Порошенко и Троцкий
События последней недели радикально изменили ситуацию на Украине. Ряд политиков и экспертов заявил, что война окончилась, кризис исчерпан и со спокойной совестью переключился на Сирию.
Увы и ах. Могу только согласиться с мнением Петра Порошенко — перемирие достигнуто, а до мира нам «як до Київа рачки» («как до Киева на четвереньках»).
Война
Чтобы война прекратилась, нужна ликвидация ее причин. Причины остаются в наличии. Тут и традиционное межрегиональное противостояние, и конфликт элит, и борьба за собственность (которая по мере развития экономического кризиса будет только обостряться), и заинтересованность США в продолжении конфликта.
Но дело даже не в этом. Война-то у нас даже и не начиналась. Полноценная гражданская война всех против всех была очень удачно канализирована в виде войны между Украиной и народными республиками Донбасса. При этом значительная часть населения страны уверена, что война была с Россией. И даже наглядная демонстрация того, как выглядит война с Россией (в Сирии), их ни в чем не убедит.
Другое дело, что Украина не способна выдержать долгую войну, поэтому и она сама, и ее зарубежные спонсоры заинтересованы в перемирии. Оно прекратится, как только Украина почувствует себя достаточно сильной, чтобы победить, или если внешнее финансирование экономически несостоятельного украинского государства прекратится и власть рухнет.
Выборы
«Концом войны станет проведение выборов на территориях ДНР и ЛНР, и внесение в Конституцию Украины изменений касательно статуса этих территорий», — пишет украинский политический аналитик Михаил Павлив. Но он добавляет, что «совершенно непонятно, каким образом Украина будет проводить выборы на неконтролируемой территории: она не может проводить выборы на половине контролируемой территории Донбасса».
С выборами более или менее понятно — по словам Франсуа Олланда, для выборов в Донбассе нужно принять специальный закон. Меркель добавила, что нужны изменения в Конституцию.
Это замечательно, но хотелось бы понять, кто все это будет принимать? Нынешняя Верховная Рада? «Не смешите мои подковы» ©. Нет никаких гарантий, что она примет хотя бы то, что уже есть в парламенте (третье чтение конституционных изменений, кстати). Специальный же закон для Донбасса эта Рада не примет. И уж конечно никто не будет согласовывать законопроекты с властями ЛДНР.
Правда, позитивные сигналы тут есть. В выступлении Порошенко в ООН власти республик названы «правительствами» (причем — без кавычек и определения «так называемые»), а «Оппозиционный блок» меняет название (что представляет собой подготовку к включению партии в правительственную коалицию). Но реализовать их можно будет только после перевыборов парламента, а сами перевыборы будут не раньше весны.
Амнистия
Амнистия — тоже элемент Минска. Тут, на самом деле все просто. Закон об амнистии принять можно. И даже можно подвести под него ополченцев (пока что Киев готов говорить только об амнистии людей, которые закон не нарушали — что само по себе говорит почти все). Ну и что?
Во-первых, амнистия будет касаться только «сепаратистов». В отношении же «укропов» амнистии не будет, ибо они ни в чем не виноваты — «онижедети». Не будет и никакой денацификации — просто нет субъекта, который стал бы этим заниматься. Порошенко «равноудаляет» радикалов, но только для того, чтобы использовать их в своих интересах.
Во-вторых, нет никаких причин не проводить репрессии против ранее амнистированных позже. Поскольку был бы человек — дело найдется. Кстати, депутаты местных советов на Украине неприкосновенности не имеют. Думаю уже через год после выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской области не останется ни одного представителя местного самоуправления на свободе.
Территориальное устройство
Разнообразные фантазеры рассуждают о том, что «особый статус» Донбасса означает, фактически федерализацию Украины в форме федерации Украины и Донбасса. Ну, а за этим последует «парад суверенитетов» в других регионах.
Во-первых, вопрос о федерализации Украины был снят с повестки дня на достаточно длительный срок (в пределах нескольких десятилетий) после проведения референдума в Крыму. Украинское общество сейчас объединено на антироссийской основе и не будет задумываться о федерализме просто потому, что этого требовал Кремль.
Во-вторых, чтобы создать федерацию Украины и Донбасса, Донбасс должен существовать в виде одного или, хотя бы, двух субъектов. Так вот, в Минских соглашениях этих субъектов НЕТ. От слова вообще. Там фигурируют отдельные районы. Какая федерация с районами?
Но даже и унитарное государство с псевдоавтономией нескольких районов выглядит пока что ненаучной фантастикой. Украина не хочет объединяться с «Лугандой» и «Донбабве», и уговорить ее не получится. Как ее заставить я не представляю — экономических санкций Киев не боится, а вводить войска побоятся сами гаранты Минска.
Кстати. А у жителей Луганска и Донецка кто-то спрашивал — сильно они хотят в состав Украины? Даже без уточнения, что Украина унитарная, а они войдут в виде отдельных районов…
Крым
Крым изначально темой Минска не был. А ведь война, в той форме, которую прекратил Минск, началась именно с ухода Крыма. Можно сколько угодно говорить, что речь шла о свободном волеизъявлении крымчан — никакая украинская власть в это не поверит (характерно, что, например, Комитет спасения Украины вопрос о Крыме старательно обходит).
Петр Порошенко: «Война будет закончена, когда будет освобожден последний клочок украинской земли. Пока у нас есть оккупированные территории, война не закончилась».
Россия же тему Крыма, совершенно естественно, обсуждать не будет. Что, кстати, правильно. Вот только платить за это придется тем, что никакой нормализации двухсторонних отношений в обозримой перспективе не предвидится. И война будет продолжаться, пусть и без военных действий.
Мир? Вы шутите… Ни войны. Ни мира. И армию никто распускать не будет. Это не Троцкий. Это Порошенко.