Господин премьер-министр, известно, что большая часть хозяйства в Армении приватизирована. Как говорит президент страны Роберт Кочарян, за правительством и ведомствами остались лишь регулирующие функции. Но мы также знаем, что стратегические интересы Армении требуют регулирования глобальных вопросов в области энергетики, газа, транспорта, транзита и т.д. Какие принципиальные решения принимает правительство в этих сферах, может ли оно выступать здесь в лице собственника?

Армянское государство не намерено заниматься бизнесом или предпринимательством. Нашу задачу мы видим в создании необходимой законодательной базы и подписании межгосударственных договоров и соглашений, призванных стимулировать данные направления. Регулирующая функция правительства в том и состоит, чтобы добиться условий, никоим образом не угрожающих национальной безопасности и соответствующих интересам народа. Приведу пример из области энергетики. В рамках двухсторонних договоров, а также в рамках армяно-российского межправительственного соглашения "имущество в счет долга" приватизированы распределительные энергосети республики, в управление российской стороне переданы Армянская атомная электростанция, Разданская ТЭC и Севанский каскад. Все это сделано с тем, чтобы эти предприятия обеспечивали население и промышленную инфраструктуру высококачественной электроэнергией в стабильном режиме и достаточном для внутреннего спроса количестве, а их деятельность не выходила за рамки национального законодательства. При этом тарифная политика данных предприятий будет контролироваться независимым регулирующим органом, ожидаемые же инвестиции - направлены на обеспечение их безопасного функционирования. Естественно, правительство Армении не намерено каким-либо образом вмешиваться во внутренние дела предприятий - интересоваться, сколько человек там работает, какова их зарплата и т.д. В любом случае наша задача состоит в создании благоприятных условий, как для местных, так и для иностранных инвесторов. В этом направлении наиболее положительные результаты зафиксированы именно с российской стороной, что, вне всякого сомнения, должно служить примером при формировании подобного рода отношений и с другими странами.

Означает ли это, что в случае открытия границы с Турцией благоприятный режим будет распространен и на турецких предпринимателей?

Правительство Армении не ставит политических задач в экономической плоскости. Прекрасным свидетельством тому наши отношения с Ираном. Армения развивает как политические, так и экономические отношения со многими странами мира и, как правило, политические отношения способствуют углублению экономических. Так, в контексте стратегического партнерства с Россией, естественно, что для российского хозяйствующего субъекта в Армении создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Можно ли предположить из вышесказанного, что в случае со строительством армяно-иранского газопровода правительство Армении будет лишь организатором, но не собственником?

Это будет зависеть от тех возможностей и условий, которые будут зафиксированы по окончанию консультаций. В случае необходимости, на начальной стадии правительство Армении может быть участником и собственником проекта с дальнейшей передачей своей доли в управление или приватизацию. Мы заинтересованы в участии российской стороны в данном проекте. В настоящее время ведутся консультации с правительством России и руководством Газпрома. Мы надеемся, что они дадут положительный результат. Проект оценивается в $70-90 млн и рассчитан на реализацию в три этапа: первый - прокладка газопровода с иранской стороны и его соединение уже в Армении с существующим Каджаранским газопроводом, второй этап - прокладка трубопровода из Каджарана до Гориса или Сисиана, третья задача - присоединение трубопровода к системе Вайоц Дзорского марза (области). Осуществление второго и третьего этапа предполагает некоторое расширение диаметра труб. Завершив первый этап, мы будем иметь возможность получать от 200 до 300 млн кубометров газа. При успешной реализации всех трех этапов, газопровод будет поставлять до 1 млрд кубометров газа, что будет примерно равно тому объему, который мы получаем сегодня из России (1,2 млрд. -1,3 млрд. кубометров).

А как Россия относится к данному проекту?

Россия не отрицает важность его реализации. Более того, армянская сторона приглашает Россию принять в нем активное участие. Во всяком случае, договоренности, достигнутые между президентами и правительствами двух стран, дают повод надеяться на положительное решение российской стороны. В последнее время мы получаем обнадеживающие сигналы из Москвы и думаем, что уже в наступающем году в этот вопрос будет внесена некоторая ясность.

