В парламенте идет борьба за земельные участки. Грядут перемены на рекламном рынке. "Вмененка" похоронит автосервис. Губернатор упростит поступление крупных инвестиций.

Над системой распределения пятен под застройку в Петербурге через открытые торги нависла угроза. Ряд депутатов городского парламента выступил за выделение пятен целевым назначением. Таким образом они выражают свое недовольство принятым на прошлом заседании Законодательного собрания Петербурга в первом чтении законопроектом "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга". Согласно законопроекту, предоставление объектов недвижимости будет осуществляться в соответствии с адресным перечнем, который разрабатывает уполномоченный орган администрации (какой - пока неизвестно). Этот же орган будет проводить открытые торги, сообщает "Деловой Петербург". Депутат ЗакСа Владимир Гольман опасается, что эти полномочия отдадут ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", которое, по его словам, не справляется со своими обязанностями. Депутат предлагает внести в закон пункт, который предоставляет возможность администрации предоставлять пятна целевым назначением, так же как и прежде. Оформить и внести свои поправки на рассмотрение ЗакСа "недовольные" депутаты смогут до 31 января.

В минувшую пятницу коллегия Счетной палаты России направила в Генеральную прокуратуру представление о финансовых злоупотреблениях на строительстве кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Счетная палата уличила строителей КАД в финансовых злоупотреблениях: якобы они самовольно завышали сметы и расплачивались с подрядными организациями за одну и ту же работу по разным тарифам. Нынешнее представление Счетной палаты направлено губернатору Петербурга, полпреду в СЗФО, в Минтранс и в Генпрокуратуру. Не исключено, что свои пояснения по поводу злоупотреблений на КАД вынужден будет дать прокуратуре и вице-премьер Владимир Яковлев. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Валентина Матвиенко наложила вето на законопроект "О внесении изменений в Закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга", который был подготовлен в соответствии с экспертным заключением ГУ Минюста по Петербургу и Ленобласти. Губернатора не устроило содержащееся в документе определение ЖСК и ЖК. В соответствии с ним ЖСК создаются жителями Петербурга и юридическими лицами, зарегистрированными в Петербурге, для совместного строительства (реконструкции) жилых домов и последующей их эксплуатации. А ЖК создаются для покупки домов с завершенным строительством и капитально отремонтированных (реконструированных) жилых домов и последующей их эксплуатации. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Сегодня члены Постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по здравоохранению и экологии рассмотрят законопроекты "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" и "О внесении изменений и дополнений в Закон "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год". Помимо этого, депутаты обсудят вопрос о выдвижении своих коллег во вновь формируемый состав ТФ ОМС, сообщает "Деловой Петербург".

Вчера в Смольном было принято решение о назначении новым директором Городского центра по размещению рекламы (ГЦРР) Александра Кадырова, в данный момент возглавляющего ИА "Росбалт". Сейчас в ГЦРР работает межведомственная комиссия, по итогам работы которой должны быть разработаны новые правила размещения наружной рекламы, не менявшиеся с 1996 года. До сих пор ГЦРР получал от городских рекламных доходов около 15% комиссионных. Предшественник Кадырова Андрей Шмаков называл себя представителем бизнеса, а не администрации, которую считал своим заказчиком. От того, как будет позиционировать себя А. Кадыров, во многом зависят грядущие перемены на местном рекламном рынке, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

ОАО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин двор" и ГУП "Городской центр размещения рекламы" подписали договор, согласно которому агентство получило эксклюзивное право на координацию работ по размещению наружной рекламы на территории комплекса. По словам генерального директора агентства Александра Шабасова, в будущем году отчисления в бюджет Петербурга от размещения объектов наружной рекламы по внешнему периметру Апраксина двора вырастут почти в 5 раз - до 150 тыс. долларов. На сегодня примерно 90% рекламных носителей не санкционированы. Агентство разработало Концепцию размещения рекламы на своей территории. Утверждено восемь типов световых носителей для оформления фасадов. Реализация концепции началась с Садовой ул. Здесь размещено 180 рекламных носителей, из которых уже около 45% имеют рекламное наполнение, сообщает "Деловой Петербург".

Вчера ОАО "Русские самоцветы" и его акционер АКБ "Ланта-банк" презентовали совместный ритейловый проект - торговый центр на Заневском проспекте. Намерение заняться новым видом бизнеса в компаниях объясняют излишками площади, которые скоро появятся ввиду модернизации производства. В итоге "Русские самоцветы" могут стать одним из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости города. Ранее по пути строительства деловых и развлекательных центров на собственных высвобождающихся площадях пошло ЦКБ "Рубин", сообщает "Коммерсантъ-СПб". Конструкторским бюро был построен административно-коммерческий центр на Невском, затем на Обводном канале по соседству с офисом "Рубина" возник бизнес-центр "Нептун". В конце прошлого года у КБ появилась новая идея - на углу улиц Звенигородской и Марата построить трехэтажный торгово-развлекательный комплекс "Планета Нептун".

Общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений нанес удар по имиджу компаний, уполномоченных распоряжаться вкладами граждан, сообщает "Деловой Петербург". Совет предал гласности список компаний, не предоставивших полную информацию о своих владельцах. Как отметил один из членов общественного совета, эта акция была предназначена в основном для "простых граждан". "Большинству россиян мало говорят все эти ЗАО и ООО, а вот фамилии их владельцев могли бы сказать о многом, но, увы, не все на это пошли. К чести петербургских компаний, надо заметить, что они хоть откликнулись на наше предложение", - отметил представитель Общественного совета.

