«Вьетнам, может быть, и желал бы переключиться с России на США…»
Визит в Соединенные Штаты Генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга, состоявшийся в середине июля, имел в себе столько скрытых смыслов, что аналитики еще долго будут пытаться интерпретировать не столько достигнутые в его ходе договоренности, сколько сам факт того, что он состоялся.
Первый в истории визит вьетнамского коммунистического лидера в США показал известную готовность Вашингтона к прагматической оценке процессов и персоналий современного мира. Вьетнам — страна, где правит одна партия, причем режим в этой стране оценивается Соединенными Штатами как далекий от стандартов демократии. И лидер именно этой единственной партии (к тому же — Коммунистической), которому формально никто не давал мандат общенационального представительства своей страны где бы то ни было в мире (президент и премьер-министр Вьетнама — совсем другие люди), едет в США, и американский президент его принимает. Плюс к этому визит был призван подразнить генерального секретаря другой коммунистической партии — Си Цзиньпина. То есть лидер крупнейшей в мире компартии наблюдал, как другой коммунистический руководитель выстраивает собственные отношения с Вашингтоном. Причем сразу было ясно, что отношения эти — с серьезным «антикитайским» привкусом: возможно, этот визит никогда бы не состоялся, если бы не тревожащая обе стороны нынешняя активность КНР в Южно-Китайском море.
Плюс к этому визит Нгуен Фу Чонга парадоксальным образом оказался примерно в равной степени выгоден и республиканцам, и демократам. Среди республиканцев отметился сенатор Джон Маккейн, принимавший главного коммуниста Вьетнама у себя в офисе в Конгрессе и демонстрировавший ему фотографии тех лет, когда он служил во Вьетнаме и был там взят в плен. Оба этих политических деятеля принадлежат к одному поколению, хотя Маккейн и старше вьетнамского гостя на восемь лет. То есть было время, когда они если не смотрели друг на друга сквозь прорезь прицела, то воспринимали друг друга как злейших врагов. Для Маккейна было важно показать, что он — не зоологический антикоммунист, у которого во время испытаний во вьетнамском плену выработались животные инстинкты ненависти ко всему красному, мешающие ему реалистически осознавать действительность, но политик-прагматик, готовый во имя интересов США может мило беседовать с кем угодно. Встреча Нгуен Фу Чонга с Маккейном, по сути, дала Бараку Обаме своеобразную «охранную грамоту» от критики этого визита со стороны республиканцев.
А демократам, несмотря на их известную приверженность декларациям о защите прав человека, этот визит дал повод напомнить о том, что нормализация отношений с Вьетнамом состоялась по инициативе президента-демократа Билла Клинтона (Нгуен Фу Чонг во время визита в США встретился и с ним). Собственно, сам визит как раз и был приурочен к 20-летию нормализации отношений между Вьетнамом и США. И этот взгляд в историю очень выгоден для Барака Обамы, поскольку во многом легитимирует схожий процесс, начатый нынешним президентом США, — по нормализации отношений с Кубой.
Именно поэтому визит Генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама в США оброс скрытыми смыслами еще до его начала. Поэтому, собственно, обе стороны, похоже, и не стремились наполнить его какими-то прорывными результатами — хватало самого факта встречи Барака Обамы и Нгуен Фу Чонга.
Тем не менее некоторые достигнутые результаты заслуживают того, чтобы на них остановиться особо. Потому что именно они очень наглядно демонстрируют, что сегодня сближает и что отдаляет обе стороны. А значит — как могут развиваться их отношения в самом ближайшем будущем.
В экономической сфере обе стороны демонстрировали оптимизм. Лидеры двух стран сообщили о достижении конкретных договоренностей по избежанию двойного налогообложения, сотрудничеству в области предотвращения пандемических угроз, а также в сфере авиационной безопасности и образования. Они выразили намерение совместно работать в решении различных и региональных и глобальных проблем, в том числе при ликвидации стихийных бедствий, по защите дикой природы и безопасности водных ресурсов. Обе стороны выразили намерение более активно стремиться к заключению многостороннего Транс-Тихоокеанского партнерства, которое создаст зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом Нгуен Фу Чонг вновь призвал США признать Вьетнам страной с рыночной экономикой и снять все препятствия для поставки на американский рынок вьетнамских товаров. Он также отметил, что США сегодня на седьмом месте среди инвесторов в экономику Вьетнама, и это слишком низкая позиция для такой крупной экономики, как американская. Кстати, по сообщениям СМИ, торговый оборот между двумя странами составляет 36 миллиардов долларов — с профицитом со стороны Вьетнама.