Все мы с трепетом ожидаем предстоящих 4 января президентских выборов в Грузии. Заготовлен ли у правительства Армении план выживания на случай негативного развития событий в этой стране?

Конечно, мы обсуждали этот вопрос. Стабильность в Грузии независимо от того, кто стоит у руля власти в этой стране, крайне важна для Армении. К сожалению, мы не в праве влиять на внутренние процессы в соседней стране. Но не будем забывать, что в Грузии проживает значительное количество армян, и участие армянского населения в политических процессах вряд ли будет играть второстепенную роль. Мы призываем наших соотечественников, как истинных граждан Грузии, принять активное участие в предстоящем политическом процессе, учитывая при этом интересы Армении. Это не даст повода определенным политическим силам Грузии спекулировать на национальные темы, пытаться разжигать межнациональную рознь. Очевидно, события в Грузии имеют региональное значение. Мы должны учитывать, что единственная коммуникационная связь Армении с Россией, со странами СНГ и Европы пролегает именно через Грузию - железной дорогой до Поти или Батуми и далее паромом в пункт назначения. Грузия имеет определенные проблемы с Россией, связанные с чеченским, соответственно, международным терроризмом. Взаимоотношения Абхазия-Россия, Абхазия-Грузия, югоосетинская проблема - это те вопросы, которые касаются не только Грузии, но и соседних стран. Мы заинтересованы в решении этих вопросов, по которым у Армении и России наблюдается определенное совпадение позиций.

Остается не решенным и вопрос российских военных баз в Грузии. Хотя грузинская сторона настаивает на их выводе, население регионов, где они дислоцированы, да и Армения заинтересованы в том, чтобы базы еще некоторое время оставались. Существует необходимость сохранения взаимосвязи российских военных баз в Грузии с базами в Армении. Думаю, российская сторона в состоянии решить эти вопросы, напрямую затрагивающие и армянские интересы.

Готова ли Армения оказать гуманитарную помощь населению Джавхка?

Если потребуется - обязательно.

Несмотря на наличие принципиальных вопросов с Азербайджаном, очевидно, что улучшение отношений с этой страной более вероятно не в политическом, а в экономическом плане. Какие в этом аспекте существуют перспективы?

Если подходить к вопросу формально, то экономических отношений ни с Азербайджаном, ни с Турцией у Армении нет. В то же время, в России и Грузии есть определенные организации и частные лица, выступающие в роли торговых посредников. То есть, если брать фактически, то Армения торгует и с Азербайджаном, и с Турцией. В ходе встреч с представителями международных организаций, в том числе, Всемирного банка, МВФ, ЕС, СЕ, мы не раз выражали свое желание и готовность вне зависимости от политических проблем наладить экономические отношения с Турцией и Азербайджаном. Скажу более, мы довели до сведения правительства Азербайджана нашу готовность открыть на армяно-азербайджанской границе таможенный пункт. Никакой реакции с их стороны не последовало. В любом случае, торговля ведется, и здесь терпят убытки как армянские, так и азербайджанские предприниматели, обогащая тем самым посредников.

Возвращаясь к теме "имущество в счет долга". Критика по поводу сделки звучала и в Армении, и в России. Некоторые связывают со сделкой и ее условиями смену руководителя армяно-российской межправительственной комиссии Ильи Клебанова - сокращение его политического веса. Насколько справедливо, на Ваш взгляд, утверждение о том, что армянские предприятия были слишком высоко оценены?

Переговоры по данному соглашению начались еще в тот период, когда политический вес Клебанова был достаточно высок. Но надо учитывать, что сделка совершалась отнюдь не в политической плоскости, хотя и была беспрецедентной в истории взаимоотношений России со странами СНГ. Спекуляции на сей счет, скорее всего, имеют политический, нежели экономический подтекст. Переговоры длились достаточно долго, многочисленные эксперты довольно скрупулезно изучили вопрос. Не думаю, что российское правительство настолько не контролирует ситуацию, или же не в состоянии оценить стоимость любого бизнеса или предприятия, чтобы нанести своими действиями ущерб российскому народу и государству. У меня есть все основания говорить это, поскольку аналогичные спекуляции имеют место и в Армении. Ратуя за углубление армяно-российских отношений, некоторые, преследуя явно политические задачи, критикуют схему только потому, что она осуществлена действующими властями.