Вчера губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объяснила чиновникам городской администрации, какую инвестиционную и экономическую политику им надо проводить в ближайшие годы. Это произошло на общем собрании топ-менеджеров крупнейших совместных предприятий Санкт-Петербурга, которые пригласили губернатора для защиты своих интересов. Губернатор сразу заявила, что главная ее цель - это бюджет в размере 170 млрд. рублей (в 3 раза больше, чем в 2003 году). Для достижения этой цели, по замыслу В. Матвиенко, надо упростить приход в город крупных инвестиций, в том числе за счет создания площадок с готовой инфраструктурой и введения практики "одного окна". Бизнесмены в свою очередь намекнули губернатору, что если неопределенность с их предложениями сохранится, то им "трудно будет привлечь средства". Сегодня планируемый объем прямых инвестиций предприятий, входящих в ассоциацию, составляет 1 млрд. долларов, а В.Матвиенко для выполнения своей экономической программы требуется 3,5 млрд. Накал разгоревшихся страстей удалось снять вице-губернатору Михаилу Осеевскому, который сообщил аудитории о готовности города сохранить налоговые льготы, предоставленные в свое время инвесторам на миллионы долларов. После этого мероприятие закончилось миром, а бизнесмены отметили "оперативность" власти. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Законодательство РФ относит к малому бизнесу, во-первых, частных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, во-вторых, фирмы с числом работников до 100 человек. Общее количество петербуржцев, занятых в сфере малого бизнеса, по оценкам КЭРППиТ, составляет порядка 600 тысяч человек. Большая их часть, судя по всему, работает в "сером" секторе (более или менее точных данных нет). Предпринимателей первой категории насчитывается в Петербурге около 100 тысяч человек, общее количество занятых во второй - 142 тысячи. По данным налоговых органов, прирост числа предпринимателей с 2000 года очень мал - примерно 1000 в год. Налоги исчисляются исходя из фактически полученного дохода: 13% подоходного налога, а также 21% единого социального налога. Из 100 тысяч зарегистрированных предпринимателей регулярно отчитываются перед налоговыми органами только 80 тысяч. Общая сумма налогов, поступивших от предпринимателей в городской бюджет в 2002 году, составила 392 млн. рублей, то есть примерно 5 тысяч рублей в год с одного предпринимателя. Для сравнения: общая сумма подоходного налога, уплаченная жителями Санкт-Петербурга, составляет около 20 млрд. рублей. Получается, что в среднем предприниматель платит меньше налогов, чем наемный работник (8 тысяч рублей). Итак: "белый" сектор малого бизнеса мелок, имеет плохую отраслевую структуру и почти не платит налогов, подытоживает еженедельник "Эксперт Северо-Запад". При этом число петербуржцев, занятых в сферах "серого" сектора, можно определить с помощью грубой прикидки. Численность "частных таксистов" составляет 50-100 тысяч человек (исходя из примерно 1 млн. зарегистрированных в Санкт-Петербурге личных автомашин). В частных авторемонтных мастерских работает около 10-20 тысяч человек (не менее одного мастера на 50-100 личных авто). Репетиторством занимаются по крайней мере 10 тысяч человек (не менее одного преподавателя на 100 учащихся, или даже трети преподавателя). Услуги по ремонту квартир оказывают 20-30 тысяч человек (по данным МИК "Гортис", 310 тысяч семей делали ремонт в этом году, а рынок "в тени" на 90%).

Для того чтобы рекламу заметили, ей не обязательно быть большой - достаточно лишь максимально приблизить рекламоноситель к потребителю информации. Видимо, из этого принципа исходили менеджеры петербургской компании "Реклама-Связь", когда патентовали новый вид рекламоносителя - почтовые марки. Как ни удивительно, рекламных почтовых марок, помимо России, нет и никогда не было ни в одной стране мира. Это абсолютно российское ноу-хау. Однако и этого мало: в ноябре фирма получила лицензию и стала оператором почтовой связи. В планах компании - открыть собственные почтовые отделения в туристических точках города. Только в Петропавловской крепости бывает ежегодно 2 млн. туристов. По согласованию с Государственным музеем истории города и КГИОП, уже в будущем году у Государева бастиона в Петропавловской крепости появится постройка в стиле XIX века, которая и станет почтовым отделением. На это планируется истратить около 20 тыс. долларов. Туристы смогут отправлять открытки с видами крепости прямо из крепости, а в дальнейшем - непосредственно из Мариинского театра, Исаакиевского собора или Эрмитажа. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Введение с Нового года вмененного налога радует не всех. И многие предприниматели ищут уловки в законодательстве, чтобы избежать этой "участи". На примере трех реально действующих предприятий аналитиками "Делового Петербурга" просчитана возможность работы при ЕНВД. Из проведенного анализа следует вывод: не все так страшно, как кажется. Крайне невыгодна оказалась "вмененка" для автосервиса. Аналитики рекомендуют законодателям снизить соответствующие коэффициенты - в противном случае город может остаться без автосервиса и автомоек. А вот предприятия, осуществляющие услуги в сфере общепита или розничной торговли, в свете новых положений только выигрывают.

2003 год заканчивается для предпринимателей не лучшим образом - законодательных барьеров в IV квартале оказалось почти в два раза больше, чем фактов помощи, подытоживает "Предприниматель Петербурга". Российское законодательство далеко от стабильности; условия, действительно благоприятные для развития малого предпринимательства, появятся в стране отнюдь не завтра. Анализ проблем, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям в IV квартале 2003 года, приведен на страницах издания.