Визит главы Евросовета в Закавказье: что ищет он в краю далеком?
Президент Европейского совета Дональд Туск совершит визит в Закавказье. Как сообщает сайт Евросовета, поездка состоится 20−22 июля и начнётся с Армении, в тот же день глава ЕС прибудет в Грузию. 22 июля Туск посетит Азербайджан. Первоначально посещение региона было запланировано на 14−15 июля, однако его пришлось отложить из-за затянувшихся переговоров по проблеме Греции, когда, по словам того же Туска, «Европа была близка к катастрофе». В этой связи обращает на себя внимание последовательность посещения главой Евросовета закавказских стран — Армения, Грузия и только потом Азербайджан. Армения и Азербайджан, как известно, не подписали документ об ассоциации с ЕС. Остаётся Грузия, где, по оценке руководителя Центра европейских исследований Кахи Гоголашвили, главной темой переговоров станет евроинтеграция Грузии в рамках «Восточного партнерства» и развитие транзитных энергетических возможностей Грузии. По территории этой республики из Баку проходят маршруты поставок энергоносителей в ЕС. Поэтому возникает вопрос: не логичнее ли было бы Туску, которого считают идеологом Энергетического союза, призванного «противостоять газовой монополии России», начать свое закавказское турне с посещения Баку, который позиционирует себя в качестве альтернативного РФ источника обеспечения энергобезопасности Европы.
К тому же президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался приезжать на саммит «Восточного партнерства», который состоялся 21−22 мая в Риге. Формально из-за занятости в связи с подготовкой к Европейским играм, но на самом деле из-за опубликованного Еврокомиссией доклада, в котором фиксировалось ухудшение положения общественных организаций и правозащитников в Азербайджане. Есть и другая версия, согласно которой Алиев решил не раздражать Кремль, который воспринимал Рижский саммит как платформу для формирования антироссийского фронта, и Баку — с учётом событий на юго-востоке Украины — вынужден считаться с «российским фактором». По мнению члена комитета парламента Азербайджана по международным отношениям, политолога Расима Мусабекова, Баку нет резона форсировать углубление партнёрства с Евросоюзом, тем более что «это не только не разгружает внешнеполитическую повестку страны, но и может породить новые сложности». Баку на саммите в Риге был представлен на уровне главы МИД. Более того, Азербайджан чуть не блокировал итоговый документ встречи. Туску пришлось звонить президенту Алиеву и лично просить его о поддержке резолюции, и он принял его приглашение «в ближайшее время посетить Баку». При этом, комментируя ситуацию, он говорил о каких-то «новых инструментах для Евросоюза и для «Восточного партнерства», и высказывал уверенность в том, что «Азербайджан настроен на продолжение и укрепление сотрудничества с ЕС», и «Алиев дал это понять». Но потом Баку стал публично обвинять Запад — в целом, и Брюссель — в частности, в использовании «двойных стандартов» в отношении карабахского урегулирования: если ЕС высказывается в поддержку территориальной целостности Грузии и Молдавии, то в отношении нерушимости границ Азербайджана у него исчезла твердая позиция.
Баку негодует, ведь именно он «озабочен» проблемой энергобезопасности Европы, и, как пишет газета «Азербайджан», «в результате усилий Гейдара Алиева превратился в основного политического и экономического партнера Америки в Южнокавказском регионе». Алиев-старший, пользуясь слабостью России, разыграл в отношениях с США российскую «карту», «открыл Каспийский регион для США и Запада», выставил сценарии маршрутов транспортировки своих энергетических ресурсов в обход России. Алиеву-младшему сохранить этот курс не удаётся. Он не смог воспользоваться коридором возможностей, который был предоставлен в связи с нахождением богатого энергоресурсами Ирана под прессом режима санкций, с запозданием осознал фактор геополитической деградации объявленной стратегическим партнёром Турции, оказался не готовым к укреплению влияния России на постсоветском пространстве. Правда, сейчас Баку уже предпринимает попытку разыграть «карту» ЕС в выстраивании отношений с США, пытается выстраивать определенный пасьянс с Россией. При этом он во всем обвиняет армянское лобби, «исламофобию в Европе». «Мы хотели продвинуться вперед, но убедились в том, что нас не принимают, потому что, мы — мусульмане, не сгибаемся перед ними, по другим причинам, — говорил Алиев. — Поэтому мы стоим. Захотят, сделают шаг в нашу сторону».
Использование таких аргументов, как «влияние армянского лобби» или «исламофобия», затуманивает, а не проясняет причины отчужденности, возникшей в отношениях Азербайджана с Западом. Как заявляет исполнительный секретарь движения «Республиканская альтернатива» Натиг Джафарли, «если вы так сердиты на Европу, то не продавайте нефть и газ в Европу, не ездите отдыхать, лечиться, совершать шоппинг в Европе, откажитесь от торговли с Европой в объеме 11 млрд евро. Наконец, выйдите из Совета Европы, чтобы мы поняли, чего вы хотите. В стране наряду с иными кризисами происходит кризис логики и искренности». Но это — только одна сторона медали. Суть обратной состоит в том, что после подписания венского соглашения по иранской ядерной программе Туск заявил об изменении геополитической ситуации в регионе. «Достигнутое в Вене соглашение — это прорыв, положивший конец 13-летнему противостоянию по ядерному досье», — говорил он, выражая убеждение, что «это может заложить основу для нового сотрудничества ЕС и ИРИ, а с геополитической точки зрения, соглашение обладает потенциалом изменить все в лучшую сторону». В какую?
По всем признакам, Брюссель, в отличие от Баку, стал воспринимать Закавказье «не до Аракса», а «от Аракса южнее», действует прагматически, создавая новые опорные пункты на Большом Ближнем Востоке, меняя матрицу своей политики в Закавказье. Не исключено, что Брюссель намерен вернуться к английскому геополитическому проекту начала 1920-х годов — выстраиванию «мостов» между Тбилиси и Тегераном, откуда можно осуществлять «новое вхождение в Закавказье» — в Азербайджан и Армению. Кстати, ещё в апреле нынешнего года ИА REGNUM сообщало о прогнозе, сделанном начальником сектора Кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Артуром Атаевым: «Азербайджану стоит реально остерегаться ЕС и США, поскольку они выводят в регионе не энергетическую, а политическую и геополитическую составляющую на серьёзный и прагматичный уровень».
Так что Туск летит в Баку с пустым дипломатическим пакетом. Он, как всегда, заявит о поддержке формата Минской группы ОБСЕ в переговорах по Карабаху и выразит содействие ЕС мирному урегулированию к конфликта. Однако накануне специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу и по кризису в Грузии Герберт Зальбер на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном подтвердил содействие ЕС переговорам по урегулированию карабахского конфликта, философски подчеркнув, что позиция Брюсселя в вопросе сохранения формата Минской группы ОБСЕ остается неизменной, и что в «резолюции, принятой по итогам Рижского саммита «Восточного партнерства», формулировки относительно урегулирования карабахского конфликта были справедливыми и полностью соответствовали ситуации». Но разве это то, что от Туска может ждать Алиев?