Жертвы на убой: Почему польские СМИ проспали «покушение» на премьера Копач
Польский таблоид Super Express произвел на свет «сенсацию». Сегодня, 26 сентября, издание сообщило, что на премьеров Польши и Украины Еву Копач и Арсения Яценюка готовилось покушение. 17 сентября этого года два премьера посетили поселок Быковня (в пределах Киева), где Копач приняла участие в траурных мероприятиях, «посвященных памяти польских заключенных, арестованных и убитых НКВД в 1940 году». На трассе, по которой должен был пройти маршрут глав правительств, был найден гранатомет РПГ-26 и обнаружено подготовленное специальное место для ведения обстрела. Гранатомет нашли под железнодорожным мостом, завернутым в пленку. И эта находка послужила причиной того, что первоначальный маршрут кортежа Копач и Яценюка был изменен. Сведения издания подтвердил представитель Бюро охраны правительства (BOR) Дариуш Александрович и сама пани премьер. Как передает Зарубежная служба Польского радио, Копач заявила следующее: «Да, мы получили эту информацию. Нам изменили маршрут, а премьер Яценюк сообщил, что его службы нашли гранатомет. Я ответила, что такова наша работа».
Удивительно другое. Новость о покушении появилась на сайте Управления государственной охраны Украины в тот же день, 17 сентября, в 20:31 и выглядела так: «17 сентября 2015 около 17:55 оперативным нарядом Управления государственной охраны Украины во время отработки трассы проезда кортежа международной делегации (объездная трасса Киев-Чернигов) под основой моста через железнодорожные пути был обнаружен подозрительный предмет тубусной формы, завернутый в пищевую пленку. По результатам проведенного осмотра находки были обнаружены готовый к применению РПГ-26, а на местности было обнаружено несколько мест, подготовленных для ведения стрельбы. Силами оперативного наряда УГО Украины было окружено место находки и вызваны соответствующие подразделения МВД Украины, а маршрут движения кортежа международной делегации был заблаговременно изменен. Проводятся следственные действия». Уже на следующий день информацию разнесли многочисленные украинские и российские порталы, причем, в заголовках прямо акцентировалось, что речь идет о «попытке теракта» против премьер-министров. Возникает вопрос, как польские издания, которые ранее довольно тщательно отслеживали информацию о состоянии польско-украинских отношений, смогли «пропустить» эту новость и почему она появилась только сейчас? На наш взгляд, есть две версии. Первая. Глава польского кабинета и сопровождающие ее сотрудники BOR попросту не поверили, что речь идет о реальном покушении, поэтому решили не «раскручивать» эту тему. Вторая. СМИ Польши попросту перестали внимательно следить за украинским информационным пространством, а новости из Украины перестали привлекать внимание на фоне «новой медийной игрушки» — проблеме с беженцами.
Польские издания, безусловно, отличаются разнообразием и широким спектром мнений, но даже с учетом этого они способны, когда надо, работать слаженно и по команде. С начала украинского кризиса, переросшего в гражданскую войну, ведущие издания Польши игнорировали некоторые неудобные темы, способные поставить под вопрос позиции как правящей коалиции, так и оппозиции в отношении Киева. Волынская резня, прославление сотрудничавших с нацистами во время Второй мировой войны лидеров националистических группировок, странное поведение украинских властей по проблемам исторической памяти и текущей внешней политики — все эти темы оставались уделом нишевых и маргинальных СМИ Польши. Для мейнстрима Украина была «несчастной жертвой российской агрессии», и только так. Переключателем щелкнули после победы на президентских выборах в мае этого года представляющего партию «Право и Справедливость» (PiS) Анджея Дуды. Во-первых, стало ясно, что польское общество устало жить украинскими заботами, тем более что Польша от них ничего не получала. Во-вторых, в концу лета Европа столкнулась со взрывным наплывом вынужденных переселенцев с Ближнего Востока и Африки.
Украинцы тоже заполонили польские города и села, но они хотя бы не требовали социальной помощи, сами искали и находили себе работу. В отличие от новых беженцев, чье содержание недешево обходится национальным бюджетам. Поэтому когда в начале сентября в Варшаву прибыл с визитом премьер-министр Украины, польская пресса его практически «не заметила». Более того, еженедельник Polityka поставил вопрос: почему так поздно? И сам же ответил — видимо, потому, что «Украина заинтересована в сотрудничестве с Польшей значительно меньше, чем мы ожидали». Яценюк опоздал, отмечало издание, так как сейчас Европейский союз сталкивается с кризисом, «вызванным давлением волны мигрантов». Помимо того, Киев не хочет проводить реформы, но «война не является достаточным оправданием, чтобы отказаться от них», а «олигархическая система чувствует себя все еще хорошо, коррупция не уменьшается».
Однако есть и другое. На сегодня Варшаве и Киеву трудно найти собеседников по диалогу, даже если появятся общие темы. Кабинету Евы Копач осталось жить меньше месяца, а украинский премьер потерял популярность в своей стране и находится под угрозой отставки. Польский президент Анджей Дуда на словах не отказывается от встречи с коллегой из Украины, однако и не проявляет особого желания. Возможно, они увидятся на следующей неделе на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, но пока что в графике Дуды на этот год посещение Киева не значится. Сама Польша, по словам историка и главы отделения Польского геополитического общества в Жешуве Анджея Запаловского, «предала» партнеров по Вышеградской группе, Белоруссия как союзник России для Варшавы потеряна, осталось быть вассалом Германии и «партнерство» с «банкротом Украиной» и «антипольской Литвой». И все это говорит в пользу того, что украинская тема еще не скоро вернется на первые полосы польских изданий.