Если судить по публикациям в российской прессе, то создается впечатление, что практически вся армянская энергетика перешла в собственность РАО "ЕЭС России". Однако известно, что в Армении существует довольно развитая сеть малых ГЭС - так называемая малая энергетика. Может ли она стать объектом инвестирования? И есть ли какие-то планы на этот счет?

Вне всякого сомнения - может. Стратегические планы правительства Армении по развитию энергетики, предусматривают строительство преимущественно малых и средних ГЭС. Мы разрабатываем также пилотные программы по использованию энергии ветра. Конечно, запасы гидроресурсов не позволят полностью покрыть потребности Армении. Наша задача состоит в увеличении удельного веса гидроэнергетики. В настоящее время ведутся переговоры с Ираном по строительству на приграничной реке Аракс двух ГЭС, одна из которых станет собственностью иранской стороны, другая - армянской. Кроме того, мы разработали программы, презентующие иностранным и местным инвесторам большой энергетический потенциал севера Армении - Лорийского марза. Таким образом, все потенциальные возможности армянской энергетики инвентаризованы, все они - к услугам инвесторов. Если российская сторона желает строить у нас малые и средние ГЭС, то правительство республики готово оказать ей всяческое содействие. Национальное законодательство страны исключает возможность появления монополиста в данной отрасли, вне зависимости от объема вырабатываемой электроэнергии. Мы крайне заинтересованы в развитии малой энергетики, поскольку планируется, что ААЭС будет функционировать до 2008 г. Конечно, это пожелание Евросоюза еще подлежит обсуждению - станция будет закрыта лишь после изыскания альтернативных мощностей, то есть тех же ГЭС и ТЭЦ. Сегодня действуют переданные РАО "ЕЭС России" четыре блока Разданской ТЭЦ. Вопрос передачи и пятого, на сегодня простаивающего, блока находится в стадии обсуждения. Мы ожидаем заинтересованности российской компании, которой, естественно, и будет дано предпочтение. Кредиты японской стороны позволили приступить к реконструкции и повышению мощностей Ереванской ТЭЦ. Одним словом, активная работа в данном направлении ведется.

Во всех странах мира сфера телекоммуникаций - это сфера жесткой конкуренции, подчиненной, в конченом итоге, интересам потребителя. Как скоро Армения сможет вернуться в конкурентную телекоммуникационную среду, как скоро кризис с "АрменТел" будет разрешен?

Договор в сфере телекоммуникаций, заключенный правительством Армении с греческой компанией ОТЕ (владеющей 90% компании "АрменТел" - ред.) пять лет назад, вследствие быстрых темпов развития отрасли, изменений правил игры на рынке, возросших требований потребителя - перестал соответствовать нынешней динамике. Но даже условия, предусмотренные успевшим устареть документом, со стороны "АрменТел" не выполняются. В этой связи правительство Армении инициировало судебную тяжбу с компанией. ОТЕ, неудовлетворенная решениями судебных инстанций Армении, обратилась в Международный арбитраж в Лондоне. Борьба продолжается уже полтора года, и мы надеемся, что правительство, в конце концов, выйдет из нее победителем. Лишь тогда, в Армении удастся создать конкурентное поле для других операторов. В Национальном собрании РА в стадии обсуждения находится проект нового закона, призванный урегулировать данную сферу.

Очевидно, в Восточной Европе, России и странах Скандинавии есть достаточное число телекоммуникационных операторов, готовых с удовольствием инвестировать данную сферу Армении. И все-таки, как скоро справедливость восторжествует?

Вы правы, к нам поступает множество предложений, как из России, так и из стран Европы. К сожалению, мы пока не в праве призвать к жизни эти предложения. А сколько потребуется времени? Во всяком случае, мы заинтересованы в скорейшем разрешении данной проблемы. В то же время, осознаем, что подобного рода международные разбирательства могут длиться очень долго. А пока, правительство Армении, в рамках национального законодательства, попытается вывести определенные функции из-под монопольного ведения "АрменТел", стараться препятствовать произвольному повышению тарифов и т.д.

