Минские соглашения предполагали проведение конституционной реформы с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей (п.11), а также обсуждение и согласование с представителями народных республик Донбасса вопросов, касающихся местных выборов (п. 12). При этом, местные выборы должны состояться до конца 2015 года (п. 9).

tsn.ua
Кувалда.

Как мы знаем, ничего подобного не осуществлено не было.

Закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области был принят, но затем его изменили до неузнаваемости, полностью выхолостив суть.

Под сильнейшим дипломатическим давлением со стороны США (пользуясь случаем, хочу передать уважаемому коллеге Фесенко, который возмущался заявлениям Лаврова об украинской Конституции, что надо быть последовательным — откровенного давления на украинских депутатов со стороны Нуланд он вежливо «не заметил») в Конституцию Украины внесли (кстати — еще не окончательно) изменения со ссылкой на тот самый закон. Таким образом, что многие эксперты полагают — никаким «постоянным законодательством» тут даже близко не пахнет — действие закона будет исчерпано в 2017 году.

Согласовывать с республиками избирательное законодательство никто даже не подумал. Более того — в законе прямо указано, что выборы на территории ДНР и ЛНР проводиться не будут. Когда же власти народных республик приняли решение выполнять соглашения в одностороннем порядке и провести местные выборы, Киев немедленно возмутился столь вопиющим «нарушением».

И вот, наконец, следуют заявления, что не только в народных республиках, но даже и просто в Донецкой и Луганской областях проводить выборы нельзя!

Юрий Луценко: «честные, конкурентные и безопасные выборы не могут состояться не только на оккупированной территории Донбасса, но и на ее освобожденной территории. Я убежден, что военно-гражданские администрации должны работать на украинской части Донбасса до того момента, пока проводить там выборы будет безопасно». Безопасно ли проводить выборы в Харькове, Закарпатье и Ровенской области, где также действовал (действует?) режим АТО, Луценко не уточнил.

Председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский предложил ЦИК три варианта: не проводить выборы на всей территории области, не проводить выборы в 40-километровой зоне от линии соприкосновения и не проводить их прямо на линии столкновения. А глава Луганской ВГА Георгий Тука просто заявил, что в прифронтовых населенных пунктах выборы проводиться не будут.

Жебривский, впрочем, вскоре передумал и назначил на 29 ноября местные выборы депутатов Краматорской, Краснолиманской, Октябрской, Очеретинской, Андреевской и Черкасской «громад». Напомню, что «громады», в соответствии с новым конституционным проектом, — это искусственные объединения нескольких населенных пунктов, спешно сколачиваемые сейчас в добровольно-принудительном порядке.

Интересно — в реальных территориальных общинах (городах, например) выборы проводить нельзя. А вот в «громадах», где всех нагнули и зачистили (а также завезли расово правильных избирателей с Западной Украины), — можно.

Ну и для уж совсем неумных европейцев точки над «и» расставил народный депутат от Радикальной партии, экс-председатель грантового Комитета избирателей Украины (организация, специализировавшаяся на доказательствах фальсификаций в случаях, когда нужный Госдепу кандидат почему-то проигрывал) Игорь Попов разъяснил, что выборы нужно отложить на всей территории Донецкой и Луганской областей, поскольку «не произошло очищение от сепаратистов. (…) Их могут выбрать и на следующий день они проголосуют за присоединение к ДНР».

Обращаю внимание, что по социологическим данным в регионах побеждают партии правительственной коалиции (просто потому, что «сепаратисты» по-прежнему голосовать не собираются). Даже если это не так, то в ранге «оппозиции» выступают «Оппозиционный блок» и «Возрождение». Первая из этих партий, несмотря на предосудительное название, входит в «коалицию Майдана» (поскольку представляет интересы олигархов, замутивших «Евромайдан» в конце 2013 года), а вторая нужна для возвращения во власть бывших «регионалов», которым перекрыта прямая дорога в партии нынешней власти. Понятно, что голосовать за присоединение к ДНР они не будут (что косвенно признал находящийся в Донецке активист Майдана и волонтер Мочанов). И, тем не менее, Попов против выборов. Очевидно, просто потому, что жители Донбасса права на выбор не имеют — в чем и состоит идея радикальной украинской демократии.

Тему усиления боестолкновений в Донбассе я даже не затрагиваю. Отмечу только, что на моей памяти впервые после заключения минских соглашений обе стороны столь дружно признаются в их нарушении. Неформально, разумеется. Но словам рядовых бойцов я верю больше, чем Лысенко и Басурину.

И именно на этом фоне 24 августа (в «день независимости Укрины») Петр Порошенко едет в Европу, чтобы рассказать Меркель и Олланду о своих усилиях по выполнению Минских соглашений. Путин присутствовать не будет (что стало причиной различия желчи у украинских пропагандистов).

Собственно, итоги этой встречи будут оценкой всей дипломатической деятельности России в отношении конфликта в Донбассе. Если деятельность Порошенко будет одобрена (а вероятность этого более чем велика), то на Минске можно будет уверенно ставить крест.