Была поднята тема и возможного участи вьетнамских подразделений в составе миротворческих сил ООН. Вскользь отмечалась договоренность о возможном совместном производстве некоторого военного оборудования, а также о дальнейших совместных военно-морских операциях. Естественно, не обошлось без выражения обеспокоенности обеих сторон вокруг ситуации в Южно-Китайском море. Тем не менее Вьетнам и США призвали все стороны воздерживаться от действий, которые наращивают напряженность.
При этом, видимо, в сфере обороны и поставок вооружений Нгуен Фу Чонг во время переговоров в США мало чего добился. Газеты писали о том, что Вьетнам желал бы получить американские самолеты-наблюдатели P-3 Orion, беспилотники и патрульные корабли с вооружением. Сообщается о контактах вьетнамских представителей с оборонными предприятиями шведского Saab, а также Airbus и Boeing по вопросам покупки авиационной техники. Но все проекты поставок американских вооружений упираются в эмбарго, так и не отмененное Соединенными Штатами. Оно было частично ослаблено в прошлом году, когда Вьетнам получил возможность закупать оборудование для морских судов, но этим все пока ограничилось. Несмотря на предсказания некоторых экспертов, отмены эмбарго во время визита Нгуен Фу Чонга в США не произошло.
Если говорить о своеобразном ответе вьетнамской стороны на эту ситуацию, то, похоже, так и не был решен и вопрос по предоставлению США преференций при использовании базы глубоководного порта в бухте Камрань — по крайней мере, американцы неоднократно высказывали такие пожелания. Вьетнамская сторона в ответ повторила «три нет», лежащие в основе ее внешней политики и направленные, как считается, на то, чтобы излишне не дразнить Китай: неприсоединение к военным союзам, неучастие в конфликтах третьих стран на стороне одной из сторон, отсутствие иностранных военных баз на собственной территории. Кроме того, еще в марте, по сообщениям Reuters, американцы просили Вьетнам воспрепятствовать использованию этой базы для дозаправки российских самолетов, делающих облет американской авиабазы на острове Гуам в Тихом океане.
В итоге, как пишет японская The Diplomat об итогах визита Нуген Фу Чонга в США, «с сохранением американского эмбарго Вьетнам будет по-прежнему полагаться в вопросах обороны на своего союзника времен холодной войны — Россию». Сообщается, что за неделю до визита Нгуен Фу Чонга в США Вьетнам осуществил доставку в Камрань четвертой подводной лодки российского производства проекта 636.1 «Кило», предназначенной для ведения боевых действий под водой и на поверхности. В целом к концу этого года или к началу следующего у Вьетнама будет шесть подводных лодок этого класса, что выводит его ВМФ на передовые позиции среди стран Юго-Восточной Азии. «В то время как Вьетнам, может, и желал бы переключиться с России на США, символический визит Чонга вновь высветил большие препятствия, блокирующие установление действительно стратегических отношений», — замечает The Diplomat.
Впрочем, тут Обама, видимо, был вынужден остановиться — как бы он ни хотел идти дальше. Слишком много претензий у американских властей и международных организаций к вопросам соблюдения прав человека во Вьетнаме, и слишком сильно они влияют на весь процесс двусторонних отношений. Именно поэтому, по мнению экспертов, американцам нужно оставить рычаг давления на эту страну в виде эмбарго на поставки вооружений для того, чтобы иметь возможность хоть как-то влиять на ситуацию с правами человека. Отмена эмбарго теоретически возможна в одном случае — если ситуация в Южно-Китайском море примет угрожающий характер, и в интересах США будет срочная поставка во Вьетнам военной техники.
Именно поэтому в отчетах американской стороны о визите Генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама особо говорилось о том, что Барак Обама провел с ним «откровенные беседы» о правах человека. При этом американская сторона всячески избегала лексики, позволявшей сделать вывод, что президент США прочитал по этому вопросу гостю из Вьетнама нотацию.
В целом квинтэссенцию визита выразил Нгуен Фу Чонг, сказавший о том, что «никто не может изменить прошлое, но будущее зависит от нашей ответственности». Он пригласил Барака Обаму с супругой посетить Вьетнам. Как сообщается, президент США приглашение принял. Но даже примерная дата визита до сих пор так и не объявлена.