Зачем были организованы протесты в Киеве 31 августа?
Сессия Верховной Рады Украины в очередной раз сопровождалась грандиозным скандалом. Во всяком случае, это первый на моей памяти раз, когда в ходе обычных, в общем-то, уличных беспорядков, против правоохранителей была использована боевая граната и огнестрельное оружие. Спрашивается — против чего протестовали с использованием столь сильнодействующих средств?
Рада всего-навсего голосовала в первом чтении конституционные поправки по децентрализации. Вообще, принятие изменений в украинскую Конституцию предполагает три голосования парламента: за отправку проекта в Конституционный суд (простое большинство — 226 голосов; голосование прошло 16 июля), первое чтение (простое большинство; голосование прошло 31 августа), второе чтение (квалифицированное большинство — 300 голосов). При этом, второе и третье голосование должны пройти обязательно на разных сессиях. Поскольку прошлая сессия закончилась 17 июля, на 31 августа назначена была внеочередная сессия.
По сути, представленный парламентариям конституционный проект включает три основных элемента:
— Административно-территориальную реформу, по которой вместо советской еще двухзвенной системы (область—район) строится «европейская» трехзвенная (регион—район—община).
— Перераспределение полномочий в рамках децентрализации. Расширяются полномочия ныне пока не существующих общин (их только начали создавать путем добровольно-принудительного объединения городов и сел) и центральной власти, сокращаются — населенных пунктов, районов и областей.
— Упоминаются «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которые «определяются отдельным законом».
С чисто формальной точки зрения «Радикальная партия» Ляшко, «Правый сектор», «Свобода» и УКРОП протестовали именно против последнего пункта, поскольку они считают, что тем самым вводится особый статус Донбасса, что, разумеется, недопустимо.
Между тем, в нынешнем состоянии конституционные изменения к минскому процессу прямого отношения все же не имеют, поскольку нет постоянно действующего закона об особом порядке самоуправления на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской области». Имеющийся временный закон выполнить невозможно, да и не дает он прав, предусмотренных Минском. Кроме того, есть и другие моменты — в частности, несогласованность конституционных изменений в ДНР и ЛНР.
Правда, вполне компетентный Александр Михельсон на «Цензоре» обращает внимание на то, что закон всегда можно изменить, а киевские власти не дают гарантий того, что это невозможно. Да и западные гаранты Минска, судя по всему, больше интересуются прекращением конфликта, чем дословным исполнением соглашений.
Зато важен другой фактор — социологи отмечают, что проблемой номер один для украинцев является конфликт на Юго-Востоке. Причем большинство считает необходимым именно политико-дипломатическое разрешение конфликта (в войну до победного конца украинцы не очень-то верят, что, безусловно, является следствием официальной пропаганды, объясняющей, что воюют они с Россией). То есть внесение изменений в Конституцию, которые позволят прекратить войну, гражданами будут скорее поддержаны.
Между тем, противников административно-территориальной реформы и децентрализации значительно больше. Собственно, реформа уничтожает среду обитания нынешних местных и региональных элит. Сейчас они объединяются вокруг мэра Львова и лидера партии «Самопомощь» Садового, который прямо выступает против децентрализации и даже разоблачает попытки подкупа его депутатов сторонниками реформы.
А теперь попробую объяснить политико-технологический смысл кровавых столкновений около Рады.
1) Радикальным партиям дали возможность порезвиться и устроить себе предвыборный пиар для той части электората, которая за «войну до победного конца» (но, удивительным образом, далеко не вся в АТО).
2) Большинству населения объясняют, что конституционные изменения направлены не только на «европейскую децентрализацию», но и достижения мира на Юго-Востоке.
3) Таким образом, все (это важно!) противники реформы выступают и против мира, и против децентрализации (ее, кстати, поддерживает порядка трех четвертей избирателей). Плюс — обвинения в терроризме и пособничестве Путину. Таким образом, за скобки политического процесса выносятся не только Ляшко, Тягнибок, Ярош и Корбан, но и вполне респектабельные деятели вроде Садового.
4) Профит — создается (или после перевыборов, или уже в нынешней Раде) коалиция с теми партиями, которые голосовали за конституционную реформу. Это — «Оппозиционный блок», «Возрождение» и «Воля народа», включающие в себя немало бывших «регионалов».