Еще свежи в памяти социальные и политические волнения в Армении, вызванные волюнтаристским решением властей повысить тарифы на электроэнергию с 1 августа. Не исключено, что подобное может произойти и в Грузии после того, как стало известно об аналогичном решении властей.

После резкой девальвации грузинской национальной валюты — лари, начавшейся еще с прошлого года, социально-экономические и политические проблемы для страны стали разрастаться как круги по воде от брошенного камня. Власти с трудом совладали с паникой на валютном рынке, оппозиция обвинила правительство в неспособности управлять страной, число сторонников правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) начало неуклонно снижаться.

Кто именно бросил этот «камень», до сих остается вопросом без ответа. Часть местных экономических и финансовых экспертов относит это, главным образом, к внешним факторам. Однако другая, не менее внушительная часть экспертов, а также представителей правящей партии видит в этом саботаж со стороны руководства Национального банка Грузии (НБГ), назначенного еще при прежней власти и состоящего из ее сторонников. НБГ обвиняют в том, что он преднамеренно воздержался от масштабных валютных интервенций для приостановки падения лари и преднамеренно способствовал панике на валютном рынке.

Так или иначе, ожидаемое случилось, и девальвация лари начала давать свои негативные последствия, дойдя и до цен на энергоносители. Сторонники теории заговоров могут, конечно, резонно утверждать, что именно это и было конечной целью саботажа — вызвать в стране социально-экономический кризис, спровоцировать социальные волнения и тем самым подорвать позиции властей. Учитывая и то, что находящаяся в оппозиции бывшая правящая партия Единое Национальное Движение (ЕНД) и ее сторонники уже вслух помышляют о новой «цветной революции», такой сценарий не кажется совсем уж фантастическим. Недоверие правящей коалиции к руководству НБГ выразилось в инициировании законопроекта о выведении из подчинения НБГ агентства по финансовому надзору. Законопроект одобрен парламентом.

Тем временем, как гром среди бела дня, прозвучало для населения известие о том, что на основе обращений компаний — дистрибьюторов электроэнергии, по решению Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжения Грузии (НКРЭВГ), население регионов будет платить за электроэнергию без НДС на 3,348 тетри больше. Соответственно, каждый киловатт для населения подорожал на 3,35 тетри. НКРЭВГ отвергло требование чешской компании «Энерго-Про Джорджия» (оператор снабжения электроэнергией регионов Грузии), которая требовала повысить тариф на 4,8 тетри. Но, по оценке энергетиков, даже увеличение тарифа на 3,348 тетри не соответствует потерям, нанесенным компании в результате обесценивания лари. Специалисты считают, что тариф несправедлив и станет для населения тяжелым бременем, со всеми вытекающими последствиями. Вместо снижения на 50%, как это было обещано ГМ перед выборами, тариф на электроэнергию вернулся к прежней отметке. Установленный комиссией тариф будет действовать с 1 августа до 31 декабря 2015 года.

Специалисты из Академии энергетики Грузии считают, что, несмотря на девальвацию лари, потребительский тариф на электроэнергию не должен превышать 12 тетри за 1квт. По их мнению, «Энерго-Про» долгое время работала на получение незаконной прибыли, и с самого начала ее деятельности в Грузии установила «раздутый» тариф для населения. Эту компанию, по некоторым данным, «крышевал» бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Не в последнюю очередь благодаря его покровительству, эта компания фактически стала монополистом на генерирование и дистрибуцию электроэнергии в регионах, приватизировав на подозрительно льготных условиях несколько важных энергообъектов Грузии. По мнению экспертов, много вопросов вызывает и позиция НКРЭВГ, которая подозрительно быстро пошла на удовлетворение заявки энергокомпании по пересмотру тарифов в сторону повышения, тогда как комиссия по закону имела 5-месячный срок для рассмотрения заявки. Выяснилось, что «Энерго-Про» просто шантажировала НКРЭВГ, заявляя, что она уходит из Грузии и что если ее требования по тарифу не будут удовлетворены, то в осенне-зимний период придется ввести график на подачу электроэнергии. Интерес компании понятен: чем выше будет тариф на электроэнергию для регионов, тем выгоднее она продаст свои активы в Грузии. Специалисты подозревают наличие коррупционной сделки, потому что если компания собирается покинуть Грузию, то почему она должна быть так озабочена тем, как перенесут граждане Грузии ограничение подачи электроэнергии зимой? Аналитики начали вспоминать и «белые пятна», связанные с историей вступления этой компании на грузинский энергорынок, и сомнительный процесс приватизации ею местных энергообъектов. Они призывают провести ревизию деятельности компании, которая решила устроить свои дела за счет кошельков грузинских потребителей.

Примечательно, что как только требование «Энерго-Про Джорджия» было удовлетворено, АО «Теласи» (дочерняя фирма РАО «ЕЭС России»), снабжающая электроэнергией г. Тбилиси, незамедлительно обратилось в НКРЭВГ с заявкой о пересмотре тарифа. Скорее всего, «Теласи» ждало заключения НКРЭВГ. Причиной подорожания тарифа «Теласи» называет резкое изменение обменного курса национальной валюты в отношении доллара США, повышенную цену на покупаемую электроэнергию и рост тарифа на передачу электроэнергии. К этой компании также имеются вопросы по поводу целесообразности установленных тарифов. В НКРЭВГ заявляют, что готовы в рамках законодательства рассмотреть заявку компании и принять соответствующее решение. Предположительно, через 2−3 месяца тариф на электроэнергию возрастет и в Тбилиси. Министр энергетики Каха Каладзе не исключил такого развития событий.

