не будет найден, если возникнут противоречия, если против решения будет настроено слишком много политических субъектов, то правильнее будет созвать референдум, ибо принятое по итогам референдума окончательное решение будет более легитимным и долгосрочным.
Азербайджан отказывается от американских баз или лукавит?
Азербайджан не ведет переговоры о размещении на территории страны военных баз НАТО или отдельных государств. Об этом агентству "Интерфакс-Азербайджан" сообщил заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов. "Подобное размещение не планируется, и переговоры на этот счет не ведутся, о чем мы уже неоднократно заявляли", - подчеркнул представитель президентской администрации. Н.Мамедов также сказал, что удивлен появившейся в бакинских СМИ информацией о намерении Москвы содействовать в освобождении трех азербайджанских районов, находящихся сейчас под контролем Армении, в обмен на гарантии Баку не размещать на территории Азербайджана американских военных баз.
Как сообщает азербайджанское информагентство Day.az, выступая в программе "Точка зрения" бакинского телеканала ANS, посол США в Баку Рено Харниш заявил, что не располагает сведениями о переговорах по размещению на территории Азербайджана американских военных баз или сил быстрого реагирования. "В целях усиления борьбы с новыми угрозами - терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, ракетной и ядерной технологии - руководство США решило внести изменения в стратегию размещения своих войск в различных точках мира". Однако, отметил Харниш, конечного решения о конкретном размещении американских войск пока не вынесено. Это решение, по его словам, будет принято на основе консенсуса с отдельными странами, на территории которых предполагается разместить войска США. Харниш подчеркнул также, что сотрудничество США и Азербайджана не направлено против каких-либо третьих стран.
"Заявления главы МИД и представителя аппарата президента следует оценивать как попытку успокоить те страны, которые выражали свое резкое отношение к планам размещения американских военнослужащих в Азербайджане", - сообщил "Эхо" информированный источник в Минобороны АР. По его мнению, эти заявления прежде всего обращены к России. "Утверждается, что никаких баз на территории страны не будет, и в данное время это соответствует действительности, но американцы не заявляли, что они собираются размещать базы в странах СНГ, они говорили о дислокации мобильных групп".
К вопросу о "Мегринском коридоре"
Полное отсутствие реакции парламентариев по поводу так называемого "Мегринского коридора", который, по представлению инициаторов вопроса, должен обеспечить коммуникационную связь между Азербайджаном и Нахичеванской автономией по территории Армении (через Мегри) и курироваться международными наблюдателями, наводит на очень серьезные размышления, заявил в интервью агентству "Де-Факто" директор Института гражданского общества и регионального развития Мкртич Зардарян. "Речь не только о том, что, по существу, Армения должна поступиться своим суверенитетом в отношении части собственной территории. И не важно, имеет ли эта полоса ширину 7 метров, 70 сантиметров, или 70 метров. Мы хорошо знаем, что наличие международных наблюдателей в определенной степени ограничивает доступ к этой линии самих хозяев территории, подчас приводя к ее фактическому отчуждению. Это особенно существенно, если учесть, что планируемый коридор - это, по существу, единственный нормально функционирующий выход Армении во внешний мир, через Иран".
- Создание этого коридора представляется как часть необходимых в процессе урегулирования взаимных компромиссов...
- Да, это подается сторонам противостояния в качестве одной из составляющей тех взаимных уступок, которые необходимы для урегулирования конфликта. Однако удивительно то, что на подобную уступку толкают Армению, не являющуюся непосредственной стороной конфликта, который, по существу, протекал и протекает между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Кроме того, этот так называемый компромисс, по сути, - абсолютно односторонняя уступка. Дело в том, что международные наблюдатели при их появлении в так называемом "коридоре" будут обеспечивать бесперебойное прохождение поездов или автомобилей из Азербайджана в Нахиджеван и обратно. А кто будет обеспечивать бесперебойное прохождение тех же поездов из Армении в Нахиджеван или же из Армении через территорию Азербайджана в Россию? Собираются ли международные наблюдатели создавать такие же коридоры по территории Азербайджана и Нахиджевана, вдоль прохождения железной дороги или автомобильной магистрали? Если нет, то в плане коммуникационной составляющей предлагаемых "компромиссов" налицо абсолютная односторонность, которая фактически способствует замыканию кольца вокруг Армении, причем с ведома или даже с благословения международных наблюдателей.
