Узбекистан: вторая «политическая молодость» президента Каримова
Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Республику Узбекистан с рабочим визитом, где провел переговоры с президентом Исламом Каримовым и со своим коллегой Абдулазизом Камиловым. Напомним, что ходе саммита ШОС в Уфе президент РФ Владимир Путин пригласил Каримова посетить Москву с государственным визитом. «Нам нужно сделать всё, чтобы визит был насыщенным, рассмотреть те договоренности, которые могут быть подготовлены», — подчеркнул Лавров. Конечно, стороны намерены в первую очередь обсудить широкий круг вопросов российско-узбекского взаимодействия во внешнеполитической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях, обменяться оценками ситуации в Центрально-Азиатском регионе и мнениями по актуальным темам международной повестки дня, уделить особое внимание взаимодействию в форматах СНГ, ШОС и ООН, проанализировать ситуацию в Афганистане, противодействие терроризму и экстремизму. Лавров также отметил высокую интенсивность контактов двух стран.
Ислам Каримов, как и Нурсултан Назарбаев, — ветераны большой политики постсоветского времени. Глава Узбекистана хорошо знает и чувствует все видимые и невидимые нюансы в глобальном и в региональном взаимодействии, является не всегда удобным партнёром как для России, так и для Запада. Его решения и публичные высказывания почти всегда обусловлены национальными интересами Узбекистана, но и учитывают общую тенденцию в Евразии. Он никогда не избегал прессинга со стороны региональных игроков, при необходимости не оставался в долгу перед ними, умело лавировал между главными мировыми центрами силы. Каримов не мог не заметить усиления интеграционных процессов и появления Евразийского экономического союза с участием Казахстана, Киргизии и Таджикистана, понимая значение двух последних стран в обеспечении военной безопасности России. Как заметил один из среднеазиатских экспертов, «там могут происходить «цветные революции», дворцовые и государственные перевороты, но там уже не может быть успешного внешнего вторжения. В 2010 году Ислам Каримов это хорошо понимал, когда получил серьезную поддержку со стороны России, хотя это не помешало ему заявить о выходе Ташкента из ОДКБ, что в той конкретной ситуации грозило «афганизацией» Киргизии и Таджикистана, обострением проблем, которые можно смело относить к техническому характеру, если иметь в виду битву за водно-энергетические ресурсы.
До недавнего времени многим казалось, что после того, как Каримов на переговорах с Владимиром Путиным отверг вступление в Евразийский экономический союз, Ташкент якобы перестал быть для Москвы приоритетом в Средней Азии. Однако растущее влияние Китая в регионе, кажется, заставило Ташкент и Москву пересмотреть политику в отношении друг друга. Не вдаваясь сейчас в детали выстраивания российско-узбекских отношений, нужно все же признать, что Москва в отношении Ташкента иногда негласно допускала идеологизированный подход, часто помещая его в один ряд с другими авторитарными лидерами, хотя в этом смысле он ничем не отличается от лидеров Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана. Фактом является то, что Каримову удается удерживать Узбекистан от «афганизации», а его сценарий реформирования общества блокирует исламизм, не страдает западным либеральным радикализмом.
Всё быстро меняется: политика Каримова в отношении Москвы, как и Путина в отношении Ташкента, приобретает заметный динамизм. Будущий саммит Шанхайской организации сотрудничества пройдёт в сентябре 2016 года в Ташкенте, столице Узбекистана, принимающей миссию председательства в ШОС в следующем году, на который также выпадает 15-я годовщина образования организации. По словам президента Каримова, он планирует «строго придерживаться и соблюдать принципы преемственности и последовательного укрепления, взаимовыгодного развития, отвечающего интересам стран ШОС сотрудничества, а также обеспечения неуклонного роста авторитета организации на международной арене». Говоря иначе, Ташкент, предпочитающий ранее двусторонние форматы сотрудничества, начинает действовать в общей команде.