В Средней Азии началась «новая Большая игра»
Одной из точек, где интересы Англии и России пересекались слишком сильно, стал Афганистан. На протяжении ХIХ и части ХХ века эта далекая восточная страна находилась в трудном политическом и военном противостоянии с одной из крупнейших мировых держав того времени — Британией. Причем это противостояние было не традиционной войной между двумя противниками — агрессором и обороняющимся, — а представляло собой набор хитроумных и тайных дипломатических шагов, которые предпринимались различными государствами, коварных дворцовых интриг, экономического шантажа, тривиального подкупа чиновников и племенных вождей, а также самых что ни на есть настоящих военных действий. А возникло это противостояние как следствие глобального мирового соперничества под названием «Большая игра», в которую Афганистан был втянут против его воли. Британцы шли в эту страну, готовясь построить некий заградительный барьер против проникновения русского влияния в Индию и одновременно создавая плацдарм для вмешательства в среднеазиатские дела с целью сеять смуту и мешать русским.
С тех пор прошло много времени. Но и сегодня соперничество великих держав в форме «новой Большой игры» продолжается. Однако оно отличается от реалий времен «Большой игры» конца ХIХ века. В первую очередь тем, что изменилась сама система международных отношений в Центральной Азии и на карте появились суверенные государства. Анализ их действий свидетельствует о наличии у каждого из них собственного видения путей и методов реализации своих национальных интересов. США, выступая в роли мирового гегемона, преследуют определенные интересы в Средней Азии, к числу которых, прежде всего, следует отнести предотвращение реанимируемого влияния России на регион, недопущение доминирования там Китая и Ирана и доступ к контролю энергетических ресурсов.
Для России постсоветская Средняя Азия имеет важное для ее безопасности значение и является одним из ключевых звеньев в борьбе с международным терроризмом в непосредственной близости от российских границ. Сохранение данного региона в качестве зоны своего влияния позволит России, во-первых, обеспечить ее безопасность, во-вторых, реализовать свои политические и экономические интересы, в-третьих, с освоением энергетических ресурсов и сохранением монополии на них, в случае необходимости, использовать данные средства в качестве отдельного рычага борьбы с западными державами. Таким образом, Россия, выступая в роли крупного мирового поставщика энергии и одного из покупателей энергопродуктов в регионе, прилагает усилия для сохранения своих позиций и осуществления контроля над влиянием других стран.
Отношение Китая к Средней Азии основывается на получении доступа страны к энергетическим ресурсам региона. В целом, по сравнению с Россией, являющейся крупнейшим региональным претендентом, а также по сравнению с такими трансрегиональными претендентами, как США и ЕС, Китай обладает рядом преимуществ в регионе. К примеру, государства Центральной Азии рассматривают соседство с Китаем как мощный потенциал для экспорта своей продукции, тогда как, с другой стороны, Пекин никогда не оказывался в слабом финансовом положении. Вместе с тем Пекин всегда относился к внутренней политике стран Центральной Азии с исключительной лояльностью, что, несомненно, может способствовать лишь улучшению их отношений с Китаем, чего нельзя утверждать о европейских странах.
Наряду с Россией и Китаем, в последнее время в регионе активно проявляет себя и Индия. Неслучайным выглядит то, что премьер-министр Индии сразу же после саммита в Уфе нанес визит в Таджикистан, в ходе которого помимо прочих обсуждался и вопрос о передаче таджикского аэродрома «Айни» в аренду Индии для создания там авиабазы для переброски на него своих вертолетов и других сил. Индийская газета Mail Today расценила это желание как «демонстрацию внешнеполитических амбиций Дели». По мнению эксперта по Центральной Азии и Ближнему Востоку Александра Князева, «Индии необходим этот военный объект, поскольку военная авиация имеет первостепенное значение в тылу Пакистана. Это вовсе не означает, что Индия намерена использовать „Айни“ для войны с Пакистаном. Достаточно того, чтобы использовать его как инструмент сдерживания Пакистана». При этом эксперт считает, что вопрос передачи «Айни» Индии лежит в плоскости договоренностей между Россией и Таджикистаном. По мнению эксперта, появление нового игрока в Центральной Азии для Москвы хорошо. Хотя есть опасность, что роль России в регионе снизится. США, у которых хорошие отношения с Индией, также будут поощрительно относиться к новому игроку в регионе. Основное сопротивление может быть только со стороны Китая.
Средняя Азия занимает особое место во внешней политике Ирана, что объясняется исторической, культурной и религиозной общностью. Наличие огромного потенциала нефти и газа, высокая численность населения, возможность обеспечения рынка для иранских товаров и главное — расположение Центрально-Азиатского региона на суше, позволяющее странам региона использовать пространство и территорию Ирана в качестве наиболее выгодного и оптимального маршрута, открывают перед Ираном потенциальные возможности для углубления и расширения взаимоотношений с данным регионом.
Минувшие дни были отмечены появлением нового игрока в Средней Азии. На днях в Ташкенте состоялась встреча министра иностранных дел Узбекистана Абдулаза Камилова и парламентского заместителя министра иностранных дел Японии Кэнтаро Соноура, в ходе которого стороны обсудили вопросы предстоящего визита Синдзо Абэ в Узбекистан. В рамках турне японский премьер посетит все страны Центральной Азии — Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. Это будет первая масштабная поездка премьер-министра Японии с 2006 года. Она свидетельствует о признании важности перспективы участия этой страны в региональной политике в качестве военной силы в период, когда Пекин навязывает США такую реалию, как «новый Китай», в рамках нового, более справедливого передела сфер влияния. Средняя Азия является единственной точкой в мире, уникальным образом связывающей четыре ядерные державы — Россию, Китай, Индию и Пакистан. На днях узбекский лидер Ислам Каримов заявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным «на полях» саммита Шанхайской организации сотрудничества, что вступление Индии и Пакистана в состав этой организации не просто изменит политическую карту, но и может повлиять на расстановку сил на мировой арене.
На данном этапе ни одно государство региона по своему геополитическому потенциалу не смогло стать центром силы и не может в полной мере повлиять на геополитические процессы в регионе. В политической трансформации государств Средней Евразии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние акторы. В этих условиях государства будут стремиться строить свои двусторонние отношения с внешнеполитическими игроками в соответствии со своими интересами, но уже по правилам «новой Большой игры». При правильном ведении этой «игры» они смогут получить многое — деньги, технику, оружие, наконец, помощь в борьбе с противниками.