Причем, нам хорошо известна степень готовности Азербайджана обеспечивать бесперебойное коммуникационное сообщение между Арменией и внешним миром. Достаточно вспомнить конец 80-х годов, когда даже в условиях нахождения обоих государств в составе СССР и наличия мощного советского карательного аппарата, он не пожелал обеспечить безопасность поездов, идущих из различных республик Союза в Армению, в помощь пострадавшим от Спитакского землетрясения регионам. Поезда или грабились, или заворачивались обратно. Почему сегодня Армения должна без каких-либо зримых гарантий отдать себя на "добрую волю" Азербайджана в вопросах коммуникаций?
- Однако не так давно, а именно после переговоров в апреле 2001 г. в Ки-Уэсте, вопрос о "перспективах" Мегри активно поднимался оппозиционными политическими силами. Правда, тогда он обсуждался в контексте возможного территориального обмена между Арменией и Азербайджаном, идеи, вызвавшей волну бурного недовольства армянской общественности. Сегодня эта проблема, пусть в несколько иной форме, вновь муссируется, но уже как бы с подачи представителей властей. Примечательно в этом плане, что слушания в парламенте состоялись непосредственно перед визитом в регион карабахского конфликта сопредседателей Минской группы ОБСЕ...
- Ни для сопредседателей МГ ОБСЕ, ни для кого-либо еще не должно быть секретом, что уступка подобного рода со стороны Армении, причем я рассматриваю это как исключительно одностороннюю уступку с армянской стороны, вызовет определенную дестабилизацию в самой Армении. Не хотелось бы думать, что подобного рода дестабилизация в фактически единственном на сегодня стабильном государстве Южного Кавказа запланирована заранее. Хотя на подобного рода размышления наводит и то обстоятельство, что как в ходе визита в регион, так и после него сопредседатели, в частности, представители Франции и США своими достаточно неоднозначными высказываниями как бы утвердили ряд аналитиков в мнении, что далеко не все так просто в переговорном процессе. Достаточно вспомнить прозвучавшее на фоне аморфных высказываний российского сопредседателя Юрия Мерзлякова слова американского представителя в МГ Рудольфа Перины по поводу необходимости проведения многосторонних консультаций по вопросу о статусе Нагорного Карабаха, подразумевающего изменение нынешнего формата переговоров, и последовавшего сразу вслед за этим опровержения им своего же высказывания. Следует отметить также контрзаявление французского сопредседателя Анри Жаколена о нецелесообразности участия Нагорного Карабаха в переговорах. Примечательно, что по поводу нецелесообразности возвращения Нагорного Карабаха в переговорный процесс выступил и спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Хейкки Талвитие, который в свое время принимал непосредственное участие в переговорах по карабахскому урегулированию в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ. Вся эта неоднозначность позиций наводит не столько на размышления о том, что представители МГ ОБСЕ явились просто с ознакомительной поездкой, сколько на то, что они заняты активным прощупыванием возможных реакций той или иной стороны конфликта при активизации переговорного процесса. По существу, слушания в НС РА явились для них достаточно хорошим индикатором настроений политического руководства Армении в этом вопросе. Армянские парламентарии, продемонстрировав свое достаточное безразличие в вопросе так называемого "Мегринского коридора", дали сопредседателям довольно четкий сигнал о том, что в этом вопросе у политического руководства Армении, возможно, не будет больших возражений. А это обстоятельство вызывает очень большие опасения. Потому что если у политического руководства Армении такие "коридоры", возможно, и не вызывают опасений, то их принятие со стороны общественности, народа, весьма и весьма проблематично.
Земляческий Союз "Нахичеван" на состоявшемся на днях очередном собрании обсудил вопрос Мегри и принял заявление, в котором, в частности, сказано: "В ходе переговоров по мирному урегулированию Арцахской проблемы было предложено предоставить Азербайджану через Мегри коридор, связывающий его с Нахичеванской автономной республикой". В связи с этим, пишет газета "Азг", Союз требует у сопредседателей Минской группы ОБСЕ в случае обсуждения вопроса Мегри признать стороной переговоров Национальный Совет нахичеванских армян, избранный 400 тысячами армян Нахичевана.
