Персы против арабов, а греки против немцев: что дальше?
Мировой новостной поток в эти дни исходит из двух европейских столиц — Брюсселя и Вены, где переговорщики ломают головы над судьбоносными проблемами греческих долгов и иранского мирного атома. Эти вопросы наконец-то пересеклись во времени и пространстве. Ежечасно до нас доходят кадры из Афин, где растерянные граждане снимают в день по 60 евро, чтобы прикормить свои семьи. Экономисты и политики рассуждают о влиянии греческих проблем на европейские ценные бумаги и единую валюту. Все ищут разгадку кризиса, но мало кто вспоминает, что Греция попала в долговую яму не только благодаря «близорукой» политике Евросоюза, но из-за планетарного финансового кризиса, который в 2008 году взял своё начало на западном берегу Атлантики — в США. Не случайно экс-советник президента Франсуа Миттерана, французский экономист Жак Аттали напишет в эти дни следующие строки: «Американцы, играющие в Международном валютном фонде (МВФ) роль „первой скрипки“, должны были объяснить геостратегическую значимость стабилизации Греции и еврозоны, но они не захотели ничего предпринимать. Долговой кризис закладывает основу нового глобального кризиса… Европейцы, решайте свои проблемы сами. Рассчитывайте только на собственные силы и не доверяйте чужому мышлению, которое может до вас доноситься с другого берега Атлантики или же Тихого океана». На страницах журнала L'Express Аттали предлагает «простое» решение долговых проблем: «Нужен план экономии, справедливый в социальном отношении, который предполагает списание долгов Афинам до уровня ниже 100% ВВП. Их всё равно никто не сможет выплатить. Для реализации этих мер необходимо создание Европейского валютного фонда и полноценного министерства финансов еврозоны».
На последние числа июня возлагались особые надежды, связанные с переговорами по Греции и соглашением по ядерной программе Ирана. Однако им не суждено было реализоваться в намеченный срок. Оба вопроса отложены на неделю. Совпадения на этом не заканчиваются: 5 июля греки определятся относительно будущего финансового плана страны, а к 7 июля ИРИ и «шестёрка» международных посредников должны представить итоговое соглашение по ядерной программе, которое, по оценке министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «находится в пределах достижимости». Парадокс состоит в том, что греческий долговой кризис ослабляет мощь Германии, «усмиряют гордыню» Старого Света, как сказал бы на месте автора любой из американских ястребов, ввергая еврозону в экономический «стресс». В свою очередь, иранская ядерная программа удерживает арабский мир и Израиль в постоянном напряжении. Главным выгодоприобритателем остаются Соединённые Штаты, выступающие в роли «беспристрастного» арбитра в делах Европы и Ближнего Востока. Тем более что появился ещё один повод заработать. Сырьевые рынки восприняли информацию о пролонгации переговоров в Вене с позитивом. У стран ОПЕК также нет повода для беспокойства — они получают время для повторного манёвра перед тем, как исламская республика освободится от санкций в надежде увеличить до конца года суточный объём добычи до 4 млн баррелей вместо нынешних 3 миллионов.
Тогда Саудовской Аравии и её союзникам из Персидского залива придётся потесниться и вернуть «долг» за простой иранского нефтепрома, чего нельзя сказать о России, которая не связана с картелем коллективными обязательствами. Пока иранцы и арабы оспаривают права на черное золото, трубоукладчик Castoro 6 вышел в море в направлении территориальных вод РФ для подготовки к началу морской укладки «Турецкого потока». И дело тут не только в газе. По состоянию на май 2015 года, Россия заняла первое место в мире по добыче нефти, сумев произвести 45,288 млн тонн черного золота, на 1,6% превысив объёмы, добытые за аналогичный период прошлого года, уточняет агентство Bloomberg. Москва вышла на среднесуточный уровень добычи в 10,708 млн баррелей, оставив позади Эр-Рияд с 10,25 млн. Знатоки сырьевых рынков не исключают, что Россия сумеет побить рекорд, выйдя на 10,713 млн баррелей в сутки. Санкции не помешали достичь успеха. Скорее наоборот: Россия и Германия почувствовали острую необходимость в экономической и политической кооперации. Поэтому министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил газете Welt am Zonntag, что Берлин не должен допустить изоляции Москвы, а восстановление «нормальных дружеских отношений» с русскими «было бы весьма желательно». Именно в этих условиях США штурмуют мировой нефтяной олимп, где они пока находятся на третьем месте с добычей в 9,7 млн баррелей в сутки. Несмотря на отставание от русских в 1 млн баррелей, американцы уже превзошли собственные показатели далекого 1971 года, сообщает Международное энергетическое агентство.
В неоднозначной ситуации оказывается Иран. Как отмечает Tehran Times, англо-голландская Royal Dutch Shell и итальянская Eni провели 27 июня переговоры с Национальной иранской нефтяной компанией на предмет инвестиций в отрасль, что станет возможно сразу после снятия международных санкций с Тегерана. ИРИ нуждается в финансовых вливаниях, без которых планы министерства нефти по скорейшему увеличению добычи на 700 тыс. баррелей (в сутки) кажутся невыполнимыми. Аналитики City Group подсчитали для Wall Street Journal, что с учётом специфики своих месторождений Иран без иностранной помощи может рассчитывать лишь на дополнительные 300 тыс. баррелей в сутки. Прогноз энергетической консалтинговой группы Wood Mackenzie и вовсе походит на приговор — эксперты уверены, что Тегеран выйдет на рост добычи в 600 тыс. баррелей только к концу 2016 года. Американцев это вполне устраивает: Иран будет постепенно ослаблять «нефтяную хватку» именно Саудовской Аравии. Однако в самом королевстве предпочитают умолчать о проблемах. Саудовцы рапортуют о росте экономики на фоне колебания цен.
По предварительным итогам, США достигают стратегической цели: Евросоюз, будучи вторым по влиянию эмиссионным центром в мире, безнадёжно пытается выкарабкаться из долгового кризиса, в ходе которого греки сталкиваются с немцами, находясь на пороге технического дефолта. На Ближнем Востоке разыгрывается аналогичная партия, но уже против Саудовской Аравии, которая изматывается в йеменской гражданской войне, подвергаясь вдобавок сырьевому натиску Ирана. Россия готова помочь делу, что проявляется в закупках 500 тыс. баррелей иранской нефти в сутки. Большая игра только начинается…