В Пекине председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь накануне подписали Меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок в Китай природного газа с Дальнего Востока. Об этом говорится в сообщении управления информации российского газового концерна. Церемония состоялась в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.

Алексей Миллер осматривает строящийся трубопровод «Сила Сибири». Фото: gazprom.ru

«Документ отражает намерение сторон по созданию совместной рабочей группы для проведения исследования по проекту поставок. По результатам исследования будут определены ключевые технические и коммерческие параметры проекта, в том числе объем и сроки поставок, а также точка передачи газа», — сказано в сообщении.

«Проект поставок в Китай российского газа с Дальнего Востока укрепляет отношения стратегического взаимовыгодного партнерства между нашими компаниями», — сказал Алексей Миллер.

Таким образом, в российско-китайских газовых отношениях к «западносибирскому» и «восточносибирскому» обнаружилось и третье направление — «дальневосточное».

При этом относительный успех имеет только «восточносибирское» направление — строительство газопровода «Сила Сибири», по которому будет транспортироваться газ якутского и, в дальнейшем, иркутского центров газодобычи. Работы ведутся на участке от Чаяндинского месторождения до города Ленска, уже сварено и уложено в траншею 27 км линейной части газопровода.

Кроме того, началась расчистка трассы газопровода на участке от Ленска до компрессорной станции «Максим Перфильев» протяженностью 587 км, создание фундамента для базы линейно-производственного управления и вахтового жилого комплекса в Ленске. Разрабатывается проектная документация по трансграничному участку «Силы Сибири» в районе Благовещенска: подводный переход через реку Амур будет выполнен методом микротоннелирования.

В настоящее время на строительстве добычных и газотранспортных объектов задействовано около 2,6 тыс. работников подрядных организаций и порядка 1 280 единиц строительной, специальной и вспомогательной техники. Для обеспечения процесса строительства «Силы Сибири» на базы временного хранения в прошлом и текущем годах уже завезено 369 тыс. тонн (около 481 км) труб большого диаметра.

При этом «западносибирское» направление — поставки газа с сибирских месторождений по газопроводу «Алтай» в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая — так и остается проектом. Более того, у проекта уже сложилась репутация неудачного, поскольку подписание контракта анонсируется уже далеко не в первый раз. Начало строительства также неоднократно переносилось — оно намечалось и на 2008, и на 2009, и на 2010-й годы. Затем российская сторона стала избегать называть конкретные сроки, а нынешним летом вместо звучного названия «Алтай» Миллер предложил назвать этот проект обезличенной «Силой Сибири — 2». Инициатива переименования еще не построенного газопровода возникла после того, как сорвался очередной анонсировавшийся срок подписания соглашения (8−9 мая). Осторожные попытки заявить об очередном «сближении позиций» с Китаем и возможном подписании контракта в ходе визита Владимира Путина в Пекин 3 сентября были дезавуированы еще в начале августа, и к началу официального визита главы Российского государства в Поднебесную о заключении контракта уже никто не говорил.

Впрочем, на встречах с журналистами Алексей Миллер не склонен драматизировать ситуацию. Заявив, что подписание контракта возможно в мае 2016 года, он отметил, что «это соответствует тому графику работ и переговоров, которые у нас были по «восточному маршруту».

Как уже сообщало ИА REGNUM, «Газпром» и CNPC при поддержке своих правительств почти десять лет ведут переговоры о строительстве газопроводов по «восточному» и «западному» маршрутам. При этом если «восточный маршрут» в виде «Силы Сибири» находится в стадии реализации, то «западный» до сих пор является «проектом на бумаге». Стороны регулярно заявляют о готовности приступить к его строительству, однако этого не происходит из-за разногласий по цене.

8 мая этого года в Кремле председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Ван Дунцзинь в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подписали соглашение об основных условиях поставок газа по западному маршруту, в котором оговорены планы поставок газа по трубопроводу «Алтай». Миллер заявил, что «Газпром» и CNPC юридически закрепили пересечение газопроводом границы России и Китая на перевале Канас, расположенном на плато Укок в Республике Алтай. По словам руководителя российской газовой корпорации, соглашение — это часть будущего контракта. «Это более десятка статей, которые носят юридически обязывающий характер», — подчеркнул Миллер. Впрочем, конкретные сроки заключения контракта названы не были, а министр энергетики Александр Новак вскоре заявил, что Россия и Китай «не договорились о коммерческих ценах».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: США и ЕС недовольны расширением российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики

При этом стоит отметить, что в строительстве газопровода «Алтай» не заинтересованы западные страны и США. Свое недовольство этим проектом они не скрывают: The New York Times в прошлом году опубликовала статью о нежелательности строительства этого газопровода, поскольку он «уменьшит уязвимость» РФ от западных санкций. «Россия активно продвигает эту сделку, ищет новые рынки сбыта за пределами Европы, и второй крупный договор с Китаем, единственным членом Совбеза ООН, который не осудил Россию за присоединение Крыма, уменьшит ее уязвимость по отношению к санкциям Запада», — писало издание.

Кроме того, по мнению ряда экспертов, у Евросоюза есть принципиальная задача по срыву программы «Газпрома» по диверсификации поставок, и поэтому проект газопровода «Алтай», который по замыслу будет «питаться» теми же ресурсами, что и западные потребители, уже несколько лет является мишенью ЕС и контролируемых им экологических фондов, которые выступают против строительства трубопровода.