"Политические оракулы "предрекают" разрешение карабахской проблемы на основе взаимоуступок уже в 2004 году. Мы уверены, что в этой войне армянский народ уступил давно - в мае 1994 года, когда, пойдя навстречу просьбам Азербайджана и посредников, остановил победный марш добровольческой армии. Нам больше нечего уступать. Арцахская армия не выходила за пределы естественных, исторических и даже правовых границ. А окончательное решение проблемы мы видим во всестороннем освоении освобожденных территорий. Только так можно предотвратить программу Гобла. Все освобожденные территории являются нерасторжимой частью нашей отчизны и не могут быть предметом переговорного торга". Так написано в заявлении, распространенном общественной инициативой "Защита освобожденных территорий" и озаглавленном "Открытое письмо армянской диаспоре", пишет газета "Айкакан жаманак". Основная цель письма - ознакомить общественность с протестом против готовности властей РА решить вопрос Нагорного Карабаха на основе компромиссов. Протест был выражен 17 декабря в американском городе Глендейле на митинге, в котором участвовали около 600 армян. Представители армянской диаспоры заявили также, что они против программы Гобла, предполагающей отдать Азербайджану дорогу через Мегри, и считают предательством "любое нарушение территориальной целостности государства". Исходя из этого, общественная организация считает, что Роберту Кочаряну неплохо было бы извлечь уроки из судьбы бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна. "Однако вместо того, чтобы встать на защиту национальных интересов, освоить освобожденные территории и в первую очередь берег Аракса, он (Кочарян - прим. ИА REGNUM) укрыл переговорный процесс под покровом тайны. Видимо, он надеется, что неинформированная и обманутая его националистическим словоблудием общественность не успеет организоваться и предотвратить предательскую сделку, единственным стимулом которой является сохранение собственной власти". Общественная организация в своем заявлении подчеркивает, что в вопросе Карабаха будет последовательно поддерживать истинное волеизъявление армянского народа и в этом вопросе готова сотрудничать со всеми - и в Армении, и в армянской диаспоре за рубежом.
В конце года с довольно жестким заявлением выступил национальный фронт "Родина" во главе с Гарником Маркаряном, сообщает агентство "А1+". Члены данной структуры осуждают создавшуюся социально-экономическую и нравственно-психологическую атмосферу в стране, ситуацию вокруг карабахской проблемы. Единственный выход из "трагической ситуации", как ее охарактеризовали сами члены "Родины", - "организованный народом единый бунт против власти". С этой целью Фронт начал формировать гражданские комитеты. Как уверяют члены "Родины", такие комитеты уже действуют в 37 регионах Армении, а также в Ереване. В заявлении народного фронта говорится: "Готовность властей отказаться от исторических армянских территорий и превратить этот вопрос в тему политических переговоров - просто возмутительна". Члены фронта считают, что ответственность за создавшуюся ситуацию должны разделить также представляющие коалиционную власть партии - АРФ "Дашнакцутюн", "Оринац Еркир" и Республиканская партия.
Азербайджан обеспокоен активизацией сотрудничества между Арменией и Ираном
Бакинская "525-я газета" отмечает, что "в последние 9 месяцев торговый оборот между Ираном и Арменией значительно возрос". В целом, пишет газета, за последний год уровень экономических связей двух стран достиг наивысшей отметки. "525-я газета" отмечает также, что по мере активизации присутствия США на Южном Кавказе расширяются ирано-армянские отношения - армянская сторона старается компенсировать за счет Ирана утраченное в результате закрытия границы с Турцией. Политологи считают, что Азербайджан должен принять меры для того, чтобы воспрепятствовать расширению ирано-армянского сотрудничества. По мнению экспертов, Иран не заинтересован в разрешении карабахской проблемы, ибо в этом случае освободительное движение в Южном Азербайджане усилится. Поэтому Иран не скупится на всестороннюю помощь Армении. Газета утверждает, что Азербайджан должен в первую очередь выразить Ирану решительный протест в связи с помощью Армении. "Азербайджан может в качестве ответного шага ослабить торговые связи с южным соседом".
Как сообщает бакинская газета "Новое Время" ("НВ"), турецкая газета "Интернет-Ажанс" распространила сенсационную информацию: правительство Турции готово буквально на днях открыть границу с Арменией! Газета пишет, что "друг грека Симитиса премьер-министр Эрдоган теперь готовится стать другом расиста Кочаряна". По словам "НВ", газета отмечает, что турецкое правительство таким образом пытается спасти Армению от экономического кризиса. Она пишет: "В то время как во всем мире армяне ведут себя враждебно в отношении Турции, правительство АК-Парти во главе с Эрдоганом... готовится открыть границу с Арменией, чтобы спасти армян от голода". Самое же неприятное - от такого шага будет проигрывать в первую очередь Азербайджан. Конкретнее - жители Нахчывана, традиционно экспортирующие в Турцию сахарную свеклу, заключает "Новое Время".
