2 июля в Wall Street Journal появился материал, посвященный странным банковским переводам, путь которых начинался в государственном малайзийском инвестиционном фонде 1MDB и заканчивался на счетах, отождествляемых с именем премьер-министра Малайзии Наджиба Разака. Объем прослеженных трансфертов составил около 700 миллионов долларов. Больше того, WSJ даже поместила схему этих переводов с использованием всех вовлеченных в нее структур, в том числе находящихся в офшорных зонах.

Фонд 1MDB (1 Malaysia Development Berhad), как следует из информации на официальном сайте, призван рыночными методами помочь правительству сделать Малайзию развитой страной. Его стратегическая задача — найти новые источники роста и тем самым заложить основу для более светлого будущего. Он был основан в 2009 году Наджибом Разаком, и, по сведениям прессы, премьер имеет решающее влияние на его деятельность. Наджиб Разак, являясь не только премьером, но и министром финансов, до сих пор возглавляет консультативный совет фонда.

Несмотря на поставленные цели и задачи, деятельность фонда, по информации СМИ, свелась к тому, что он вкладывал деньги в покупку электростанций за рубежом, а также создавал совместные предприятия в энергетической сфере, которые «так и не смогли оторваться от земли». В этом году фонд даже был вынужден сдвинуть график погашения долга, что заставило говорить о его фактическом банкротстве. В СМИ приводится цифра задолженности 1MDB — 11,6 миллиарда долларов. Фонд также критикуют за отсутствие прозрачности в деятельности и участие в сомнительных сделках.

Как пишет WSJ, малайзийские следователи выделили две самые большие проводки на сумму 620 и 61 миллион долларов США, сделанные в марте 2013 года, во время напряженной кампании по выборам в парламент. Деньги пришли от фирмы Tanore Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, через сингапурское отделение швейцарского банка Falcone Private Bank, владельцем которого является государственный фонд Абу-Даби International Petroleum Investment Co, до этого выдавший многомиллиардные гарантии на бонды 1MDB и в мае перечисливший 1MDB миллиард долларов, чтобы помочь ему в выплате долгов.

После приведенных цифр в 620 и 61 миллион долларов остальные проводки, заканчивающиеся, как утверждают следователи, на личных счетах Наджиба Разака, кажутся мелочью. Но именно они позволяют напрямую связать Наджиба Разака и фонд 1MDB. Например, в конце 2014 года и в начале 2015 года следователи зафиксировали перевод в общей сложности 11,1 миллиона долларов — деньги пришли от компании, ранее подконтрольной 1MDB, но в 2012 году переданной министерству финансов (а Наджиб Разак является не только премьером, но и главой Минфина). Одной из компаний в цепочке переводов оказалась Ihsan Perdana Sdn. Bhd., которая, согласно уставным документам, обеспечивает реализацию корпоративных программ социальной ответственности при благотворительном фонде 1MDB. А далее — следователи зафиксировали факт, что деньги в итоге поступили на счет владельца по имени Dato' Sri Mohd Najib Bin Hj Abd Razak (полное официальное имя Наджиба Разака) в филиале банка AmIslamic Bhd. в Куала-Лумпуре.

При этом прямыми проводками дело не ограничивается. Ранее та же WSJ описывала схему, когда 1MDB по сути помог избирательной кампании Наджиба Разака во время парламентских выборов 2013 года. Тогда фонд сделал завышенный платеж одной из электростанций, а та пожертвовала деньги на благотворительность, перечислив их на нужды школ, которые были важны для Наджиба Разака во время выборов. Тем не менее представитель 1MDB отрицал факт наличия подобной схемы, утверждая, что фонд вкладывает деньги, исходя из экономических соображений, и к политике эти операции никакого отношения не имеют.

Однако, не следует думать, что своими разоблачительными публикациями WSJ открыла Америку. Слухи о странных трансферах из 1MDB уже давно стали предметом обсуждения в Малайзии. В начале этого года их впервые публично озвучил бывший премьер-министра страны, 89-летний Махатхир Мохамад, прямо заявивший, что Наджиб Разак должен уйти (ИА REGNUM подробно рассказывало о конфликте между бывшим и нынешним премьер-министрами). Тем не менее публикация WSJ важна тем, что она вывела эти факты на новый, международный уровень, причем придала им то, чего им раньше не хватало — четкие ссылки на конкретный отчет малайзийских следователей, осуществлявших проверку. А главное — впервые была прослежена связь между проводками на банковские счета Наджиба Разака и фондом 1MDB.

«Премьер-министр не взял никаких денег для личного пользования», — коротко прокомментировал публикацию в WSJ пресс-секретарь премьер-министра, добавив, что политические оппоненты делают все, чтобы запятнать его имя. Но следователи этого и не утверждали, ограничившись констатацией фактов поступления денег на личные счета премьера — а дальше каждый уже может сам включать свою фантазию. Тем не менее вряд ли Наджиб Разак будет в состоянии дать отчет, куда были потрачены эти деньги. Потому что даже если допустить, что все они были израсходованыне на его личные цели — обнародование статей подобных расходов неизбежно должно всколыхнуть такие пласты малайзийской политики, о которых большинство даже и не догадывается.

Деньги поступили на счет за пару месяцев до напряженных выборов, на которых «партия власти» в стремлении сохранить парламентское большинство, по мнению оппозиции, далеко вышла за рамки честной избирательной кампании. Но даже и те, кто склонен считать, что Наджиб Разак просто играл по сложившимся неформальным правилам современной малайзийской политической жизни, тоже признают, что цифра в 700 миллионов — запредельно высокая, чтобы найти для нее рациональное объяснение. «Ну миллион, ну десять — это еще сойдет с рук. Но 700 — это уже перебор, это верная политическая смерть», — заметил один из комментаторов. Плюс тот факт, что огромные государственные средства были, видимо, потрачены на избирательную кампанию одной из конкурирующих сторон на выборах, далеко не у всех вызовет понимание.