Разрабатываются ли проекты государственного масштаба по развитию транспортной инфраструктуры?

К сожалению, в Армении существуют определенные ограничения в возможностях развивать транспортную инфраструктуру. Мы обладаем четырьмя направлениями, и только одно из них действует сегодня в нормальном режиме - это дорога с Ираном. Здесь, совместно с иранской стороной мы планируем реализовать внушительный проект по строительству Каджаранского тоннеля, позволяющий более интенсивно использовать данный маршрут. Второе направление - грузинская дорога. Состояние магистрали на армянской части до границы с Грузией - отличное, с грузинской же стороны, наоборот - плачевное. Мы не раз обращались во Всемирный банк и ЕБРР с просьбой, предоставить в рамках региональных программ кредиты для благоустройства магистрали на отрезках Садахло-Тбилиси и Гюмри-Батуми. Конечно, существуют проблемы связанные с железной дорогой, решить которые мы пока не в состоянии. Для восстановления железнодорожного парка нам нужна долгосрочная кредитная программа. В соответствии с договоренностями региональной программы ТRАСЕCА, в которой участвуют Армения, Азербайджан, Грузия, ряд стран Европы - Болгария, Румыния и т.д, для армянских грузов, проходящих по территории Грузии, должны были быть предусмотрены определенные тарифные льготы. Однако таковые предоставляются лишь Азербайджану. То есть, к нашим объективным проблемам, добавляется и субъективная политика грузинской стороны в отношении отдельных стран-участников программы ТRАСЕCА. Данный вопрос находится в центре внимания политического руководства страны - президента и правительства. К сожалению, нам с большим трудом удается сохранить даже существующие тарифы - грузинская сторона желает повысить и их, объясняя это тем, что, мол, товарооборот Грузии с Азербайджаном превышает транзитный поток армянских грузов. Однако считаю, это лишь формальная сторона вопроса. В Грузии есть заинтересованные лица, не дающие политических формулировок, однако обладающие определенным политическим окрасом, обусловленным взаимоотношениями Грузии с Азербайджаном.

Российская компания Русский Алюминий известна своей способностью вести жесткий бизнес в представляющих интерес регионах и отраслях - она редко терпит конкурентов. У РУСАЛ есть в Армении дочерняя компания - "Арменал" и, судя по некоторым реакциям, компания очень нервно относятся к возможному появлению конкурента. Насколько оправданы эти опасения?

РУСАЛ имеет в Армении монопольное положение. На данный момент ведется модернизация "Арменала", направленная на повышение конкурентоспособности ее продукции на внешнем рынке. В Армении нет таких сил и возможностей, чтобы создать второй алюминиевый завод. То есть, компания, как была монополистом, так, вероятно, им и останется. Политика правительства не направлена на создание крупных производств, ставка делается, прежде всего, на поддержку малого и среднего бизнеса. Стержнем армянской экономики является именно это направление. Так что, опасений приобрести конкурента в Армении у РУСАЛ быть не должно.

Господин премьер-министр, что бы Вы добавили от себя лично?

В России проживают много армян, занятых в бизнесе. Можно смело сказать, что многие из них весьма успешные предприниматели. Наше желание состоит в том, чтобы они оказывали Армении не только гуманитарную помощь, но и организовывали на родной земле свой бизнес. За прошедшие 5-6 лет Армения преодолела нужду в исключительно гуманитарных программах - мы в состоянии вести с нашими соотечественниками экономические - бизнес отношения. Необходимо, чтобы в Армению инвестировали не только российские фирмы, но, прежде всего, российские фирмы с армянским участием. Естественно, мы желаем, чтобы совместные армяно-российские предприятия создавались не только в Армении, но и на территории России. Чтобы армянские инвесторы, благо российское законодательство это позволяет, вкладывали свои средства в российскую экономику. К сожалению, на данный момент мы наблюдаем в этом вопросе некую однополярность. Правительство Армении попытается внести коррективы в данный вопрос.