Баку активизируется
Как передает агентство "Интерфакс-Азербайджан", министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев уверен, что Россия среди стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ обладает наибольшими возможностями в урегулировании карабахского конфликта. "Безусловно, в решении этого конфликта в сравнении с другими странами у России имеется больше возможностей, ресурсов. Россия тесно связана с регионом, имеет тесные связи с Арменией. С этой точки зрения активизация России может принести положительные результаты", - сказал глава МИД Азербайджана журналистам. В.Гулиев заявил, что вместе с тем Азербайджан продолжает призывать страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ занять "справедливую, основанную на международном праве позицию и не исходить с позиции "существующего факта". В этой связи глава внешнеполитического ведомства Азербайджана приветствовал заявление президента РФ Владимира Путина о необходимости решения всех региональных конфликтов на основе территориальной целостности государств, которое президент сделал в ходе ответов в прямом эфире на вопросы российских граждан.
По сообщению агентства CENTRAN.ru, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что официальный Баку и его ведомство в частности намерено активизировать работу, направленную на окончательное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе. Он также подчеркнул, что у него уже состоялись переговоры с сопредседателем Минской группы ОБСЕ Юрием Мерзляковым. "Их исход в азербайджанском МИДе оценивается весьма положительно".
Тем временем, российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков сообщил агентству ИА REGNUM, что никаких встреч с министром иностранных дел Азербайджана у него не было. По словам сопредседателя, в последний раз он побывал в Баку в рамках регионального визита вместе со своими коллегами по МГ ОБСЕ в начале декабря текущего года. Последняя же встреча с главой внешнеполитического ведомства Азербайджана, кстати, тоже в присутствии остальных сопредседателей МГ ОБСЕ, состоялась в Женеве, предваряя первую встречу президентов Армении и Азербайджана - Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о наличии положительных сдвигов в переговорном процессе, Юрий Мерзляков заявил, что говорить о положительных сдвигах, достигнутых в результате переговоров с Гулиевым, не приходится, поскольку таковых переговоров и не было.
Газета "Зеркало" анализирует предложенные сопредседателями варианты урегулирования карабахского конфликта. Первый, "пакетный", пишет газета, предполагал подписание большого политического соглашения, где одновременно с освобождением практически всех оккупированных территорий, кроме Шуши и Лачина, четко определялся бы статус Нагорного Карабаха. Статус Лачина как "транспортного коридора" и Шуши в составе Нагорного Карабаха были спорными моментами этого соглашения. Ряд положений данного соглашения, которые определяли круг полномочий Нагорного Карабаха как автономии в составе Азербайджана, также вряд ли был приемлем для азербайджанской стороны.
Суть второго, "поэтапного", заключалась в том, что освобождается большинство оккупированных районов, опять же кроме Шуши и Лачина, где размещаются миротворческие силы, восстанавливаются коммуникации и экономические отношения между Азербайджаном и Арменией. А все спорные вопросы, в том числе статус Нагорного Карабаха, Лачина и Шуши, обсуждают на следующем этапе переговоров. Плюсом этого варианта, по мнению "Зеркала", было то, что, во-первых, Азербайджан не брал на себя никаких обязательств по статусу Нагорного Карабаха. Во-вторых, освобождалось большинство оккупированных районов, куда могли бы вернуться карабахские беженцы. Минусом поэтапного варианта было то, что в случае размещения в зоне конфликта миротворческих сил стороны полностью теряли возможность силового решения проблемы. Более того, разблокирование транспортных коммуникаций и налаживание экономических отношений до полного урегулирования конфликта означали бы вовлечение Армении во все крупные региональные проекты, чему Азербайджан, безусловно, никак не мог бы помешать, так как был бы связан международным соглашением.
Третий вариант, "о едином государстве", предполагал установление горизонтальных отношений между Баку и Степанакертом. При этом Нагорный Карабах имел бы право заблокировать даже внешнеполитические инициативы официального Баку, если бы они "противоречили его интересам".
Активно обсуждалось также предложение об обмене территориями, которое так и не было официально представлено сторонам в качестве варианта урегулирования карабахского конфликта. Таким образом, по мнению газеты, при всех своих недостатках вариант поэтапного урегулирования конфликта был самым приемлемым для Азербайджана.