В то же время известно, что Оператор энергетического рынка (ОЭР), который находится в 100% собственности государства, вывел средневзвешенную цену на электроэнергию, и именно по этой цене закупают у него электроэнергию дистрибьюторы (те же «Теласи» и «Энерго-Про») в случае дефицита. Кстати, нынешний руководитель НКРЭВГ Ирина Милорава возглавляла ОЭР в 2009—2013 гг. Как видим, в лице ОЭР в руках государства находится серьезный рычаг для формирования тарифа. В связи этим специалисты задают резонный вопрос: не лучше ли было бы с точки зрения финансовой стабильности уменьшить предельную грань прибыли ОЭР, чем «выстрелить» из и без того прохудившегося бюджета 20 миллионов, запланированных правительством на государственное субсидирование повышения тарифа для малоимущих семей?!

Перед парламентскими выборами 2012 года «Грузинская мечта» и лично Бидзина Иванишвили не скупились на обещания значительно снизить цену на топливо, газ и электроэнергию. Сейчас уже ясна вся ошибочность этого подхода. Вместо того, чтобы провести реальную реформу экономики, создать рабочие места и обеспечить население реальными доходами, позволяющими сравнительно легко перенести повышение тарифов, власти пошли по «социалистическому» пути — начали субсидировать тарифы. Этому во многом способствовал и «социалистический менталитет» большинства избирателей Грузии, живущих надеждой на подачки от государства и властей.

И несмотря на то, что, уже находясь у власти, ГМ сделала много разъяснений по поводу причин повышения тарифов, похоже, что население этими объяснениями не удовлетворено. В экспертных кругах, да и в обществе Грузии повышение тарифа связывают с деятельностью т.н. «энергомафии», которая существует в стране начиная с турбулентных 1990-х годов и благодаря которой тарифы на энергоносители были неадекватно высокими. Согласно многим источникам, включающим и журналистские расследования, представители «энергомафии» всегда тесно были связаны с правящими партиями. Практически все министры энергетики Грузии прямо или косвенно имели собственные бизнес-интересы в этом секторе. Не стал исключением и нынешний министр энергетики, известный в прошлом футболист Каха Каладзе. По данным НПО Transparency International Georgia, еще во время назначения министром Каладзе был крупным акционером, одним из директоров и членом совета наблюдателей ряда компаний, работающих в сфере энергетики. Активы в энергокомпаниях имели и несколько его заместителей.

Неразберихи в грузинском энергетическом секторе более чем достаточно. Как известно, большая доля электроэнергии приходится на Ингури ГЭС, часть которой находится на «оккупированной территории» — в Абхазии. Распределение вырабатываемой этой ГЭС электроэнергии до сих пор окутано тайной, остается без ответа и вопрос: почему налогоплательщики Грузии частично оплачивают электроэнергию, потребляемую населением Абхазии и Южной Осетии, а также дислоцированными там российскими военными базами, и почему НКРЭВГ не учитывает этот фактор при формировании тарифов. Как известно, в Абхазии после антиправительственных митингов правительство было вынуждено снизить повышенные в начале года тарифы на электроэнергию.

НКРЭВГ имеет право корректировать тариф лишь раз в год. Если получится так, что в будущем году компании-дистрибьюторы электроэнергии вновь потребуют повышения тарифа в то же самое время, что и сейчас, и опять будут шантажировать НКРЭВГ, то повышение тарифов придется как раз впритык к парламентским выборам, которые должны состояться в октябре 2016 года. Легко представить, что бы произошло с рейтингом ГМ, если бы парламентские выборы проводились в этом году.

Но даже нынешнее повышение тарифов вполне может стать спусковым механизмом для социальных, а возможно, и политических волнений. В социальных сетях уже стали появляться призывы к организации акций протеста против повышения тарифов. Высока вероятность того, что оппоненты власти не упустят этой возможности и попытаются консолидировать свои действия, учитывая, что поле для нагнетания страстей уже вспахано. Пример соседней Армении еще жив в памяти. Ереванский митинг, прозванный «электромайданом», пользовался горячей поддержкой в Грузии.

Причем, для властей именно потрясения, начавшиеся на социальной почве, могут быть более опасными, чем акции с чисто политической повесткой. Социальные протесты могут дать начало другим, более опасным процессам. Грузинское общество крайне остро реагирует на обман и невыполнение предвыборных обещаний, а также пренебрежение его жизненными интересами. Правящая коалиция уже достаточно отдалила себя от общества своим злоупотреблением властью, в том числе непомерными премиальными и другими привилегиями на фоне общих социально-экономических невзгод. Хотя протест общества не обязательно может вылиться в митинги и шествия. Он может принять форму и такого молчаливого неприятия, как неявка на выборы, что было уже неоднократно.