То есть вопрос сегодня состоит именно в этом — сможет ли Наджиб Разак выжить как политическая фигура после шквала разоблачений, и сможет ли правящий Национальный фронт (Барисиан Насиональ) и его ядро — Объединенная малайзийская национальная организация (ОМНО) — рассчитывать на сохранение парламентского большинства по результатам намеченных на 2018 год парламентских выборов?

С одной стороны, Наджиб Разак уже сделал то, что по уставу ОМНО имел право сделать, — отложил следующие выборы лидера ОМНО на 18 месяцев, то есть отодвинул их за горизонт парламентских выборов. Это позволит избежать ненужных дискуссий вокруг выдвижения лидера ОМНО — с неизбежными публичными выяснениями отношений, склоками и борьбой за власть. А с другой стороны, партнеры ОМНО по Национальному фронту (который формировался по коммуналистскому принципу, обеспечивая представительство в правящей коалиции всех влиятельных национально-религиозных групп страны) все чаще требуют от руководства ОМНО отчета по поводу скандальных разоблачений.

То есть, несмотря на кризис в рядах оппозиции (как писало ИА REGNUM, три крупнейшие оппозиционные партии, входившие до этого в Народный блок — Пакатан Ракьят, — сегодня заявляют, что это объединение с июня этого года фактически прекратило свое существование), правящему Национальному фронту на следующих выборах, с учетом нынешней череды скандалов, тоже мало что светит. Опрошенные малазийскими СМИ эксперты высказывают большие сомнения в том, что он сможет сохранить большинство в парламенте.

Ряд комментаторов считает, что Национальный фронт уже сейчас должен искать новых партнеров в среде расколотой оппозиции — прежде всего, привлечь в коалицию Панмалайзийскую исламскую партию. Но этот шаг чреват новыми противоречиями внутри Национального фронта, где уже давно сложился баланс интересов между входящими в него структурами. Приход нового партнера неизбежно приведет к переделу сфер влияния, а значит — обострению противоречий внутри правящей коалиции.

Больше того, по мнению экспертов, даже если Наджиб Разак докажет вздорность предъявляемых ему обвинений, ущерб его репутации и репутации Национального фронта уже нанесен, и многие в очередной раз будут считать, что Наджибу Разаку просто удалось с кем-то договориться. Больше того, задействование в критике премьера «тяжелой артиллерии» в виде Wall Street Journal говорит о решимости его врагов идти до конца в своей борьбе, и полумерами они вряд ли ограничатся.

Обращают внимание эксперты и на удачно выбранный момент для атаки на премьера. Только что правительство ввело новый налог на товары и услуги — а такие действия практически всегда вызывают негативные эмоции в обществе. В этом смысле повышение рейтинга Малайзии агентством Fitch — «последняя хорошая новость, о которой уже давно забыли».

Наджиб Разак также полон решимости бороться до конца. Его офис назвал публикацию в WSJ «политическим саботажем» и сообщил о намерении премьера подать в суд на издание. В заявлении канцелярии премьер-министра также говорится, что цель публикации — разрушить экономику страны и свергнуть нынешнее правительство, несмотря на «успешное руководство экономикой, находящейся под встречными глобальными ветрами — как было признано на этой неделе повышением рейтинга Fitch».

Глава гонконгского бюро Wall Street Journal Кен Браун сообщил журналистам, что журналисты максимально проверили подлинность тех документов, которые оказались в их распоряжении, потому что речь идет о премьер-министре государства. «Документы, которые мы видели, были представлены генеральному прокурору Малайзии и другим членам правительства. Премьер-министр видел их», — сообщил он, одновременно отвергнув политическую составляющую в том факте, что они преданы гласности.

Представители руководства двух крупнейших оппозиционных партий — Партии демократического действия и Партии народной справедливости — призвали к срочной встрече для обсуждения сложившейся ситуации. Со стороны оппозиции даже звучат голоса о попытке вынести в парламенте вотум недоверия правительству Наджиба Разака. На первый взгляд, в условиях преобладания в парламенте сторонников Национального фронта эта затея обречена на провал и ничего, кроме пиара, оппозиции не принесет. Но, возможен такой вариант, когда часть депутатов от правящей коалиции, понимая тупиковость ситуации и действуя согласно инстинкту самосохранения, поможет свалить скомпрометировавшего себя лидера и затем поставить на его место выбранного ими (а не оппозицией) нового человека — благо, до парламентских выборов остается еще почти три года, и у него есть время, чтобы все начать с «чистого листа» и раскрутиться в качестве новой и незапятнанной политической фигуры. Собственно, это — именно то, к чему уже несколько месяцев призывает бывший премьер Махатхир Мохамад, а среди депутатов и членов руководства ОМНО немало его сторонников.

В свою очередь, генеральный прокурор Малайзии Абдул Гани Патаил заявил 4 июля о том, что к нему действительно поступили материалы, связывающие премьер-министра с фондом 1MDB, и если информация, изложенная в них, подтвердится — они станут основанием для выдвижения обвинений в уголовном преступлении. Генпрокурор возглавил специальную четырехстороннюю рабочую группу, цель которой — проверка обвинений против Наджиба Разака. Сообщается, что группа уже начала действовать, изъяв 3 июля документы в офисах ряда компаний, связанных с сомнительными денежными проводками.