Нынешний, "синтезированный" вариант урегулирования карабахской проблемы, предполагает освобождение трех-четырех районов в южном направлении, разблокирование всех транспортных коммуникаций, налаживание экономических отношений между Арменией и Азербайджаном, размещение миротворческих сил в зоне конфликта. Кроме того, предлагается в общих чертах определить будущий статус Нагорного Карабаха. Освобождение остальных оккупированных районов, в том числе судьба Шуши и Лачина, могло бы быть решено на следующем этапе переговоров, после детального согласования статуса Нагорного Карабаха. "Зеркало" называет это "намного ухудшенным вариантом поэтапного урегулирования".
Вместе с тем, утверждая, что этот вариант "полностью отвечает интересам России, США и частично Ирана", газета сообщает, что официальный Баку в принципе готов согласиться на этот "синтезированный" вариант урегулирования конфликта. "Не случайно, что совсем недавно один из ведущих функционеров правящей партии Али Ахмедов заявил, что главное - подготовить общества двух стран к восприятию возможного мирного соглашения". Однако камнем преткновения сторон опять же остается вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Действующая в Азербайджане Организация освобождения Карабаха (ООК) приняла резолюцию, в которой выражена надежда, что ООН предпримет серьезные шаги по урегулированию карабахского конфликта и восстановлению территориальной целостности Азербайджана до мая 2004 года. ООК намерена к годовщине "оккупации" символа Нагорного Карабаха - города Шуши - совершить общенациональное мирное шествие в Нагорный Карабах. По мнению представителей ООК, тем самым азербайджанский народ вступит в новый этап борьбы за освобождение оккупированных земель. ("Зеркало").
Газета "Эхо" пишет, что, по словам председателя ООК Акифа Наги, участников предстоящего шествия не волнует перспектива столкновения с "оккупационными" армянскими войсками. "Если власти будут бездействовать, то мы пойдем туда и пусть армяне нас уничтожат!", - заявил Акиф Наги.
В Степанакерте обсуждается бюджет-2004
На состоявшемся 23 декабря под председательством премьер-министра Анушавана Даниеляна заседании правительства Нагорного Карабаха был обсужден доработанный вариант законопроекта "О государственном бюджете НКР на 2004 год". В обновленный проект госбюджета включен ряд предложений и изменений, которые были внесены депутатами в ходе его парламентских обсуждений. В частности, проектом предусматривается также 30-процентное повышение зарплаты сотрудникам государственных СМИ. А.Даниелян выразил уверенность, что проект госбюджета Нагорного Карабаха на 2004 год даст возможность за счет обеспечения его доходной части с каждым годом повышать размеры зарплат и пенсий. По его словам, в 2003 г. рост валового дохода в республике составил 18 процентов. В 2004 г. объем промышленности составит 11 млрд. драмов (в 1999 г. этот показатель был равен 3 млрд. 800 млн. драмов). В уходящем году был достигнут 40-процентный рост собственных доходов (в годовом разрезе), что составляет около 900 млн. драмов. В результате обсуждений члены правительства одобрили проект Закона о госбюджете. Участники заседания утвердили также законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон НКР "О декларировании имущества и доходов руководящих работников органов власти НКР", перечень специальностей и вступительных экзаменов государственных высших и средне специальных учебных заведений Нагорного Карабаха на 2004-2005 учебный год. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).
24 декабря парламент Нагорного Карабаха рассмотрел во втором чтении проект бюджета 2004 года, пишет газета "Еркир". В ходе обсуждения депутатские фракции представили свое отношение к основному финансовому документу Нагорного Карабаха. Руководитель фракции "Дашнакцутюн" Ваграм Балаян заявил, что депутаты его фракции будут голосовать против проекта бюджета, поскольку они не достигли согласия с правительством по принципиальным вопросам. В отличие от "Дашнакцутюн", руководитель фракции Либерально-демократического союза Ваграм Атанесян отметил, что в результате грамотной экономической политики правительства внутренний валовой продукт Нагорного Карабаха по сравнению с 1996 г. вырос вдвое, в экономику республики инвестировано 40 миллионов долларов. В итоге фракция "Дашнакцутюн" проголосовала против представленного документа.
