В последний день лета главным политическим вопросом на Украине стал законопроект о децентрализации власти. Его рассматривали в Верховной раде в первом чтении. Рассмотрение сопровождалось словесными и физическими боями и в самом парламенте, где радикалы блокировали трибуну и кричали «Позор!» (мол, никаких шагов навстречу этому Донбассу). Бои рядом с парламентом оказались куда более кровавыми.

ukranews.com

У здания собрались около полутысячи радикально настроенных людей, которые пытались прорывать милицейские кордоны и бросали дымовые шашки. Правоохранители в ответ применили дубинки и слезоточивый газ. Кто-то из протестующих бросил в толпу милиционеров гранату, как минимум — одну. В результате один сотрудник правоохранительных органов погиб, несколько десятков получили ранения. Митингующие пытались штурмовать здание парламента, но успехом это не увенчалось.

Тем временем законопроект был принят в первом чтении. «За» голосовали фракции партий Петра Порошенко и Арсения Яценюка, а также часть депутатов «Оппозиционного блока», которые решили, что лучше такой шаг навстречу Донбассу, чем никакого.

При этом предложенный Киевом проект децентрализации власти только формально является шагом к компромиссу. На самом деле ничего конкретного Донбассу не предложено. Петр Порошенко прямо говорит, что ни о какой федерализации или предоставлении особого статуса речи не идет. Просто регионам и муниципалитетам Украины предоставляется больше полномочий. Не только донбасским — всем. То есть жить все равно предлагается по одинаковым правилам. Кроме того, у президента сохраняются механизмы влияния на решения местных властей.

Но именно особого статуса и добиваются в Донецке и Луганске. Им нужно право определять свою экономическую и социальную политику. В частности, в том, что касается внешней торговли, языка, отношений с соседними странами. Другими словами, у них должно быть право сохранять и наращивать экономические связи с Россией, говорить в школах и госучреждениях на родном языке, не устраивать балагана с черными списками и переименованием улиц, не взвинчивать тарифы на ЖКХ, не участвовать в играх «стань любимой женой белого человека» и так далее.

Участие же в составе государства Украина (при нынешней политике Киева) должно заключаться по большому счету только в общих границах и флагах. Но Киев такой вариант не устраивает. Антироссийскую риторику он ни на что менять не хочет, и тому есть много причин.

Следовательно, разговор об этом законе вообще не стоил бы выеденного яйца. Но в Киеве, как обычно, любую проблему решают посредством разыгрывания второсортной театральной постановки. Примем, мол, хоть такой неполноценный закон, и примем его с боями. Мол, хоть и были противники, но мы все-таки продавили мирный путь. Театральность поведения основных персонажей вроде Олега Ляшко, то блокирующих трибуну, то не мешающих голосованию, прямое тому подтверждение.

Заодно и радикалам, и «государственникам» дают возможность заработать рейтинговые очки. Теперь ведь могут быть только два вида партий: те, что за майдан, и те, что за майдан — за майдан. Первые на фоне вторых выглядят «миротворцами». Вторые на фоне первых — «патриотами». Зрители аплодируют и забывают о падении доходов и росте цен. Через два месяца — местные выборы. Голоса пригодятся.

Ну и заодно президент Украины повеселил публику словами о том, что митинговать можно, но делать этого с оружием нельзя. Милиция сегодня действовала куда жестче, чем во времена майдана, но что-то подсказывает, что ей за это ничего не будет — все правильно сделали. К тому же Госдеп США, генсек ООН и официальные представители ЕС уже успели закон поприветствовать, а протестантов — слегка пожурить. С особым цинизмом в Госдепе США отметили, что «Соединенные Штаты полностью поддерживают право украинцев участвовать в мирных протестах, но, по его убеждению, в демократическом сообществе все разногласия должны быть решены мирно и в соответствии с законом».

По итогам всего этого цирка должно сложиться такое ощущение: Киев пытался выполнить минские соглашения, даже вступил в противостояние с «общественными активистами», а Донбасс взял да и отказался от такого «подарка». А он от него, несомненно, откажется. После этого в Киеве разведут руками и скажут: мы сделали всё, что могли, теперь — танки. Мировая общественность кивнет.

Всё это было бы просто очередным фарсом, если бы этот фарс не был с кровью. И с той, что уже пролилась, и с той, которой только предстоит пролиться. Но на Украине это давно ни для кого не проблема: возьмите хоть войну, хоть одесские убийства, хоть харьковские избиения. Количество агрессии и количество крови, которые нужно время от времени выпускать, с каждым месяцем только растет. Выпущенные на свободу демоны устанавливают правила игры и требуют новой агрессии и новых жертв.