Заместитель председателя парламентского большинства, фракции Союз "Демократический Арцах" Ваграм Атанесян, озвучивая позицию своей фракции, подчеркнул, что новый этап кадровой реформы, в который Нагорный Карабах вступил после принятия закона "О государственном служащем", невозможно осуществить без материального обеспечения. Кроме того, по словам В. Атанесяна, на данном этапе в государственных органах ощущается острая потребность в профессиональных кадрах, которых невозможно привлечь на невысокую зарплату. Исходя из всего этого, фракция будет голосовать за представленные проекты. В своем слове вице-спикер парламента Мушег Оганджанян отметил, что во всем мире высшие руководители стран получают высокие зарплаты, гораздо более высокие, чем это пытаются сделать в Нагорном Карабахе. Он оправдал шаги правительства, нацеленные на повышение зарплат руководящим работникам, и осудил политические силы, делающие популистские заявления. Мушег Оганджанян подчеркнул, что зарплату народу надо повышать в соответствии с экономическим ростом. Представленные законопроекты, касающиеся повышения зарплат руководящим и другим работникам законодательной, исполнительной, судебной властей, налоговой службы, прокуратуры и др., были приняты парламентом. Проект госбюджета, согласно процедуре, будет вынесен на окончательное утверждение 29 декабря. ("Кавказский узел").
В республике отопительный сезон начался давно. "Но все ли учреждения, предприятия и жилые дома получают тепло? Как отапливается столица?" - спрашивает газета "Азат Арцах". Как отметил директор ГЗАО "Тепловое хозяйство" А.Шабанян, на сегодня в столице отапливаются 9 школ, музыкальная школа и училище, университет "Месроп Маштоц", физико-математическая школа. Больницы в этом году не отапливаются. По словам А.Шабаняна, они сами отказались от их услуг. Отопления нет ни в одном жилом доме столицы, ибо большинство жителей не дало на это согласия. Хотя "Тепловое хозяйство" не раз заявляло о готовности обеспечить теплоснабжение, если, конечно, они заключат с предприятием договоры. Причина отказа - слишком высокая плата. Население по сей день не погасило долги прошлых лет и не желает увязнуть в новых долгах. По словам А.Шабаняна, есть и желающие, но их меньшинство. А частичное отопление здания невозможно. Напомним, что тариф на отопление одного кубометра составляет 241 драм, а одного квадратного метра жилого помещения - 1265 драмов. "Так что выбор за вами, - заключает газета. - Если вам по карману такие цены, заключайте договора, а нет - не обвиняйте "Тепловое хозяйство".
Степанакертский пресс-клуб и Центр общественных технологий (Ереван) при поддержке фонда Фридриха Эберта провели опрос общественного мнения среди жителей Нагорного Карабаха по проблемам становления демократии. Опрос охватил 1000 человек, из них 500 в Степанакерте и 500 в районах республики. Каким видят жители Нагорного Карабаха будущее своей страны? За мирное, политическое решение карабахской проблемы выступает 69,1% респондентов. При этом они считают, что решение проблемы связано с международным признанием Нагорного Карабаха. Карабахцы считают приемлемым для страны статусом вариант суверенного государства (44,9%) или присоединение Нагорного Карабаха к Армении (48,3%). Любые другие варианты, связанные с пребыванием в составе Азербайджана, в том числе с "самой высокой автономией", отвергаются. Наиболее результативным форматом переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта респонденты считают трехсторонние переговоры между Ереваном, Баку и Степанакертом (41,3%). Карабахцы не связывают больших надежд с прямыми переговорами между Баку и Степанакертом. В пользу такого формата выступают 9,8% опрошенных. За переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ выступает 12,1% опрошенных. Отрицательное отношение к территориальным уступкам Азербайджану (статус в обмен на территории) проявили 52,8% респондентов, а более 30% не определились в своих позициях и затрудняются ответить на этот вопрос. 16,5% опрошенных считают возможной подобную уступку. 6,2% респондентов верят в скорейшее решение конфликта, 24,8% считают это делом более позднего времени. (ИА REGNUM).
22 декабря в Государственном музее Нагорного Карабаха открылась выставка экспонатов, обнаруженных в ходе раскопок в 2002-2003 гг. в Азохской пещере на территории Гадрутского района Карабаха. Были выставлены останки ископаемых животных, каменные орудия труда. Экспедиция в Азохскую пещеру была международной, в ней принимали участие ученые и археологи из ряда европейских университетов, а также преподаватели и студенты исторического факультета Арцахского госуниверситета. По оценкам исследователей, экспедиция дала богатейший материал для дальнейшего анализа. Как отмечает известный арцаховед Шаген Мкртчян, экспедиции и раскопки в Азохской пещере проводились и в советские годы, однако практически все обнаруженные экспонаты были вывезены в Баку. ("Кавказский узел").